Рецензия на Fallout 4

logo-fallout-4-reviewАвтор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

При том, что уже в день начала продаж в магазины было отгружено целых 12 миллионов копий Fallout 4, Bethesda провела довольно скромную рекламную кампанию. Первая публичная презентация на E3 2015 оказалась и последней. Но почему авторы столь востребованной RPG так упорно скрывали ее от народа? Явно не для того, чтобы подогреть интерес, ведь их коллеги из CD Projekt RED не скупились на ролики, и The Witcher 3 это ничуть не повредило.

Битва при Банкер-Хилле

Разработка: Bethesda Game Studios
Издание: Bethesda Softworks
Жанры: Action (Shooter)/RPG/1st Person/3rd Person/3D
Похожие игры: Fallout 3, Fallout: New Vegas, The Elder Scrolls 5: Skyrim
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Ответ прозаичен: создателям Fallout 4 было почти нечего показывать. Дебютный и релизный трейлеры превосходно справляются со своей задачей: после их просмотра веришь, что исследование огромного постапокалиптического мира затянет с головой на недели. Увы, всё совсем не так.

Здешние пустоши сравнимы по размерам с Fallout 3 и New Vegas, однако смотреть в них особенно не на что. В основном вас ждут больницы, заводы, полицейские участки и прочие “объекты инфраструктуры”, изготовленные под копирку и населённые мутантами или бандитами. Полноценных городов в Fallout 4 всего два, Даймонд-сити и Гуднейбор (базу Братства стали и тем более Институт поселениями в привычном смысле слова всё-таки не назовешь). Хотя иногда оригинальные локации, конечно, встречаются. Например, Убежище 81, чьи жители, в отличие от Города-убежища из Fallout 2, вообще не покидали родных стен и прекрасно чувствуют себя внутри, пусть и зависят от торговли с караванами.

Огорчает и главная сюжетная линия. Поначалу поиски похищенного сына кажутся увлекательными, но после окончания расследования вы будете втянуты в нелепую борьбу между фракциями, достойную разве что подростковых фанфиков. Как и в Fallout 3, Братство стали наводит порядок на окрестных землях, а противостоит ему на сей раз Институт, штампующий армию андроидов и тщательно маскирующий некоторых из них под людей. Чего именно добиваются яйцеголовые, кроме абстрактного “строительства будущего”, понять из Fallout 4 трудно.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 4

Еще невнятнее образ подпольщиков из “Железной дороги”, освобождающих роботов из неволи и помогающих им начать самостоятельную жизнь, подобно аболиционистам XIX века. В Fallout 3 связанный с этой организацией квест был лишь ниточкой в сплетении всевозможных конфликтов. Здесь же живущим в подвале “агентам” уделено много внимания, и их игра в конспирацию посреди разрушенной Америки – детский лепет.

Особняком стоят Минитмены, защищающие обитателей постапокалиптического Массачусетса от любых угроз. Никакой идеологии у ополченцев нет, поэтому их ветка сценария – самая скучная, хотя и наиболее внятная. Однако примыкать к ним или кому-то еще в финальной “разборке”, вырезая соперников, совсем не хочется. Не потому что кого-то из них ужасно жалко – просто мотивация отсутствует.

Ещё у авторов не вышло раскрыть характер Бостона и окрестностей, где разворачиваются все события. Очевидно, что в плане достопримечательностей он не ровня Вашингтону, но должно же у него быть своё лицо? Улицы, станции метро, логовища супермутантов, укрепления Братства стали и Даймонд-сити вместо Мегатонны выглядят точно так же, как в третьей части, с поправкой на более современную графику, и по радио звучат до боли знакомые композиции. По такому шаблону Bethesda может наклепать сколько угодно продолжений, меняя одну столицу штата на другую.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 4

Колыбель свободы

По большому счету, Fallout 4 вообще не следует воспринимать как RPG. В рамках этого жанра она смотрится очень слабо, причем даже не из-за ролевой системы, которую разработчики упростили до предела (достаточно сказать, что из нее исчезли навыки, а каждый уровень вам дают по одному “перку”).

Куда важнее то, что тут почти нет заданий, подразумевающих хоть намёк на вариативность прохождения – их не более 10-20% от общего числа. Да и какие могут быть тонкости, когда вас просят убить всех врагов в очередном здании или принести оттуда определенную вещь?

Под стать и диалоги, на чьём фоне злосчастное “колесо” из Mass Effect кажется венцом интерактивности. На выбор всегда предлагают четыре фразы, но по ним за редким исключением можно тыкать не глядя. Если уж отказ не предусмотрен, вместо “да”, “нет”, “сарказм” и уточняющего вопроса авторы могли оставить одну-единственную реплику. Вдумайтесь: в какой еще RPG вы говорите твердое “нет” и всё равно соглашаетесь с собеседником?

Смотреть галерею скриншотов Fallout 4

При этом в качестве шутера с открытым миром Fallout 4 – игра приличная. В третьей части “боевка” была корявой и скучной из-за неудобной стрельбы и толстокожих врагов, а теперь сражения не уступают какой-нибудь Call of Duty. Благодаря бодрому темпу и добротной анимации воевать не надоедает даже спустя десятки часов. Прицеливание через V.A.T.S., некогда спасительный “костыль”, сейчас нужно только при уничтожении вертких мух-переростков.

Bethesda вообще не скрывает своё желание понравиться поклонникам экшенов. Чего стоят “легендарные” монстры, которые мутируют прямо в бою, а после гибели роняют предметы с дополнительными характеристиками вроде “атомного гранатомета с +20 урона ядом”. Такой «закос» под Borderlands совсем неуместен, но здорово подстегивает охотничий азарт.

Перенести бы Fallout 4 в постсоветские декорации – получился бы тот самый S.T.A.L.K.E.R., снившийся нам десять лет назад. За счет случайных заданий, которые жители дают герою как в Skyrim, играть в нее можно до бесконечности. Воду на эту мельницу льет и строительство собственных поселений, не ограниченное стартовой деревушкой. Вы вольны создать целое государство из 30 аванпостов, заселив их своими напарниками или безымянными NPC, откликнувшимися на призыв по радио.

Смотреть галерею скриншотов Fallout 4

Даже если не стремиться проявить себя на архитектурном поприще, иметь под рукой магазины, оборонительные рубежи, ночлег и верстаки для “крафтинга” как минимум полезно. Улучшать оружие, кстати, очень приятно. Во-первых, оно значительно превосходит стандартные модели по эффективности. Во-вторых, соответствующие меню на удивление удобны. Чего, увы, не скажешь об интерфейсе нашего вещмешка. Несмотря на то, что PC-версия разошлась тиражом больше двух миллионов, Bethesda опять забыла о тех, кто предпочитает управлять мышью, а не геймпадом.

Любопытно, что строительство и “крафтинг”, от которых любители ролевых игр зачастую воротят нос, сделали мародерство в Fallout 4 куда более осмысленным. Если раньше герои относились к хламу брезгливо, выуживая из него лекарства и патроны, то теперь собирают самое разное барахло, поскольку и оно сгодится в хозяйстве, или ищут что-то конкретное. Причем для прохождения вся возня вовсе не обязательна – возвести что-то вас попросят лишь в нескольких квестах.

* * *

Вынырнув из Fallout 4, я не ощущаю большого разочарования. Это продукт своей эпохи, окончательно переформатированный под широкую аудиторию. Меня волнует единственный вопрос: увидим ли мы после такой игры нормальную RPG в этой вселенной?

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-2300/Phenom II X4 945 3 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 550 Ti/Radeon HD 7870
30 Гб на винчестере
64-разрядная Windows 7/8/10

Core i7 4790/AMD FX-9590 3,7 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 780/Radeon R9 290X
30 Гб на винчестере
64-разрядная Windows 7/8/10

Summary
Review Date
Reviewed Item
Fallout 4
Author Rating
41star1star1star1stargray
-69%
265 руб.859 руб.