Рецензия на Europa Universalis 4

logo-europa-universalis-4-review
Автор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Студия Paradox Interactive, ведущий производитель глобальных стратегий на планете, давно размазала конкурентов об стенку. Никто, кроме неё, не выпускает регулярно столь глубокие и увлекательные проекты о разных периодах истории. Но в прошлом году шведы одержали ещё более серьёзную победу – над собственной криворукостью.

Crusader Kings 2 – их первая игра, стабильно работавшая без патчей и не пугавшая прохожих аскетичной графикой. А теперь успех закрепила и четвёртая часть флагманской серии Europa Universalis. Для поклонников жанра наступила прекрасная эпоха.

Сослагательное наклонение

Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Жанры: RTS/Grand Strategy/Top-down/3D
Похожие игры: Crusader Kings, Crusader Kings 2, Europa Universalis, Europa Universalis 2, Europa Universalis 3
Мультиплеер: (32) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Дело тут, конечно, не в симпатичной карте, по которой шагают детально прорисованные человечки, не в невероятной скорости загрузки и прочих технических мелочах, хотя они тоже важны. Главное – Paradox создавала Europa Universalis 4, опираясь на огромный опыт, накопленный за долгие годы.

Ведь третья часть вышла в 2007-м, когда студия не до конца сформировала свой «фирменный стиль». В каких пропорциях смешивать свободный геймплей и цитаты из учебников? Как должен работать интерфейс? Почему аудитория порой принимает в штыки оригинальные идеи? Europa Universalis 3 стала прорывом, однако ответы на все эти вопросы помогли сделать следующую игру ещё лучше.

Смотреть галерею скриншотов Europa Universalis 4

Причём сначала кажется, что изменений немного. Вот, к примеру, в Civilization 4 поле было разбито на квадратные клетки, куда можно загнать сколько угодно войск, а в Civilization 5 – на шестигранники, вмещающие только один юнит. Сразу понятно, что это – разные проекты. Тут же общие принципы почти не трогали, зато очень сильно обновили внутреннее устройство.

С 1444-го по 1821-й год игрок руководит любой из существовавших тогда держав: развивает экономику, заключает соглашения и воюет с соседями, исследует terra incognita и отправляет колонистов на другой конец света. Иными словами, пишет «альтернативную историю».

На протяжении всей партии на экране – лишь всевозможные таблички и пестрая карта с обширным набором фильтров. Но воображение рисует всё в таких красках, что легко заткнёт за пояс движок свежей Total War. Благодарить стоит случайные события, оживляющие виртуальный мир. Из-за них перемотку времени постоянно приходится останавливать, чтобы узнать об очередном происшествии и выбрать, как на него отреагировать.

В четвёртой части авторы отошли от идеи абсолютной вольницы, с которой экспериментировали в Europa Universalis 3. Тогда они считали, что если написать подробные правила, игра сама убедительно смоделирует какую угодно ситуацию. Оказалось же, что люди обожают выдержки из учебников – так лучше чувствуется атмосфера.

В итоге Paradox нашла удачный компромисс: скриптовые заготовки срабатывают в определённых, весьма гибких условиях. Скажем, при низкой стабильности между 1550 и 1660 годами в России может наступить Смутное время. В аддоне Europa Universalis 3: In Nomine разработчики поступали иначе, предлагая выполнять миссии, подталкивающие государство в верном направлении. В EU 4 они тоже есть, хотя им отведена меньшая роль и награды не такие солидные.

Не в деньгах счастье

В Europa Universalis 3 деньги спасали от почти всех проблем. История же знает массу примеров, когда правители не могли навести порядок в стране и двинуть вперед науку, несмотря на сверхприбыли. Соотечественникам далеко ходить не надо – достаточно выглянуть в окно. В общем, пусть это и терпимая условность, лучше бы её не было.

Теперь концепция сменилась. Золото по-прежнему важно, однако на первый план выходят три параметра: административная, дипломатическая и военная мощь. На скорость, с которой пополняется их запас, влияют таланты монарха и его советников. Убывает же ресурс от каждого чиха, из-за чего перед игроком часто встают дилеммы.

Смотреть галерею скриншотов Europa Universalis 4

Если вы возвели много полезных факторий — не получится интегрировать земли, присоединённые огнём и мечом. Сняли усталость от войны – будет труднее вести переговоры. Изобрели более совершенную артиллерию – не сможете нанять генерала или провести операцию против мятежников. Приходится думать, что вам нужнее сейчас и в дальнейшем, принимать настоящие стратегические решения.

Раньше шведы добивались похожего результата с помощью «костылей» и надстроек, вроде «магистратов» из аддона Heir to the Throne, необходимых для реформ. В Europa Universalis 4 их убрали, заодно поменяв принцип работы прочих чиновников. Когда вы даёте послам, торговцам и первопроходцам задание, они не пропадают, и дождаться появления новых нельзя. У вас всегда есть ограниченное количество специалистов, которыми следует распоряжаться с умом. Хотите заключить ещё один союз или снарядить купца в богатый восточный порт? Затягивайте пояс в другом месте.

Кстати, о коммерции. Ее механику Paradox перекроила до неузнаваемости. Весь мир опутывают торговые пути, из Азии и Нового Света – в Европу. В узловые точки, где они пересекаются, мы посылаем негоциантов, чтобы те боролись за долю рынка или направляли поток в выгодную сторону – к региону, где наши позиции сильнее, чем у конкурентов. Прибыль увеличивают и патрульные флоты, а для них, разумеется, не обойтись без баз. Все это делает колонизацию и передел сфер влияния куда осмысленнее.

Хочешь построить империю – спроси меня как

Правда, прежде чем отбирать у кого-то провинции, стоит взвесить «за» и «против». В Europa Universalis 4 авторы избавились от надуманной красной черты, после которой на агрессора кидались все окружающие. Отношения с соседями, конечно, портятся, и они наверняка нападут, почуяв слабину.

Точнее, такой момент неизбежно настанет. Аннексированные области, особенно без законных претензий, – серьёзная нагрузка. Если там еретики или представители иных культур – и того хуже. Да и затяжные войны карают рядом штрафов. Позаритесь на кусок, не сумеете его прожевать — глазом моргнуть не успеете, как страну охватят бунты.

Смотреть галерею скриншотов Europa Universalis 4

При этом конфликты протекают реалистичнее. Исход определяют генеральные сражения, «пинг-понга» – нудных погонь за отступающими – почти нет. Важнее всего – свежая система подсчёта победных баллов. Атакуя врага, вы ставите цель: допустим, занять провинцию или доказать превосходство (то есть разбить оппонента в 80% битв). Если вам удалось её достичь, очки будут расти до тех пор, пока вы удерживаете ключевой район. В EU 4 не нужно оккупировать полстраны, чтобы одержать верх в споре о границах.

Неоднозначнее всего поменялась внутренняя политика – исчезла целая батарея регулирующих её «ползунков». Но изображать, чем отличается одно общество от другого, как-то надо, и сейчас эту задачу переложили на «идеи» – аналог civics и «социальных реформ» из последних «Цивилизаций».

Выглядит это абстрактно: можно понять, что один отдал приоритет религии, а второй развивает армию, но поставить две страны рядом и сравнить их стало труднее. Зато управлять государством – проще. Ведь игрок всё равно сразу решал, какой он хочет видеть свою державу, и затем соблюдал ритуал: раз в 10 лет нажимал на заветную кнопку и делал ещё один шаг в выбранном направлении.

Интерфейс вообще был бы выше всяких похвал, не испорти его мизерный шрифт, еле различимый при больших разрешениях. Все элементы расположены очень удобно, подсказки дают огромное количество полезной информации, а число щелчков мышью сведено до минимума. Особенно хороши вербовка войск и строительство — на мобилизацию уйдут считанные секунды.

Главное – преодолеть мандраж. После отменных обучающих режимов в Victoria 2 и Crusader Kings 2 здешний кажется поверхностным. В действительности же Europa Universalis 4 доступна любому, кто интересуется историей и неравнодушен к жанру. Потратьте пару часов, разберитесь, что к чему, и вы не пожалеете.

* * *

В рецензии на Crusader Kings 2 я назвал её лучшим творением Paradox Interactive. Теперь она делит вершину пьедестала с Europa Universalis 4. Тяжело сказать, какая из игр совершеннее, слишком уж они разные. CK 2 в первую очередь симулятор феодальных отношений, так что в нише глобальных стратегий новая «Европа» – безусловный фаворит.

Оценка Riot Pixels95%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4 2,4 ГГц/Athlon 3500+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Pentium 4 3 ГГц/Athlon 3500+
3 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon X1900
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Europa Universalis 4
Author Rating
51star1star1star1star1star
-76%
165 руб.699 руб.