Рецензия на Dragon Age: Inquisition

logo-dragon-age-inquisition-reviewАвтор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

«Открытый мир» — главное словосочетание уходящего года. Мордор и революционный Париж, США и банановая республика Кират, Лос-Сантос и, если бы CD Projekt RED не подстраховалась, окрестности Новиграда — до нас наконец-то дошла вторая большая волна «песочниц». Окрылённые успехами коллег, особенно Bethesda со Skyrim, продюсеры Dragon Age: Inquisition пошли по их стопам. Хотя для начала им не мешало бы задуматься: а того ли ждали от них поклонники?

Всё включено

Разработка: BioWare
Издание: Electronic Arts
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Dragon Age: Origins, Dragon Age 2, Jade Empire
Мультиплеер: (2-4) online
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Зато упрёки в засилье однотипных тесных подземелий и недостаточно эффектной картинке, сопровождавшие Dragon Age 2, теперь не прозвучат. Конечно, этот мир — не совсем открытый, поскольку вместо одной гигантской локации мы путешествуем по дюжине карт. Графическое ядро Frostbite 3, отвечавшее за впечатляющие виды Battlefield 4, рисует поистине эпические пейзажи. Высоченные горные кряжи, заснеженные пики которых издали выглядят совершенно неприступными; глубокие каньоны, величественные монументы, яркий осенний лес и потрясающие, почти натуральные волны на морском побережье. В бюро виртуального туризма, похоже, открылось новое направление — Тедас. Даже ядовито-зелёные разломы в пространстве, откуда лезут жуткие демоны, — и те по-своему красивы.

К счастью для жителей Ферелдена и Орле, у них есть смельчак, волей случая оказавшийся там, где ему (или ей) быть не следовало и сорвавший планы таинственного злодея. Кое-что негодяй всё-таки успел сделать — взорвал собор, в котором должны были состояться переговоры между магами и церковниками, враждующими все десять лет, что минули после трагедии в Киркуолле. Героя сперва принимают за террориста — ведь на его ладони красуется отметина такого же салатового оттенка, как и у громадной воронки в небе. Впрочем, следователь Кассандра Пентегаст, хорошо знакомая по Dragon Age 2, быстро осознаёт, что этот подозреваемый — лучшая надежда на спасение от новой напасти.

Кассандра решает не ждать, пока чародеи и клирики перестанут винить друг друга и сложат оружие. Она возрождает Инквизицию, местный аналог МЧС на период кризиса, а её пленник становится из главного подозреваемого настоящим религиозным символом — люди верят, будто чудесной меткой его одарила сама богиня Андрасте. Под знамёна новой организации стекается народ со всех концов Ферелдена и Орле; очень скоро меню, где мы добавляем персонажей в отряд, начинает пестрить знакомыми и незнакомыми лицами.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Age: Inquisition

Кое-кто из старых друзей, помогавших ещё в борьбе с Архидемоном, на задания не ходит. Лелиана следит за своей агентурной сетью. Экс-тамплиер Каллен муштрует войска. Зато гном Варрик, видный бизнесмен, известный писатель, владелец убойного арбалета «Бьянка» и, как и прежде, большой любитель приврать, твёрдо шагает навстречу опасностям. Если эти имена вам ничего не сказали, советую пройти две предыдущие части, желательно с DLC. Поначалу кажется, что создатели Inquisition постарались забыть о наследии серии (конфликт волшебников с духовенством они решают за полчаса!), но чем ближе финал, тем больше привычных физиономий и отсылок к истории Тедаса.

Вообще, напарники — пожалуй, лучшее, что есть в Inquisition после сногсшибательных панорам. Каждый — интересная личность, будь то эльф-отшельник Солас, предпочитающий беседовать с духами, командир наёмников по прозвищу Железный Бык, чьё поведение ломает стереотипы о кунари, или рыжеволосая Сера с манерами уличной хулиганки. Разговаривайте с ними, старайтесь завоевать их расположение, и игра наградит вас цепочками увлекательных квестов, для которых авторы не поскупились на хорошие ролики и мини-локации. Благо у всех компаньонов найдётся как минимум пара скелетов в шкафу. Хотите встретить настоящую Бьянку, раскрыть все секреты красного лирия, устроить весёлые посиделки с боевыми товарищами и, конечно, завести любовный роман? Тогда не спешите бежать вперёд по сюжету, когда Инквизиция откроет штаб-квартиру в цитадели Скайхолд.

Здорово развлекают и беседы во время походов, причём если вы будете брать с собой одних и тех же спутников, то заметите, что они редко перебрасываются случайными фразами. Их отношения постепенно развиваются, открывая порой неожиданные грани характера. Именно в эти моменты чувствуешь себя «как в старые добрые времена».

Смотреть галерею скриншотов Dragon Age: Inquisition

MMO для эгоиста

Общение с напарниками тянет по объёму на отдельную RPG, и это хорошо, потому что в основной “ветке” заданий удручающе мало. Чтобы пересчитать ключевые эпизоды, в которых мы вершим судьбы мира, хватит пальцев на обеих руках. Однако на прохождение уйдёт не меньше 40-50 часов.

Разгадка кроется в структуре кампании. Дабы игрок не спас Тедас за пару вечеров, BioWare обнесла главные квесты условными ограничениями. Надо попасть в локацию, где герой будет разыскивать Серых Стражей? Извольте выложить 8 очков власти. Стать гостем пышного бала, устроенного императрицей Селеной, и погрузиться в пучину дворцовых интриг? 30 баллов. Вдобавок у всех миссий есть минимально допустимый уровень отряда — Dragon Age: Inquisition не подстраивается под скорость вашей «прокачки».

Чтобы заработать эти очки, необходимо заниматься побочными квестами. Например, гулять по округе и захлопывать разломы. Или выполнять бесконечные просьбы по поиску ресурсов для снабжения войск: сбор лечебных корешков — настолько ответственное дело, что никому, кроме верховного инквизитора, оно не по силам. Перерабатывая очередную стаю волков на охапку шкурок, вы поневоле вспомните все ММО, в какие вам доводилось играть — механика точно такая же.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Age: Inquisition

На уровне онлайновых RPG выполнены и второстепенные квесты. Их авторы не утруждали себя ветвящимися диалогами, моральным выбором, роликами и, собственно, интересной начинкой. Один из жителей Рэдклиффа попросил найти сына, который бросил родной дом и подался в культисты — только юноша знает, как приготовить снадобье, способное спасти его мать. Предвкушая драму, я отправился через пол-карты в логово на удивление мирных фанатиков. Отыскал парня, передал ему просьбу и… без всяких пререканий получил пузырёк. Всё, осталось лишь вернуться в деревню и сдать груз. В другом случае меня послали отнести цветы на могилу. Окей, нашёл надгробие, положил, вернулся, услышал «спасибо». Очень весело!

Я бы хотел сказать, что это — два отдельных грустных примера, но, к несчастью, DAI до краёв забита таким хламом. Хуже того, многие карты приклеены к повествованию на соплях. Освобождение района Emprise de Lion от рехнувшихся храмовников-отщепенцев — череда однообразных стычек. Погоня за артефактом в гигантской пустыне, где царит постоянная ночь (потому что BioWare не сделала смену суток), — опять же, битвы и пять головоломок для дошколят. Вызволение солдат, попавших в плен к воинственному племени авааров, — скоротечная «зачистка» болота от нежити. Убей, принеси, найди, а наградой будет текстовое окошко.

Да и сам мир больше похож на декорации, нежели на вселенную, бурлящую жизнью. Троица агентов венатори, угрюмо ковыряющая медведя в лесу, пугливые олени и песчаные лисы — вот и вся имитация. Far Cry 4, при всём безумии происходящего, обходит Inquisition на корпус, а про GTA 5 я вовсе молчу. Даже разломы срабатывают лишь в нашем присутствии! Единственная зона, исследование которой и впрямь интересно, — затопленная деревушка Крествуд, тесно вплетённая в сюжетную канву.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Age: Inquisition

Манчкинам здесь не место

Как бы ни хотелось избежать унылой экскурсии, иных вариантов не дано. Ведь, помимо очков власти, мы усиливаем влияние, по сути, «прокачивая» Инквизицию. По достижении уровня нам дают 1 балл на покупку какого-нибудь “перка”, а они тут очень полезные. Можно, скажем, увеличить количество оздоравливающих снадобий с 8 до 12 штук на отряд, ибо регенерации и лечебных заклинаний нет. Или расширить тесный инвентарь на 15 ячеек (никто же не сподобился смастерить сундук, куда Инквизитор складывал бы лишние вещи).

Есть опыт и традиционный, однако любителям подолгу копаться в параметрах персонажей, перебирая разные сочетания, DAI предлагает отведать хрена на постном масле. Взяв за основу простенькую ролевую систему Dragon Age 2, BioWare обесценила базовые характеристики героев. Они существуют, но теперь до них нет дела: здесь никак не понять, +6 к ловкости – это много или мало. Статистика на отдельном экране — бестолковый набор цифр.

Лишены особого смысла и размышления над древом талантов. Размазывать драгоценные очки навыков по двум дисциплинам глупо; лучше основательно развить одну, а потом налечь на специализацию. В общем, жмите кнопку «Auto Level Up», как в Mass Effect 2 и 3. Ничего не потеряете.

К слову о тщетных стараниях —  BioWare Montreal добавила сюда мультиплеер с «кооперативом» на четверых и продажей воздуха за реальные деньги. У студии хватило ума не пришивать его никоим боком к «синглу», поэтому смело проходите мимо — хотя бы из-за безнадёжно кривого сетевого кода и архитектуры peer-to-peer.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Age: Inquisition

Ох уж эти сказочки

Показывая Inquisition на выставках и пресс-турах, EA не упускала случая напомнить о двух важных фактах: а) разработчики избрали РС ведущей платформой; б) в игре есть полноценная тактическая камера. Слова продюсеров оказались такой же липой, как и нелинейное задание про спасение сельчан от бандитов, приятно удивившее прессу (в том числе меня) год назад, — в финальной версии от него и следа не осталось.

Что же до технической части, то РС и правда что платформа ведущая — по количеству «багов». Два патча толком не исправили ситуацию; беспричинные «тормоза», визуальные артефакты, вылеты в Windows и нелепые ошибки портят настроение и через месяц после релиза. Не думал, что у инвалида Assassin’s Creed: Unity этой осенью появится конкурент…

Тягается Inquisition и со Skyrim — в сомнительном споре, чей интерфейс корявее. Окно рюкзака с ОГРОМНЫМ шрифтом и четырьмя предметами на экран вынуждает всякий раз тяжело вздыхать. Создание оружия, брони и аксессуаров — тоже морока. Сравнить будущий предмет с тем, что у героя в руках, нельзя. Список чертежей и со включённым фильтром приходится проматывать вверх-вниз. Обилие камешков и шкур — мнимое, ибо многие дают вещи один и тот же эффект.

Но буквы а-ля «бабушкофон» — комариный укус на фоне тактической камеры. Высоко приподнять её и получить обзор как в стратегии невозможно. Нахалка еле отрывается от земли, да ещё предлагает неудобный ракурс. Ну а при выборе персонажа оператор автоматически фокусируется на нём – жутко бесит, когда партия разбросана по углам.

Смотреть галерею скриншотов Dragon Age: Inquisition

О какой тактике можно говорить, если у напарников нет очереди приказов, а переключать оружие в разгар сражения (что пригодилось бы стрелкам) запрещено? Рукопашный бой — упрёк тем, кто обзывал Dragon Age 2 позорным слэшером. Не ту игру вы поносили, господа; там нас не просили зажимать левую кнопку мыши, чтобы воин, будто в Diablo 3, кромсал стоящих поблизости врагов.

Конструктор скриптов для поведения подопечных тоже сильно порезали; собственно, ИИ вообще подурнел. Сколь безрассудно команда тратит энергию и ману, вы почувствуете в первой схватке с драконом; заодно удивитесь, какого чёрта ваши маги и лучники упорно лезут в пасть чудищу, напрочь позабыв о безопасной дистанции. Так что расслабьтесь, используйте паузу (закреплённую за LCtrl, поскольку по умолчанию “пробел” – прыжок) только для питья зелий и, не убирая пальца с мыши, наслаждайтесь вспышками ослепительных спецэффектов.

Последнее абсурдное новшество — кнопка, отвечающая за поиск трофеев. Умник, воткнувший в Mass Effect 2 сканирование планет, похоже, ещё не уволен из BioWare и продолжает генерировать нездоровые идеи. Если вы хотите быстро найти все полезные предметы рядом с собой — жмите V. Прошли пять метров — повторите. Гарантирую, к десятому часу странствий у вас возникнет условный рефлекс. Понять полный масштаб бедствия позволит меню, где мы апгрейдим лекарства, гранаты и тонизирующие настойки — меньше, чем за 30 каких-нибудь эльфийских корешков вам ничего не улучшат.

Инквизитору, конечно, не пристало собирать букеты и отбивать киркой минералы, но что поделать, коли прислуга безрукая? На глобальной карте, чья концепция напоминает миссии хашишинов из Assassin’s Creed: Brotherhood, можно послать помощника собирать ресурсы. Через 20 минут реального времени он торжественно притащит пять травинок и три камешка. Уж лучше потратить силы подчинённых на более важные миссии, открывающие доступ к новым локациям, ездовым животным и личным квестам наших компаньонов.

* * *

В Inquisition диким образом срослись две игры. Одна — почти как та самая классика молодой BioWare; она заставляет ёрзать на краешке кресла в ожидании сюрпризов, переживать за последствия трудных решений, смеяться над отличными шутками и оплакивать гибель любимцев. Другая — MMO с бездушно-шаблонными квестами и омерзительным «гриндом», пустившая скользкие щупальца туда, где ей не место. Отделить начисто первую от второй, увы, не получится.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Quad/Phenom II X4 2,5 ГГц
4 Гб памяти
GeForce 8800 GT/Radeon HD 4870
30 Гб на винчестере
интернет-подключение

Core i7/Phenom II X4 3 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7870 или R9 270
30 Гб на винчестере
интернет-подключение

Summary
Review Date
Reviewed Item
Dragon Age: Inquisition
Author Rating
41star1star1star1stargray