Рецензия на Cradle

logo-cradle-reviewАвтор: BAMBI

Кого-то новость о релизе Cradle наверняка застигнет врасплох. Необычная адвенчура про Монголию, юрту и механическую девушку должна была выйти ещё в 2012-м, однако надолго застряла в производственном аду, и с каждым годом надежда увидеть её становилась всё призрачней. Быть может, тяга к долгостроям – это наследственное, ведь студия Flying Cafe for Semianimals отпочковалась от GSC Game World, семь лет мусолившей S.T.A.L.K.E.R. В любом случае, те, кто мысленно поставил на этом приключении крест, оказались неправы: ни внутренние разногласия, ни бедственное финансовое положение в итоге не помешали маленькой независимой команде довести дело до конца.

По крайней мере, формально. Сколько именно страниц было в дизайн-документе и как много из них пришлось скомкать и выбросить, мы уже не узнаем, но лакун в Cradle предостаточно, и оба возможных объяснения печалят: либо сигналом к завершению разработки послужила фраза «И так сойдёт!», либо упрямые создатели потратили кучу времени и сил на воплощение задумки, которую следовало похоронить ещё в зародыше.

Степь да степь кругом

Разработчик: Flying Cafe for Semianimals
Издатель: Flying Cafe for Semianimals
Жанры: Adventure/1st Person/3D
Похожие игры: Amnesia: A Machine for Pigs, Dear Esther, Lifeless Planet, The Vanishing of Ethan Carter
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Брови ползут вверх от первой же сцены, где герой продирает глаза в незнакомом месте и обнаруживает, что у него амнезия. Видавший виды сюжетный шаблон, которому давно пора на свалку истории, смотрится особенно дико из-за того, что Энебиш (так зовут нашего парня) поначалу никак не реагирует на постигшую его беду и вообще не подаёт признаков жизни. Ни бормотания под нос, ни хоть какого-нибудь кряхтенья при прыжках – будто и не человеком мы управляем, а бестелесным духом. И если в других квестах «журнал заданий» – всего лишь вспомогательная функция, призванная освежить память игрока, то здесь вызываемое по нажатию на TAB окошко с текстом-подсказкой – главный источник информации о том, что и зачем надо делать.

Второе потрясение наступает чуть погодя, когда понимаешь, что Cradle склеена из двух совершенно разных по жанру проектов. Один – традиционный представитель point-and-click, хоть и с небольшой примесью акробатики, другой – напоминающая Minecraft трёхмерная головоломка, в которой надо прыгать по платформам и перекладывать с места на место разноцветные кубы. Такое ощущение, что авторы не сообразили, чем заделать дыру в сценарии, и просто позаимствовали на ближайшей программистской барахолке первую попавшуюся мини-игру. А затем, пожав плечами, ею же заткнули следующую дыру. И ещё раз. И ещё.

Смотреть галерею скриншотов Cradle

За участие в таких абстрактных развлечениях нас награждают призами – деталями от андроида. События Cradle разворачиваются в недалёком будущем, когда человечество сумело реализовать идеи трансгуманизма, фактически создав рецепт бессмертия и одновременно поставив себя на грань вымирания. Чтобы спастись от губительной заразы, люди придумали замораживать собственные бренные тела до лучших времён, а самим переселяться в металлических гуманоидов с дисплеями на лице. Все эти сведения можно почерпнуть из разбросанных по жилищу Энебиша газетных вырезок, однако читать статьи необязательно – всё равно ему потом прямым текстом поведает то же самое один из таких сосудов для сознания, расположившийся на столе у стены.

Энциклопедические данные, которыми нас потчует стальная дева Ида с необыкновенно выразительными глазами, звучат сухо и скучно, зато в перерывах между вымученными монологами она ведёт с героем на удивление живые, правдоподобные беседы. У Иды тоже проблемы с памятью, но не настолько серьёзные, и по ходу приключения барышня постепенно заполняет эти провалы, приподнимая завесу тайны. Правда, других инструментов развития сюжета у Flying Cafe не нашлось: мы ремонтируем подругу по несчастью, одним и тем же способом добывая нужные запчасти, а нам взамен выдают порцию откровений – и так до самых титров.

Смотреть галерею скриншотов Cradle

Мир Cradle красив и просторен, но смехотворно пуст. Помимо юрты, бесшовная карта вместила всего два объекта: трамвайную станцию, куда периодически заглядывает третий и последний персонаж, а также «Сад гербер» – полуразрушенную постройку непонятного назначения, где разместились павильоны с пресловутыми платформами и кубиками. Стимулов отклоняться от кратчайшего маршрута нет никаких, поэтому на живописные пейзажи, пронизанные тоскливой романтикой, и диковинные приспособления, выполненные в стиле советского футуризма, вскоре перестаёшь обращать внимание.

На однообразные пробежки туда-сюда и упомянутую «кубическую» головоломку уходит львиная доля игрового времени, а сирый и убогий квестовый остаток напрягает не столько логику, сколько нервы. «Инвентарь» скован дурацким ограничением в семь предметов, словно авторы перепутали Монголию с Кирандией. Из сохранений доступен лишь «автосейв», и после перезагрузки предметы улетучиваются из карманов, запрыгивая обратно на исходные позиции. Впрочем, всё не так страшно: в действительности носить с собой необходимо не больше одной вещи за раз, да и цели заданий сосредоточены вокруг дома, так что потерпеть можно. Вот только ради чего?

Смотреть галерею скриншотов Cradle

На первых порах Cradle выглядит просто как ещё одна вариация на тему «Сталкера»: в предыстории звучат слова о техногенной катастрофе, а в качестве главной приманки выступает обнесённая оградой территория, где гибнет всякий путник. Однако фокусники из Flying Cafe отчаянно юлят, атакуя мозг вязкой терминологией и вместо разгадок вываливая новые феномены: вот вам, значит, эпидемия бесплодия, дубликаты личностей, десператоксин, фитокопии, морфофобия, живительный экстракт из человеческих эмоций, чёрные клубки-аномалии, взрывающиеся люди, индекс красоты, телепатия, пространственно-временные искажения, в конце концов! Как будто взяли томик-антологию типа «Фантастика-80» и спрессовали все рассказы в бессмысленную кучу-малу. А в финале историю вообще замыкают накоротко, разнося в пух и прах претензии на литературность и демонстрируя музыкальный клип с «живым видео», после которого хочется спросить: «Это… что сейчас было?»

* * *

Cradle – как набор-конструктор, чей хозяин растерял половину деталей. В ней есть качественный саундтрек, попеременно меланхоличный и будоражащий, есть смазливая картинка и щепотка интриги, но на месте остальных критически важных элементов топорщатся криво прилепленные куски пенопласта.

Оценка Riot Pixels38%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
3 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 3 ГГц
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
3 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Cradle
Author Rating
21star1stargraygraygray