Рецензия на Age of Empires 4

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Если в 90-х выход каждой игры с громким названием вызывал у меня предвкушение новых интересных приключений, то с годами благостность ожидания сменилась настороженностью. Это в полной мере затронуло и Age of Empires 4: третья часть была слишком «экспериментальной», сделавшей ее студии давно нет, а новые авторы — Relic Entertainment, – когда-то сами блиставшие на RTS-небосклоне, с тех пор наломали уже очень много дров.

Горчит победное вино

Разработка: Relic Entertainment, World’s Edge
Издание: Xbox Game Studios
Жанры: Strategy (RTS)/Isometric/3D
Похожие игры: Age of Empires 2, Stronghold (серия), «Казаки» (серия)
Мультиплеер: (2-8) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Спустя два десятилетия новая номерная часть AoE вернулась к средневековой теме Age of Empires 2 – самой популярной и любимой игроками, еще не забывшим, что такое строительство баз и менеджмент десятков рабочих для сбора четырех видов ресурсов. И не только к самой теме, но и к механикам, причем разработчики зачастую ничего в них не поменяли. Шаг этот после такого большого перерыва, безусловно, логичный, если забыть о целых двух переизданиях классики за последние несколько лет. На первый взгляд все похоже: мы добываем пищу, древесину, золото и камень, строим здания и укрепления, нанимаем армию и по принципу «бей конницу копьями, пикинеров — мечами, а пехотинцев расстреливай» идем сносить вражеский город. На деле все куда сложнее.

Так, например, в игре всего 8 фракций. Это мало даже по сравнению с оригинальной Age of Kings, не говоря уже о расширенных версиях. Но и при таком небольшом наборе дизайнеры четырех сюжетных кампаний обделили вниманием Священную Римскую империю, Аббасидов, Делийский султанат и Китай. И за 30 с лишним часов нам ни разу не дают возможности создать флот. В общем, после одиночной игры вы вряд ли поймете, как работает Age of Empires 4.

Смотреть галерею скриншотов Age of Empires 4

Знакомство с каждым доступным государством очень важно, потому что они на самом деле сильно отличаются друг от друга. И если разницу между французами и англичанами новички сразу не заметят, то монголы, которые презирают заборы, по-своему добывают камень, получают уйму ресурсов за разрушение чужих построек и могут переносить свои здания с места на место, мгновенно привлекают внимание своей экстравагантностью. Русь же почему-то не может строить каменные стены, хотя в кампании про Москву мы готовимся оборонять их от воинов Тохтамыша… Зато наши предки, оказывается, получали золото за каждое убийство какого-нибудь животного (торговля пушниной), а уникальный охотничий домик, заменяющий собой мельницу, приносил им дополнительные богатства, зависящие от густоты ближайшего леса.

И таких заметных или незначительных нюансов у народов полно. Изменились и многие вещи, знакомые по предшественницам и общие для всех, например способ перехода в новую эпоху. Теперь обычно нужно построить одно из двух уникальных зданий, дающих отличные бонусы. Однако сами кампании выстроены так, что «фишки» подчиненной армии порой вообще не ощущаются. «Захватите город», «обороняйте город», «захватите город», «обороняйте город»… Реалистично, но не особенно увлекательно. Хотя процесс пытались разнообразить побочными заданиями и редкими яркими миссиями, где надо с умом обходиться имеющимися силами и небольшими подкреплениями. Карты в Age of Empires 2 были намного комплекснее.

Зато если Age of Kings рассказывала истории, то Age of Empires 4 вещает об истории. Жанна д’Арк и Дмитрий Донской не делятся своими мыслями, а все события комментируются так, будто за кадром спряталась ведущая исторической телепередачи. И это ощущение лишь усиливают многочисленные первоклассно снятые ролики, из которых вышла бы прекрасная в визуальном плане документалка: красивые виды современных городов, скажем, России или Франции дополняются дорисованными средневековыми солдатами — приятное нововведение. А за выполнение заданий положена не только энциклопедическая справка – в большинстве случаев еще покажут дополнительную короткометражку: как делали стрелы и кольчуги, что такое русский квас, как работала почтовая служба монгольской империи. Совсем другой вопрос — насколько достоверен пересказ истории в исполнении Relic… Да и обидно, что в этот раз все обошлось без крестовых походов.

Смотреть галерею скриншотов Age of Empires 4

C одной стороны получается, что Age of Empires 4 тратит огромное количество времени, но не показывает примерно половину доступных в игре наций, не говоря уже о том, чтобы реально научить ими играть или хотя бы подбрасывать раз за разом уникальные ситуации. Первое отчасти компенсирует отдельный режим, где нас учат эффективно решать некоторые задачи, последнее же можно оправдать выбранными декорациями. С другой стороны, четыре кампании неплохо развлекают, а короткие видео с прямой речью экспертов по стародавним технологиям по-настоящему интересно открывать и смотреть.

Для победителей нет мрачных дней

Игрокам 90-х оставалось лишь мечтать о сетевых побоищах, сейчас же представить себе большие стратегии в реальном времени, которые и так-то выходят крайне редко, без мультиплеера просто невозможно. Полагаю, что для многих эта часть игры важнее погонь за заскриптованными караванами, стычек с искуccтвенными болванами и засад в специальных «проходимых» лесах. И тут тоже есть как плохие, так и хорошие новости.

Плохие заключаются в том, что в игре нет нормальных ранговых матчей: их обещают добавить весной, хотя где-то в недрах Age of Empires 4 все-таки ведется какой-то учет побед и поражений, и на его основе вне игры существует отдельная таблица с расстановкой игроков по местам в зависимости от их навыков. Что, правда, никак не помогает оценить уровень подбираемых оппонентов.

Смотреть галерею скриншотов Age of Empires 4

Какие-то киберспортивные перспективы у столь медленной на ранних этапах игры выглядят смутно, поскольку аудитория сериала вряд ли существенно вырастет. Зато если долгая по меркам, допустим, StarCraft раскачка вас не смутит, то и сам процесс нареканий не вызовет. Ведь в сетевой игре разница между нациями заметна куда сильнее, конечно, если все стороны умеют использовать достоинства своих фракций. И именно в схватках 3-на-3 мне удавалось поучаствовать в действительно захватывающих, пускай и несколько сумбурных битвах с участием сотен юнитов. В кампании они все-таки более предсказуемы и скучны.

Однако сырость сетевого режима на старте игры была очевидна. Ясно и то, что его будут дорабатывать и расширять, но как это будет происходить — неизвестно. Кроме того, у игры есть некоторые проблемы с ИИ, в первую очередь – расстановка приоритетов у подчиненных, отправленных на штурм вражеской базы «через атаку»: одни почему-то бросаются жечь ближайшие здания, другие – лезут в рукопашную. Больше всего моей крови выпила капризная средневековая артиллерия. Да и вообще битвы зрелищностью не блещут, а уж на фоне Total War – и подавно. Из других же мелочей – после запуска игры в Windows 10 пропадает возможность переключать языки. Продукт от Microsoft в очередной раз не дружит с ОС от Microsoft. Впрочем, у меня не возникло никаких серьезных технических сложностей. Еще бы загрузки карт были не такими долгими…

Графика создает столь же странные впечатления, как и все остальное. В целом все очень симпатично, особенно карты, но всю игру меня не покидало ощущение какой-то неестественности в облике войск, провоцирующей неприятные ассоциации с Age of Empires 3. Юниты порой трудно распознать в строю, а их подъем на крепостные стены можно было изобразить гораздо лучше.

Смотреть галерею скриншотов Age of Empires 4

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Ролики и закадровые комментарии по ходу миссий — на английском языке с русскими субтитрами, иногда не совсем точно передающими суть сказанного. Юниты Руси говорят на русском. А вот некоторые ссылки из различных меню — например, на обучающие тексты о разных фракциях — ведут на английскую версию сайта.

* * *

В основе Age of Empires 4 лежит крепкий фундамент, заложенный еще в прошлом тысячелетии. Однако раздражающие мелочи и недоработки, как и явный задел под будущие патчи и DLC, которые неизвестно когда выйдут и выйдут ли вообще, не дают возможности поставить ее рядом с Age of Empires 2.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5
8 Гб памяти
Radeon RX Vega 11
50 Гб на винчестере

Core i5
16 Гб памяти
Radeon RX 570
50 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Age of Empires 4
Author Rating
41star1star1star1stargray