Рецензия на Pentiment

Обзор PentimentАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Джош Сойер — директор по дизайну в Obsidian, большой любитель истории и немецкой культуры. Его бабушка родом из баварского Кемптена, он в какой-то степени владеет ее родным языком и собрал у себя несколько полок литературы о Средневековье. Грех не поделиться столь глубокими познаниями со своей аудиторией.

Деревенский детектив

Разработка: Obsidian Entertainment
Издание: Xbox Game Studios
Жанры: Adventure/2D
Похожие игры: 13 Sentinels: Aegis Rim, The Abbey of Crime Extensum, The Abbey
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): Xbox Series X, игра пройдена по подписке Xbox Game Pass

В Нюрнберге первой половины XVI столетия Андреас Малер должен наконец-то стать признанным мастером-художником. По пути туда он останавливается в баварской деревушке Тассинг, чтобы поработать иллюстратором в скриптории монастыря Кирсау. Молодой человек невольно становится свидетелем трагических событий: в стенах аббатства убивают богатого знатного гостя.

Гость позволял себе лестно отзываться об идеях Мартина Лютера в присутствии всех монахов, так или иначе перешел дорогу нескольким деревенским жителям и даже покушался на честь послушницы женского ордена. В общем, убить его наверняка хотели с полдюжины человек, однако с ножом в руках застали полюбившегося Андреасу престарелого переписчика, божьего одуванчика. Тот утверждает, что просто нашел тело. Аббат не желает заниматься полноценным расследованием, и если Малер не хочет увидеть казнь товарища, то ему нужно самостоятельно найти настоящего убийцу.

Смотреть галерею скриншотов Pentiment

История Pentiment охватывает четверть столетия. Средневековая жизнь течет своим чередом: старые знакомые умирают, их дети, ходившие пешком под стол при молодом Андреасе, со временем сами переженятся друг на друге. Трижды мы попадем в Тассинг, и трижды придется разбираться в тайнах, окутывающих этот городок.

Закат Средневековья и эпоха Реформации тяжело дались неоднородной Священной Римской империи — Сойер наглядно это демонстрирует на примере вымышленной альпийской деревеньки. Научно-технический прогресс прервал монополию церкви на распространение знаний, услуги переписчиков не пользовались былым спросом, доходы монастырей падали. Аббат Кирсау перекладывает свои трудности в виде новых податей на плечи крестьян. У крестьян же проблем и без налогов полно — неудивительно, что народное возмущение постепенно становится слышно и вне стен покосившихся домиков бедняков.

Смотреть галерею скриншотов Pentiment

Как и с любой исторической реконструкцией, будь то художественная книга, фильм или игра, оценить историчность Pentiment в полной мере сложно, особенно если вы не увлекаетесь Античностью и Средневековьем и не знаете философов тех лет (на них так часто ссылается Сойер). Чтобы разобраться в сказанном, в любой момент на экран можно вывести сноски — они поясняют непонятные по мнению авторов слова и напоминают, как выглядят NPC, упомянутые в беседе.

Лично у меня, впрочем, вызвали вопросы не отдельные термины, а продолжительная речь одной из монашек, будто продиктованная ей феминисткой из XXI века. К слову об историчности — довольно трудно представить такие откровения в XVI столетии, да еще от католички-послушницы в разговоре с посторонним человеком. «Молот ведьм», напомню, впервые опубликовали примерно за 30 лет до начала событий Pentiment. И пускай пик охоты на колдунов и чародеек пришелся на более поздние времена, опции с оккультными шуточками Андреаса в духе «жаль, я не прихватил все необходимое для разговора с мертвецами» тоже вызывают вопросы.

Смотреть галерею скриншотов Pentiment

Хотя Малер — во многом самостоятельный, хорошо прописанный персонаж, мы можем задать некоторые нюансы его биографии. Где он бывал, что изучал. Он вворачивает в диалогах умные слова на тему теологии или медицины, а то и вовсе понимает иностранные языки. Проблема в том, что по факту все эти умения, проверки убеждения собеседника и прочие отвлекающие внимание тонкости не влияют на происходящее. Вообще. Никак. Если вы думали, что очередная игра от мастеров ролевого жанра — тоже RPG, то вас постигнет горькое разочарование. Те редкие решения, что она позволит вам принять, не будут стоить и ломаного гроша в контексте главной загадки Pentiment.

Вопрос веры

Хотя общими темами и декорациями Pentiment напоминает роман «Имя розы» Умберто Эко (по его мотивам сделали игры вроде The Abbey of Crime Extensum и The Abbey), идеологически это 13 Sentinels: Aegis Rim, откуда выкинули ненужную стратегическую составляющую и добавили парочку тривиальных «головоломок». Да, точно такая же «визуальная новелла»: она выглядит как классическая point & click-адвенчура и старается казаться куда сложнее и запутаннее, чем есть на самом деле.

Смотреть галерею скриншотов Pentiment

В нашем распоряжении целая деревня и просторное аббатство с десятками персонажей, у многих из них наверняка найдутся и грязные тайны, и интересные сплетни, и что-нибудь съедобное, дабы пригласить Андреаса на обед или ужин. Pentiment поначалу предстает глубокой, однако это просто детективный роман, где часто надо бегать через несколько экранов от одного NPC к другому. Будете вы по пути вести необязательные разговоры или нет, ничего не изменится.

Конечно, от ваших решений зависит, кого осудят за убийство. Преступника будут вспоминать и годы спустя — возникает ощущение, что ваши поступки действительно на что-то повлияли… Но как бы Obsidian ни старалась убедить вас в этом, не верьте. Можете хоть монашку тискать в запретной для вас комнате монастырской библиотеки: даже застуканный с поличным, Андреас не понесет никакого наказания. Поссоритесь ли вы с аббатом в ходе своего первого расследования или останетесь с ним в хороших отношениях — не важно, это отразится лишь на незначительных моментах во второй трети игры. Как насчет познаний Андреаса в неожиданных областях? Ляпнуть-то что-нибудь эдакое вы можете, правда, не надейтесь, что кто-то заметит и оценит.

Смотреть галерею скриншотов Pentiment

И пускай в самом конце вы докопаетесь до сути происходящего в Тассинге, часть деталей так навсегда и останется покрытой мраком. Причем та часть, которую я воспринимал как нечто более значимое и интересное, чем показанное в развязке.

Криминалистика для XVI века — дело далекого будущего, поэтому готовьтесь принимать тяжелые решения, что так и не раскроют всю правду. Такие, когда не понимаешь, из чего выбираешь и что получишь в результате. Логику подобного построения детективной истории понять можно, стоит ли такое принимать — большой вопрос.

Смотреть галерею скриншотов Pentiment

За восхитительным арт-дизайном, стилизованным под средневековые иллюстрации в рукописных фолиантах, за красочными шрифтами, отражающими мнение Андреаса о статусе и уровне образования собеседника (если он вдруг поймет, что крестьянин перед ним умеет писать, то шрифт в диалоговых облачках этого персонажа изменится с неровного почерка на более презентабельный), за прекрасной, но редкой музыкой и отсутствием озвучки скрывается… скорее не интригующий детектив, а срез эпохи в представлении весьма ангажированных людей. Авторы, надо отдать им должное, удержались от наполнения игры про Баварию XVI века разными персонажами, в недостатке которых упрекали Kingdom Come: Deliverance. Пусть речи отдельных NPC мне показались излишне современными, в остальном Тассинг и Кирсау выглядят вполне аутентично.

***

Pentiment — это увлекательная потемкинская деревенька, в какой-то степени воспроизводящая дух эпохи и завернутая в невероятно красивую обертку. Что до игры, то перед нами вовсе не хитроумный детектив или RPG, а простая и временами затянутая книжка с яркими картинками.

Оценка Riot Pixels75%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Pentiment
Author Rating
41star1star1star1stargray