World of Tanks: отгремел гранд-финал, что дальше?

world-of-tanks-300pxВ этом году в жизни танкового онлайн-экшена World of Tanks случилось, пожалуй, одно из самых значимых событий: первый в истории международный гранд-финал Wargaming.net League собрал лучших игроков со всего мира и ознаменовал собой рождение новой профессиональной киберспортивной дисциплины.

Конечно, это направление не было изначально приоритетным для компании Wargaming, но теперь, когда «вечернее развлечение» для сотен тысяч игроков заявило о себе в полный голос, ставки возросли – оказавшись в лиге «серьёзных» игр, World of Tanks предстоит не только порадоваться новым возможностям, но и столкнуться с новыми испытаниями.

Неоднозначным оказалось даже место проведения гранд-финала Wargaming.net League – мероприятие было организовано в Варшаве. Кто-то углядел в этом фаворитизм Electronic Sports League (ESL), ведь совсем недавно именно вокруг Польши разразился небольшой скандал в киберспортивном сообществе – известный журналист, комментатор и аналитик Дункан «Thorin» Шилдс весьма нелестно высказался о стране в преддверии чемпионата EMS One Katowice по Counter-Strike: Global Offensive, после чего был официально уволен руководством ESL.

Впрочем, Польша на самом деле очень подходила для чемпионата по World of Tanks – небольшая восточно-европейская страна оказалась достаточно «нейтральным» выбором для игры, столь строго разделяющей свою аудиторию на отдельные кластеры по географическому местоположению.

Ведь бороться за звание лучших виртуальных танкистов пришлось командам со всего мира: Na’Vi и RR-Unity (Россия), Fnatic и SIMP (США), ARETE и NOA (Южная Корея), PVP Super Friends и UAD (Юго-Восточная Азия), Energy Pacemaker и E-Sports Club (Китай), Virtus.pro и Synergy (европейский кластер), Lemming Train (Польша) и Team WUSA (Германия). Другим логичным местом проведения гранд-финала могла бы оказаться Россия, но такое решение сложно назвать честным по отношению к соперникам.

Тут всплывает одна из главных на данный момент проблем World of Tanks с точки зрения киберспорта – игра, изначально не рассчитанная на серьёзные международные соревнования, оказалась слишком ограничена географией. Многие профессиональные команды признали, что им не хватает практики с игроками из других кластеров, а следовательно – почти невозможно подготовиться на должном уровне для международных чемпионатов, ведь чужой стиль игры – потёмки.

Все команды были отобраны в ходе трёх сезонов квалификационных игр и локальных чемпионатов по всему миру, но не удивительно, что в ТОП-3 попали так или иначе российские коллективы: Na’Vi, Virtus.Pro и RR-Unity. Отчасти и потому, что русскоязычные игроки получили год форы в плане киберспортивных нововведений – настолько раньше им доставались все обновления WoT.

С другой стороны, прецедент теперь есть – окунувшись с головой в море киберспорта, Wargaming не остаётся иного выбора, кроме как создать единое поле боя для игроков по всему миру. Первый блин вышел не совсем комом, но обнажил весьма насущные задачи – виртуальные танкисты должны оказаться в равных условиях, чтобы последующие чемпионаты всё-таки смогли похвастаться интригой.

Хотя даже при таком положении дел смогла засиять, например, звезда PvP Superfriends, филиппинской команды, прорвавшейся дальше всех иностранцев – они остановились всего одной строчкой ниже ТОП-3, одолев по пути весьма серьёзных соперников, среди которых были и Fnatic.

Изменения должны коснуться и самого регламента. Если некая «рандомность» игрового процесса ещё терпима, то режимы и правила, по которым проходил чемпионат, пока что далеки от идеала. Например, в формате «7/42» в этот раз почему-то было отменено «правило 8 очков». Особенно это бросалось в глаза в последнем матче, когда, казалось бы, ставки должны быть предельно высоки. Но нет, много очков нынешние чемпионы Na’Vi заработали бегством единственного танка.

Остальные же бои были выиграны тактикой «танкостояния» – правила, по которым в случае ничьи очко получают обе команды, кажутся как минимум странными. Na’Vi бесспорно показали красивую и агрессивную игру в паре сражений, но общий итог всего гранд-финала кажется скорее сухим скучным расчётом, нежели схваткой за звание лучшего.

Похожие ощущения оставил после себя и гранд-финал в целом. Развитие киберспорта – это здорово, но без здравой доли самокритики даже самое благое начинание обречено на провал. Представители Wargaming официально заявили в последний день соревнования, что намерены вложить $10 млн в развитие нового направления.

«С открытием киберспортивного подразделения мы создали компанию внутри компании, – заявил исполнительный директор Wargaming Виктор Кислый 7 апреля. – 30 тыс. игроков сражались в 120 чемпионатах по World of Tanks в 2012 году. Уже в 2013 эти цифры возросли до 200 тыс. игроков и 1000 чемпионатов. Наша новая организация намерена поддерживать не только освещение, но и организацию будущих чемпионатов».

И пока нет серьёзных причин сомневаться в том, что Wargaming продолжит развивать новое для себя направление и превратит World of Tanks в настоящую киберспортивную дисциплину.

Look for the comments on the forum.