Undertale: меметичная недосказка

logo-undertale-columnАвтор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Ах, Тоби, Тоби, Тоби… Надо при случае поздравить парня — он умудрился сделать игру, разозлившую меня сильнее, чем недоразумение, известное как MGS V. Почему? Начнём с того, что она рожей не вышла.

Вся соль игры — конечно, в игровой механике, сюжете и их подаче, но её всегда встречают по одёжке. А Undertale такая… всё равно что к вам в квартиру завалился бомж. Кривая жёлтая харя — две точки и чёрточка, из драного пальто торчат пиксели таких оттенков, будто их подбирали вопреки правилам цветовой гармонии, из раскрытой пасти льётся гнусное 8-битное верещание…

Что? «Ах, он ненавидит пиксель-арт», говорите? Напротив — обожаю, когда ретрографика нарисована со вкусом, знанием дела и прямыми руками. И я сейчас даже не про крутую стилизацию в недавних Broforce, Kingdom, Sword & Sworcery, Star Command и Dungeon of the Endless (кстати, вы видели свежий ролик из «альфы» Paradise Lost? Ух!). Я вырос в 1990-е и долгое время играл на CGA-мониторе, где предел мечтаний – три четырехцветные палитры. Я до сих пор с теплотой вспоминаю Loom, Rick Dangerous и Sid Meier’s Railroad Tycoon. Чем-чем, а пикселями мне глаз не выколоть.

Головоломки встречаются редко, зато на редкость занудные.

Но Тоби Фокс и его помощники таки ухитрились пырнуть. Судя по титрам, целая куча людей насиловала MS Paint, натужно пытаясь родить «меметичные» образы персонажей, и побольше, побольше, ПОБОЛЬШЕ! Получилось уродство, иначе не скажешь. И ладно бы за ним стоял художественный замысел — этим и не пахнет. Просто накалякали что смогли.

С другой стороны, Undertale — капля в широкой речке гуано, журчащей по интернет-трубам Steam. В любой день откройте раздел новых релизов, и на вашей внутренней шкале, определяющей качество игровой графики, придётся нацарапать слева ещё десяток отсечек (вот, например, и попробуйте это «развидеть»).

Однако главная беда Undertale — не отвратная оболочка. Её мир населён существами, чьи слова и поведение идеально сочетаются с их примитивным обликом. Автор раз за разом тычет нас в одну и ту же мысль “у чудищ тоже есть чувства”, ставшую дежурной в современной поп-культуре, но ни один из образов не вызывает симпатии. Кажется, что сценарий игры сочинил семилетний ребёнок, нахватавшийся фраз и сюжетных поворотов из субботних мультфильмов (и оттуда же — занудного морализаторства).

Лопата.

Простой тест на восприятие здешнего юмора. Гуляя по подземному миру, герой (на самом деле у этой малявки нет определённого пола, но пусть будет мужской) встречает двух стражников-скелетов. Одного зовут Sans, поэтому все его реплики набраны шрифтом Comic Sans, другого — Papyrus, и он произносит всё шрифтом, конечно, Papyrus. Если вы считаете это остроумной шуткой, гарантирую: вы полюбите Undertale. Потому что здесь всё написано на таком уровне. Глупые гротескные ситуации, абсурд ради абсурда, долгие пространные рассуждения ни о чём, проблемы, от появления до решения которых – три нажатия клавиши «Ввод»…

Но иногда Undertale всё же растягивает губы в ухмылку. Местный «качок» Аарон настойчиво встревает в битвы и, флиртуя с героем, так усердно напрягает «бицухи», что сам же вылетает из боя. Сумасшедший компьютер превращает сражение в полоумную викторину, а двух охранников можно, правильно подобрав действия, влюбить друг в друга. В самом начале есть недурная аллюзия на «туториалы» в ААА-блокбастерах. Финальный злодей мухлюет, истерично сохраняя и загружая «сейвы», будто упорный манчкин.

Неплоха и идея, положенная в основу, — вывернуть ролевой шаблон наизнанку, сделав вариант «Fight» самым тупым способом избавиться от врага. Правда, пока мы решаем головоломку, подчас вслепую перебирая доступные действия в меню «Act», нас травят «буллет-хеллом» ножей, квадратиков, лучей и ещё вагоном всякой летающей всячины, лишь бы лопнуло хрупкое сердечко. Только Тоби Фокс явно не забивал себе голову такими штуками, как плейтесты, поэтому не удивляйтесь, когда сложность вдруг взмоет до небес. Неуклюжее клавиатурное управление добивает остатки терпения.

Мы его слепили из того, что нагуглили.

На самых терпеливых рассчитаны и концовки. Если с «перебил всех» и «пощадил всех» понятно, то куча промежуточных «нейтральных» финалов зависит от тьмы-тьмущей неявных условий и действий. Проще заглянуть в вики-справочник, чем мурыжить Undertale как минимум дюжину раз, — тоскливый, быстро утомляющий геймплей того не стоит.

Круто, что разработчик вырастил большое причинно-следственное древо, но когда вся драма в лучшем случае тянет на новогодний утренник в детском саду, густая крона не спасёт.

Впрочем, я стараюсь быть оптимистом и верю, что из Undertale может выйти путная RPG. Нужно лишь полностью перерисовать графику. Заменить скучных персонажей интересными. Начисто переписать диалоги. Развить боевую мини-игру в увлекательную аркаду. Нанять профессионального композитора, чтобы барабанные перепонки не лопались от “саундтрека”. Наполнить пустой мир чем-то более занятным и интерактивным, нежели таблички с описаниями…

Вот тогда получится достойная вещь. А эта поделка, въехавшая в топ Steam-продаж на горбу западной прессы, обожающей претенциозный «инди»-мусор, и любителей мемов, — напрасная трата денег, эмоций и времени.

Такой я бессердечный, да. Пойду перепроходить настоящую RPG 2015 года — “Ведьмака 3».