Рецензия на South Park: The Fractured But Whole

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

До 2014 года игры по South Park стыдно было называть даже «сносными». Obsidian своей The Stick of Truth доказала, что по сериалу Трея Паркера и Мэтта Стоуна можно сделать остроумное и очень увлекательное приключение, которое не грех рекомендовать всем людям «в теме», вдобавок разбирающимся в видеоиграх. А все потому, что там идеально сочетались три компонента: дотошно воссозданная атмосфера первоисточника, полный сюрпризов сюжет и не гениальная, но крепкая ролевая основа «японского» типа. Не перетягивая одеяло на себя, она умело развлекала нас по дороге от одного уморительного диалога до другого.

The Fractured But Whole по-прежнему может прийтись по душе любителям странного американского городка, хотя из всех составляющих успеха The Stick of Truth в полной мере сиквел унаследовал лишь одно.

Сектор газа

Разработка: Ubisoft San Francisco, South Park Digital Studios
Издание: Ubisoft Entertainment
Жанры: RPG/Side/2D
Похожие игры: South Park: The Stick of Truth, «Горький-18», Disgaea (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Легенды гласят о некоей войне за Палку Истины, но то было в далеком прошлом (день, возможно, два назад?), а могущественный артефакт давным-давно утрачен. Он очень пригодился бы сейчас, когда Южный Парк захлестнула волна преступности. Злодеи разливают по улицам города «лаву», вбрасывают на «рынок» огромные партии наркотиков и даже похищают котов. Последнее и привлекло внимание альянса супергероев «Енот и друзья», который собирается найти одного из пропавших четвероногих, чтобы получить награду в сто баксов и инвестировать их в создание многомиллиардной «медиафраншизы». Главное – опередить гадких конкурентов, нарядившихся в клоунские костюмы и называющих себя борцами за свободу.

Цель у Картмана, его последователей и примкнувшего к ним Новичка благородная, вот только рассчитывать на уйму запоминающихся ситуаций не стоит. Вспомните The Stick of Truth – заграничная поездка, инцидент с инопланетянами, феерическая батальная сцена на родительской кровати. Ничего подобного в The Fractured But Whole нет, и на фоне предшественницы игра выглядит вяло. Примерно так же некоторые ценители сезонов 2000-х воспринимают современные эпизоды South Park: иногда можно улыбнуться, но не более того. Главное разочарование – полное отсутствие неожиданных поворотов вроде незапланированного путешествия по чьим-либо кишкам.

Южный Парк: сегодня и три года назад.

Все очень ровно, спокойно и усыпляюще предсказуемо, если не монотонно. Пришли в стриптиз-бар – убегаем от тучной дамы, заглянули в полицейский участок – сражаемся с подлыми копами (хорошо, что хоть босс этого «подземелья» более-менее необычен), сунулись в лабораторию – получили пачку уродов в нагрузку. Зомби-нацисты, коровы-камикадзе, рыжие? Нет тут таких. Расскажете школьному психологу про свою сексуальную ориентацию – готовьтесь к встрече с «реднеками» на пикапе. Лихие и временами шокирующие своей смелостью эпизоды из The Stick of Truth в сиквеле сменились банальностями вроде священников-педофилов.

Проблема, наверное, в том, что The Stick of Truth и на отвлеченные темы шутила, и родной для себя жанр RPG периодически высмеивала, тогда как The Fractured But Whole зациклилась преимущественно на двух вещах: борьбе за «социальную справедливость» и пускании газов, хотя оно-то для сериала всегда было в порядке вещей. Кто-то может справедливо заметить, что сортирный юмор – это основа многих сценок любой South Park, однако на сей раз авторы совсем переборщили.

Когда-то Новичок терзал свое анальное отверстие «магией» и внеземным устройством для телепортации. Нынче почти все манипуляции с пространством и временем сделаны в буквальном смысле через зад. Остановка времени? Пускаем газы. Перемотка времени? Пускаем газы. Активация «суперсилы» кого-либо из соратников для взаимодействия с предметами окружения вне боя или перемещения в недоступное место? Пускаем газы. Или готовимся к тому, что герою засунут трубку или какого-нибудь грызуна, а потом все равно придется пускать газы.

Смотреть галерею скриншотов South Park: The Fractured But Whole

Сражаясь за Палку, мы постоянно оказывались в центре всей суматохи и отчасти были виновниками происходивших в городе катаклизмов. Теперь же наша задача чаще всего заключается в беготне по тихому и спокойному городку по указке кого-то из наших друзей. Пришли, увидели, пукнули раз двадцать, побежали обратно – и дело в шляпе. Не считая заключительных полутора-двух часов, вся история сводится к тому, что наш подопечный бродит по знакомым улочкам и травит людей продуктами своей жизнедеятельности.

Кстати сказать, сценарий определенно пострадал от локализации. В South Park всегда любили каламбуры и едва ли переводимую игру слов, поэтому сохранить смысл всех реплик, наверное, в принципе невозможно. Тем не менее, помимо понятных огрехов, русская версия удивляет как смысловыми ошибками в совершенно очевидных ситуациях, так и очень странными решениями. К примеру, Капитан Диабет в русской версии стал Капитаном Инсулином, что сильно искажает многие его реплики. Куда сильнее досталось самому Новичку: если в оригинале его именуют (в том числе, но не исключительно) внушающим уважение титулом «Buttlord», то в русской версии громкое звание превратилось в какую-то кличку страдающего метеоризмом бродяги – «Попердень».

Я знаю, что твой папа делал с твоей мамой прошлой ночью

Хорошо, что сам город по-прежнему великолепен. Локации традиционно соответствуют первоисточнику, декорации приковывают взгляд обилием мелочей и отсылок к событиям далекого прошлого, а почти на каждом экране можно найти использованный презерватив какой-нибудь секрет. За атмосферу – одну из составляющих успеха The Stick of TruthUbisoft заслуживает похвалы, пускай ее задача сводилась к тому, чтобы повторить уже виденное нами в 2014 году. А вот все остальное…

Смотреть галерею скриншотов South Park: The Fractured But Whole

Начнем, пожалуй, с того, что The Fractured But Whole даже на фоне предка вряд ли заслуживает звания «RPG». Скажем, страдающие от накопительства игроки наверняка оценили скромную, но вариативную систему экипировки, созданную Obsidian: у оружия могли быть особые эффекты, броня часто давала какие-нибудь бонусы, и многое из этого можно было улучшать. Тяжелые муки выбора случались, хотя и довольно редко. От Ubisoft вы и такого не дождетесь, ведь супергероям, стреляющим лазерами из глаз, не нужны мечи и топоры, а костюмы отныне влияют только на ваш внешний вид. Возможность одолеть многих противников какими-нибудь подлыми приемами, минуя потасовки, тоже, увы, пропала.

При получении очередного уровня мы открываем ячейку под артефакт. Смысл таких «вставок» в том, что они влияют на наши параметры и усиливают членов отряда. На деле же изучать скупые описания не обязательно: у каждого предмета есть числовая характеристика. «10» в любом случае заметно хуже «50», поэтому от нас требуется лишь заполнять все пустоты самыми большими числами мощными вещичками и… все. Еще есть место для «цепочки ДНК», но ее роль тоже несущественна.

Что характерно, новые ячейки под усиливающую экипировку перестают выдавать намного раньше финала игры, так что опыт продолжает «капать» просто так. И в чем тогда смысл RPG, если очередной уровень персонажа может не дать каких-либо существенных дивидендов, а все находки в большинстве случаев нужны для задания, изменения облика или создания артефактов, которыми и так щедро одаривают? В The Fractured But Whole тоже можно заводить друзей в специальной социальной сети, но раньше за общительность награждали пассивными способностями, а теперь мы ищем подписчиков просто ради… подписчиков. И горстки не особо дефицитного опыта. Зато из собранного мусора можно мастерить «расходники», декоративную мишуру и (опять же!) новые побрякушки для усиления своих характеристик.

Смотреть галерею скриншотов South Park: The Fractured But Whole

К счастью, модернизация боевой системы выглядит действительно логичным решением. Поначалу. Первые два-три часа The Fractured But Whole интригует: отряд из четырех бойцов; расчерченное словно шахматная доска поле боя; необходимость думать над расстановкой соратников; «паузы», когда по «полю боя» проезжает автомобиль и разгневанный водитель кричит детям, чтобы они убирались с проезжей части… Со временем выясняется, что большинство битв проходит по одному и тому же сценарию, ведь новые умения мы непосредственно не развиваем – их мощь зависит от все тех же артефактов, а новые трюки поступают вместе с очередными «классами» по ходу развития сюжета.

Из десятков могучих приемов можно составить собственную «линейку» ударов, «заморозок» и т. п., хотя зачем это делать, когда игра и так легкая, а некоторые напарники заметно сильнее других? При меньшей гибкости The Stick of Truth изредка подталкивала к экспериментам и изучению своих нюансов. Тут тоже, конечно, бывают и необычные условия, и битвы с «боссами». Жаль, что скромные попытки разбавить рутину чем-то нетривиальным не избавляют от общего ощущения однообразия и упрощенности. Под конец игры гремучая смесь из долгих прогулок и «случайных» битв (которых, правда, при желании можно избежать) начинает серьезно утомлять.

Конечно, если душа жаждет «еще немножко South Park», в известной степени абсурдных ситуаций, перепалок Картмана и Кайла или просто дополнительных 10 (только сюжетные «флажки») либо 20 (все побочные задания, все секреты и все достижения) часов в Южном Парке – The Fractured But Whole вам подойдет. В конце концов, другие «юмористы от мира ролевых игр» уступают ей по всем параметрам. Однако если The Stick of Truth вас чем-то радовала и удивляла, не ждите того же от продолжения – оригинал был заметно бодрее, развязнее и ироничнее. Тут даже уникальная возможность игры за девочку преподнесена очень слабо.

Смотреть галерею скриншотов South Park: The Fractured But Whole

В бою QTE проще и не столь критичны, «унитазная» же мини-игра – то еще испытание для мелкой моторики: из-за нее я быстро сменил мышь с клавиатурой на геймпад. Кстати, техническое исполнение игры, на которое пользователи в Steam, кажется, жалуются больше, чем на очевидные промахи дизайнеров, лично у меня серьезных вопросов не вызвало. За два прохождения я столкнулся с одной графической ошибкой, еще одним «багом», вылеченным перезагрузкой сохранения, да несколькими стартовыми «черными экранами».

* * *

Пресный сценарий и скукоженные игровые идеи не разочаруют лишь верных фанатов Паркера и Стоуна, потому что они все-таки найдут в The Fractured But Whole и свой любимый Южный Парк, и культовых героев, и какую-то долю удачных шуток. Жаль, что на фоне The Stick of Truth сиквел – во многом шаг назад.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5
6 Гб памяти
GeForce GTX 560Ti/Radeon HD 7850
20 Гб на винчестере

Core i5
8 Гб памяти
GeForce GTX 670/Radeon R9 280X
20 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
South Park: The Fractured But Whole
Author Rating
41star1star1star1stargray