Впечатления: Phoenix Point

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В последнее время новости о сборе денег на очередную игру не производят былого фурора. Усталость и разочарование публики понять можно, однако среди готовящихся к релизу проектов есть как минимум один, в который лично мне очень хочется верить. Мы уже видели более-менее успешные попытки сделать «новую Baldur’s Gate», «новую не Fallout, но вроде нее» и даже «новую Torment, пускай и не Planescape». Пришло время увидеть «новую X-COM» от создателя той самой, старой X-COM.

Кошмар, который мы заслужили

Разработка: Snapshot Games
Издание: Snapshot Games
Жанры: Strategy (Tactics)/Pausable real-time/Turn-based/1st Person/3rd Person/3D
Похожие игры: серия XCOM
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Точнее, конечно, не увидеть, а лишь чуть-чуть опробовать. 1 мая команда Джулиана Голлопа разослала спонсорам Phoenix Point преальфа-версию игры. Среди поверивших в легендарного дизайнера был и я, поэтому мне удалось самостоятельно убедиться в том, что Snapshot Games не просто пережевывает идеи современных XCOM, но предлагает такое, чего от Firaxis мы, возможно, и не дождемся. Я обязан еще раз обратить внимание на то, что все увиденное мной (и все, что видно на скриншотах) — это очень ранняя версия игры. Интерфейс, графика, эффекты наверняка станут лучше к релизу. Ошибок сейчас полно, и тем не менее, этот «Backer build one», на мой взгляд, дает неплохое представление о боевой системе, отвечая на некоторые важные вопросы.

Смотреть галерею скриншотов Phoenix Point

Сходство с XCOM очевидно: Голлоп и его команда позаимствовали у коллег общий внешний вид, кинематографические ракурсы при стрельбе, иконки в нижней части экрана, изображающие видимых противников, и разноцветные линии на земле, полу, крышах и т. п., обозначающие дистанцию, которую оперативник преодолеет за один ход. Тут-то и проступают главные отличия.

Phoenix Point не придерживается «правила двух действий»: вы не потеряете одно из них, сделав шаг на соседнюю клетку. Потому что на самом деле «разметка» указывает на то, как далеко вы можете убежать так, чтобы у вас осталось одно действие с выбранным предметом. Здесь нет видимых «очков действия», но их роль выполняет особая шкала. Скажем, перезарядка «отъест» четверть «полоски активности», выстрел из автомата — половину, из пулемета — 75%. Делайте что угодно и в каком угодно порядке — хватило бы ОД: сразу пробегите расстояние в десять клеток (остановившись сразу, как только вам на глаза попадется что-то важное или опасное) или сделайте шажок. Осмотритесь. Прислушайтесь. Еще шажок. Еще. И еще.

В этом плане Phoenix Point отдаленно напоминает Valkyria Chronicles с ее специфической системой передвижения. И сходство усиливается, когда дело доходит до стрельбы, ведь мы можем самостоятельно выбирать цель для своего подопечного: скажем, если направление выстрела «по умолчанию» не устраивает, то собственноручно подкорректировать его, переключившись на вид от первого лица.

Смотреть галерею скриншотов Phoenix Point

Кстати, любопытный факт: Голлоп периодически тепло отзывается о Valkyria Chronicles в различных интервью и, очевидно, частично заимствует некоторые ее находки потому, что он сам собирался сделать игру с почти такой же боевой системой. The Dreamland Chronicles: Freedom Ridge, к сожалению, убили еще в начале 2000-х вместе со студией ГоллопаMythos Games. Он даже называет имя убийцы — Titus. В очередной раз передаем привет Эрве Каену! Сейчас у Snapshot Games нет поддержки издателя, но переживать за болгарскую студию не стоит: авторы утверждают, что в месяц предзаказов Phoenix Point выходит на $100000, и это вроде бы хорошо. Хотя и команда у них вряд ли поместится в одной комнате – 28 человек, как-никак.

По меркам дорогих игр вроде XCOM 2 команда разработчиков у Голлопа, конечно, маленькая, но болгары как будто не намерены уступать богатому коллеге-конкуренту, обходя его почти по всем параметрам. Например, в их вариации на тему X-COM нужно будет следить за боезапасом, а также физическим и душевным здоровьем. Патроны (равно как и сами «стволы», гранаты, аптечки) можно искать в ящиках, раскиданных по полю боя. Один раз я даже подобрал вражескую пушку причудливого дизайна, хотя, пожалуй, стрелять из нее не стоило…

Выглядывать из укрытий теперь по-настоящему страшно, ведь, лишившись функционала какой-либо части тела, ваш боец в большинстве случаев превращается в живую мишень. К счастью, это работает и в обратную сторону, поэтому арсенал уловок велик: стреляйте «рукопашникам» по ногам, стрелкам — по клешням (или огнестрельному оружию), «боссам» — по явно уязвимым или хрупким местам. И наслаждайтесь последствиями. Покалеченную руку восстановить сложно, а вот «сила воли», страдающая при гибели союзников, восполняется куда проще. Она играет роль дополнительной шкалы действий, так как баллы «воли» тратятся на особые приемы. Например, перехват хода.

Смотреть галерею скриншотов Phoenix Point

Кстати, помимо него, есть и необычная (видимо, пассивная) способность «ответный огонь», которая активируется у относительно легко вооруженных стрелков, когда противник в их поле зрения проводит атаку. Иными словами, примерно половина юнитов на поле боя не будет молча смотреть, как злодеи выпускают целую очередь в лицо их сослуживцу, а окажет товарищу поддержку. Или же просто постоит за себя. Это усложняет любую перестрелку минимум по двум причинам. Во-первых, за каждый выстрел можно получить по голове даже без «перехвата хода». Во-вторых, в жарких схватках автоматчики едва успевают перезаряжаться, а дефицит патронов в пре-альфе очень ощутим.

На этом интересные мелочи не заканчиваются. Лично мне больше всего понравилось то, что пули летят именно туда, куда показала игра. Промазать по занимающему весь экран уроду, судя по всему, невозможно. А вот на большой дистанции бывают неприятные инциденты, в том числе с участием ваших парней. Другой момент: если кто-то в отряде видит врагов, то при перемещении оперативников игра подскажет, насколько удобно будет стрелять с новой позиции по той или иной цели.

В отличие от XCOM, сами «цели» не стоят на месте мелкими группами. Хотя ИИ в текущей версии скорее «заглушка», чем полноценный спарринг-партнер, монстры уже сейчас блуждали по карте и иногда выбегали на моих бойцов одновременно сразу с нескольких сторон. В финальной версии одолеть их будет полегче: Snapshot Games обещает, что в зависимости от вашего транспортника и типа миссии в бой можно будет взять до 16 человек. И не только человек. С другой стороны, говорят, что к релизу чудища (в том числе огромные «боссы», спокойно разносящие любые постройки на кирпичики) научатся новым фокусам…

Смотреть галерею скриншотов Phoenix Point

Но тут я забредаю на территорию ожиданий и домыслов. Доступная мне версия игры не раскрывает подробностей сюжета или, допустим, особенностей стратегического режима Phoenix Point. Описание этих и некоторых других деталей от самих разработчиков, конечно, впечатляет, как и приятная картинка, хотя делают проект на Unity. А еще порадовала музыка — за нее отвечает Джон Брумхолл, композитор оригинальной трилогии X-COM.

* * *

На словах Snapshot Games делает чуть ли не тактико-стратегическую игру, о которой многие из нас мечтали последние лет двадцать, а то и больше. Сможет ли болгарская студия выполнить громкие обещания? Крохотная альфа-версия оказалась удивительно информативной: если говорить о боях, то Голлоп не копирует XCOM  Firaxis, а берет у нее лишь самое лучшее. Остальное проверим ориентировочно в конце 2018 года.