Рецензия на Parallax

logo-parallax-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

“Портальная” революция в царстве головоломок вдохнула в жанр новую жизнь, однако многочисленные последователи и подражатели до сих пор не раскусили секрет успеха. Сколько ни старайся, а современная графика, интригующая история и колоритный рассказчик почему-то никак не хотят превращать сборник банальных задачек с кучей ящиков в шедевр. Ничего из вышеперечисленного Parallax не перепало, тем не менее, для меня это – первая игра со времён Portal, вызывающая восторженный вопль “Эврика!”.

Порадуй себя ничем

Разработчик: Toasty Games
Издатель: Toasty Games
Жанры: Logic/Puzzle/Physics-based/1st Person/3D
Похожие игры: Portal 1-2, Echochrome 1-2
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Первый приятный сюрприз – повествование. Его нет вообще. Всё равно истории в большинстве пазлов поданы посредственно, так что если сюжетная повинность тяготит, лучше уж избавиться от неё совсем. Подобно шахматному полю или колоде игральных карт, монохромные конструкции Parallax просто есть и не нуждаются ни в каких обоснованиях. Вместо испытательных комнат – висящие в пустоте платформы, точно космические карты из Quake 3: Arena, с которых содрали текстуры. Стрелка прямо под ногами недвусмысленно указывает на выход, а ведут к нему милые сердцу порталы, только работают они иначе – не дырявят старую реальность, а открывают путь в новую.

Мир представлен в двух ипостасях, и, в отличие от недавней Disorder, их не спутать: стоит шагнуть через округлые врата, как все цвета инвертируются. В архитектуре различия могут быть и минимальными (в стене возникает проход), и радикальными, вплоть до того, что на “тёмной” стороне окажется совершенно иной уровень. Констант две: позиция игрока (путешествуете в одном направлении тут – ровно на столько же пройдёте и там) и положение ворот, существующих в обеих “версиях” одновременно. Поэтому если портал передвинуть здесь, то он сместится и с той стороны. Поскольку “изнанка” прохода всегда замурована, разворот нередко позволяет проникнуть в недоступную ранее область – и вместе с тем перекрыть доступ к предыдущей (особенно если дверь перегораживает узкий мостик).

Чудо-пушек в этот раз не выдали, так что взаимодействовать с окружением нужно проверенным дедовским способом – нажимая на кнопки. Они приводят в действие поворотные механизмы, которые крутят то, что к ним подключено: врата, переходы, энергетические “шлагбаумы”, целые нагромождения панелей или сиротливую пустоту (значит, туда необходимо сперва что-то подсоединить).

Смотреть галерею скриншотов Parallax

Parallax, take it easy

Знакомство с любым заданием вызывает паническое оцепенение, но хотя они и выглядят угрожающе, хладнокровие и рассудительность помогут планомерно разгрызть проблемы. Главное – запретить себе обдумывать парадоксальную двойственность пространства, потому что правдоподобная, но фундаментально неправильная физика не желает укладываться в голове, сводя с ума похлеще фокусов Echochrome.

К счастью, правила предельно логичны, их чёткость и предсказуемость – единственное, что предохраняет наш разум от взрыва. Обучают законам последовательно и обстоятельно, шаг за шагом подчёркивая отдельные нюансы. Не в пример The Talos Principle, разработчики обошлись без конвейерной штамповки, и каждый из 32-х этапов – уникальный и по-своему запоминающийся.

Ближе к финалу авторы подливают масла в огонь, вводя новое условие. Оказывается, сила тяготения направлена перпендикулярно поверхности, на которой мы стоим. И если в Aliens Versus Predator цепким был сам Чужой, то здесь гравитация меняется для всего мира разом. То есть, забравшись на потолок и затем спрыгнув с него, вы, как в старом анекдоте, упадёте не вниз, а вверх! Комплексность вырастает в разы – и никакого перекладывания кубиков.

Увы, чем дальше, тем сильнее игре вредит минималистичное оформление. Поначалу безупречный стиль услаждает взор, но вскоре контрастные линии начинают сливаться в режущую глаз кашу (особенно не повезло тонким “проводам”, тянущимся от кнопок – поди проследи, что куда воткнуто). Ещё хуже то, что полное отсутствие декораций плюс однотонный фон не предоставляют ориентиров, и потому в трёх идентичных соснах немудрено заплутать.

Смотреть галерею скриншотов Parallax

Не идеальны и сами строения. После гигантомании Magrunner: Dark Pulse и The Talos Principle крохотным островкам тверди искренне радуешься – меньше времени уходит на пустую беготню. Но ограждения поставить забыли, и оступившись, можно улететь в пропасть. Возрождение, впрочем, следует незамедлительно, так почему было не исключить падения вовсе? Да и напряжение мозга подчас чрезмерное: половину уровня постоянно не видно, приходится держать её в памяти. Поэтому расслабляться тут нельзя, а если почувствуете, что внимание притупилось – лучше сразу устраивайте перерыв.

* * *

Parallax подарит незабываемое ощущение головоломной эйфории в самом чистом виде… но только тем, кто сможет принять бесцветную абстрактную сухость.

Оценка Riot Pixels75%


Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium III/Athlon 1,4 ГГц
512 Мб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
100 Мб на винчестере

Pentium 4/Athlon XP 1,8 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
100 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Parallax
Author Rating
41star1star1star1stargray