Рецензия на Obduction

logo-obduction-reviewАвтор: BAMBI

Когда-то квесты правили миром. Или, по крайней мере, заявляли свою претензию на трон без опасений, что их засмеют. Можно вспомнить Sierra On-Line, на волне всеобщей любви к Грэму, Роджеру и Ларри вымахавшую в гиганта индустрии. Можно томно вздохнуть по LucasArts Entertainment, умевшей делать бестселлеры и без помощи именитых кинолицензий. Можно полюбоваться на кадры с участием Денниса Хоппера, Кристофера Уокена и Кристофера Ллойда. Однако красноречивее всего о былом величии жанра говорит тот факт, что самой продаваемой игрой 1990-х стал не гоночный симулятор, не RPG, не стратегия и не экшен, а высоколобая красавица Myst.

Она же косвенным образом виновна в упадке point-and-click. Мозголомная бродилка от первого лица породила кучу подражателей, но тогдашние разработчики, как теперь создатели Minecraft-клонов и «выживалок с крафтингом», не понимали, что поезд ушел, снаряд в ту же воронку не падает, дважды в одну реку не войдёшь и, в общем, что шаблоны – это плохо. Меланхоличную Myst полюбили за новаторство, ведь она нарушала привычные правила построения адвенчур. Когда нарушения стали нормой и первоначальный восторг выветрился, оказалось, что рынок перенасыщен безмозглыми, бессмысленными и безумно тоскливыми слайд-шоу, выискивать среди которых стоящие приключения готовы были немногие.

Смотреть галерею скриншотов Myst 5: End of Ages

Убедительно выступала на этом поле разве что сама Cyan Worlds. Из Myst вырос целый сериал, история которого заслуживает отдельной статьи, но даже он с каждой частью становился всё менее популярен, и в 2005-м пришлось наконец поставить точку. Сменилась эпоха, квесты надолго ушли в тень… А потом, как вы знаете, наступил рассвет ностальгии. Знаменитые эпопеи прошлого – Broken Sword, The Longest Journey, Tex Murphy, Leisure Suit Larry, Shadowgate – одна за другой восставали из пепла благодаря новому явлению под названием «краудфандинг». Вот и Рэнд Миллер, взяв пример с коллег, в 2013-м вышел на Kickstarter с разговорами о духовном наследнике. «Всё как встарь! – сулил он. – Столкновение с непознанным! Чудные, удивительные миры…» И тут возникает дилемма. С одной стороны, он не соврал: Obduction действительно изо всех сил стремится копировать первоисточник, не разжёвывая детали сюжета, не идя на компромиссы в угоду широкой публике и не стыдясь устаревших механик и концепций. В отличие от Double Fine с её Broken Age, Миллер сделал ровно то, что обещал.

С другой стороны, играть в это невозможно.

Оставь надежду всяк сюда телепортирующийся

Разработка: Cyan
Издание: Cyan
Жанры: Adventure/Exploration/1st Person/3D
Похожие игры: Myst (сериал)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение в форуме

Завязка звучит знакомо. Мы – безымянное, безголосое, бестелесное существо, чей пол определяется параметром в меню, – попадаем в далёкий край, имеющий мало общего с обыденной реальностью. В 1993-м это был сюрреалистический остров посреди океана. В 2016-м нас встречает кусок аризонской пустыни на поверхности чужой планеты: доступное для исследования пространство ограничено силовым полем, и за его пределами виднеются фантасмагорические, завораживающие, подлинно неземные ландшафты.

Смотреть галерею скриншотов Obduction

На ближайшие окрестности тоже приятно смотреть. До уровня пресловутого «фотореализма» графика за 23 года так и не добралась, но на фоне мультяшных The Witness и Firewatch, которые принято превозносить за визуальный стиль, Obduction выглядит как документальное кино. Перемещение, на манер Myst 5: End of Ages, свободное, поэтому можно вертеть головой во все стороны и щёлкать скриншоты с самых удачных ракурсов, а уж интересные композиции напрашиваются сами собой. Поселение Хунрат – эклектичная подборка объектов, похищенных из разных временных периодов в летописи Земли. Шахтерский поселок времён золотой лихорадки соседствует с современным коттеджем из пригорода. Железнодорожное депо соседствует с непонятной конструкцией, смутно напоминающей радиоантенну. Импровизированная плотина соседствует с лазерной установкой, которая на самом деле…

Стоп. В случае с Obduction спойлеров надо избегать вдвойне усерднее, потому что мистерия, сочинённая Рэндом Миллером, тонка как пёрышко, и порвать её на клочки можно одним нечаянно упорхнувшим словом. Скажем так: в этой вымышленной вселенной нашлось место представителям нескольких иных рас, помимо человеческой, и в центре внимания лежит дискурс о том, как будут взаимодействовать друг с другом принципиально непохожие цивилизации. Увидеть вблизи, правда, вам суждено лишь людей. Причём не рисованных, а из плоти и крови. И если пестрящие помехами видеопослания здесь смотрятся даже уместнее, чем в Myst (всё-таки голографическая аппаратура, в отличие от листков бумаги, и впрямь может сбоить), то когда наступает пора пообщаться с одним из местных обитателей вживую и на сцену выходит актёр и композитор Робин Миллер, челюсть отвисает.

«Отлично, наш проект собрал бюджет в полтора миллиона долларов! Обрабатывать видео будет мой племянник, когда вернётся с продлёнки».

Дальше – печальнее. Художники приложили уйму усилий, чтобы сделать залитый солнцем Хунрат фотогеничным, однако когда дело дошло до джунглей и гор, они работали уже по остаточному принципу. Мыльные-премыльные текстуры камней, аляповатое освещение, неказистая геометрия, распадающаяся на крупные плоскости листва… Творение Cyan ближе всего по духу к картинам импрессионистов: первое впечатление – экстаз, а присмотришься поближе – ерунда какая-то.

«Дрянь, но не сразу», – пожалуй, самая меткая характеристика Obduction. Поначалу каноны «старой школы» приятно треплют нервы: поиск верного пути даётся с трудом, ведь за ручку нас никто не держит и подсказок не предусмотрено, но как раз поэтому каждое успешное действие приносит море радости. Особенно когда в результате происходит ЧТО-ТО БОЛЬШОЕ. До чего здорово – уничтожить энергетический барьер и смотреть, как по небу с рёвом прокатывается огненная волна! Какое благоговение испытываешь, запуская двигатель величиной с многоэтажное здание! И как неловко становится потом… Obduction не сигнализирует чётко о выполнении задачи, да и о самой задаче зачастую можно лишь догадываться. «Я врубил вот эту штуку, и эту, и эту. Тут больше нигде не припрятано тумблеров? Я всё сделал? А что, извините… а что именно я сделал?»

Классическая формула «нажал на кнопку – теперь попробуй сообразить, что изменилось» в большом и полностью трёхмерном мире приобретает особо циничный оттенок. Просторные локации, поначалу вызывавшие ликование, превращаются в камеры пыток. Ломая глаза в поисках потайных кнопок и малоприметных тропинок, придётся ооооооооочень много бегать из конца в конец, и сопровождать вас при этом будет исключительно звук шагов, потому что музыка звучит только в строго определённых сценах. Firewatch тоже состояла преимущественно из пробежек, но в разговорах с Делайлой время пролетало незаметно. Obduction заставит вас прочувствовать каждую секунду.

Смотреть галерею скриншотов Obduction

От безлюдных полигонов, где абсолютно ничего не происходит без участия игрока, веет мертвечиной, и такой же гнилой запашок начинает издавать сам геймплей через несколько часов скитаний. Внезапно понимаешь, что всё это больше похоже не на Myst, а на Tesla Effect. Ещё чуть погодя даже сравнение с финальным приключением Текса Мёрфи покажется чересчур щедрым, зато на ум придут безыдейные Cradle и Armikrog – ведь, подобно им, Obduction увязает в самоповторах. Не считая банальных мелочей, тут всего четыре типа головоломок: 1) подбери цифровой код к замку; 2) задействуй консоль инопланетян; 3) взорви красную штуковину; 4) используй телепортаторы.

При мысли о последнем пункте Бэмби до сих пор бросает в дрожь. Мгновенное перемещение материи – гвоздь, на котором держится сюжет, и в игровом процессе данному феномену отвели главенствующую роль, позволив герою/героине сигать сквозь пространство аж двумя методами. Первый выглядит так: «Эта стена – просто стена. А вот эта, если в неё уткнуться, перенесёт тебя в другую часть карты. Их легко различить визуально… с расстояния в три сантиметра». Второй метод предполагает, что вы дёргаете за специальный рычаг и ждёте треть минуты, пока завершится загрузка. Вроде бы ничего страшного… но для решения некоторых задачек нужно телепортироваться таким образом много, много раз подряд, причём вдобавок устраивая марафонские забеги по осточертевшему маршруту.

Смотреть галерею скриншотов Obduction

И что самое грустное – терпеть эти издевательства нет никакого смысла. У Obduction хорошо продумана мифология, однако «персонажи», «характеры» и «личные истории» для Рэнда Миллера – пустой звук. Потому и дома местных жителей выглядят как музейные хранилища: вместо интересных деталей, которые приоткрывали бы завесу тайны над биографией жильца, на каждом углу разложены тонны предметов с пометкой Backer Reward Item, созданных спонсорами с Kickstarter и эквивалентных надписи «Здесь был Вася». Да и вообще повествование теряет всякую логику после встречи с вышеупомянутым плохо оцифрованным мужчиной (насладитесь ещё раз). Почему-то мы вынуждены молча выслушивать невразумительные монологи и выполнять дурацкие поручения, в то время как всю эту «мистерию» можно было разрешить одним вопросом. Нормальным человеческим «*****, что за *****?!».

* * *

Obduction – смазливая, загадочная, скучная, утомительная, садистская адвенчура, которой глубочайше наплевать на то, получите вы удовольствие или нет. Если в одночасье растают ледники и на свет божий выползет первобытный человек из девяностых, даже он при виде этой игры скажет: «Спасибо, не надо».

Оценка Riot Pixels40%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Intel i5-2500
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
20 Гб на винчестере

Intel i5-4590
16 Гб памяти
видеокарта с 4 Гб памяти
20 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Obduction
Author Rating
21star1stargraygraygray