Рецензия на Might & Magic 10: Legacy

logo-might-and-magic-10-legacy-reviewАвтор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Ubisoft просто обязана выслать огромный букет цветов в офис маленькой финской студии Almost Human. Её Legend of Grimrock доказала на деле, что ролевая игра, где герои ходят по клеткам, поворачиваясь исключительно на 90 градусов, может стать популярной и в наши дни. Поджанр, последние годы обитавший на портативных консолях Nintendo, наконец-то вернулся на родину.

Разработчик: Limbic Entertainment
Издатель: Ubisoft Entertainment
Жанры: RPG/Turn-based/1st Person/3D
Похожие игры: Might & Magic (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: розница / «цифра», 23.01.2014 (весь мир, PC)

Долгая дорога в Картал

Правда, в отличие от Legend of Grimrock, чей мир живёт в реальном времени, Might & Magic 10 припала ещё ближе к истокам — здесь всё строго пошаговое. Название серии обязывает — именно такими были ранние хиты Джона Ван Канегема и New World Computing.

Заглядывает в историю и длинный вступительный ролик, хоть и не настолько глубоко, конечно. По большей части он пересказывает события эпохи Heroes 6. Война с «безликими», коварные ангелы, смертоносное затмение, политические реформы… Поклонники стратегической серии оценят эти отсылки, остальные могут смело идти на кухню за чаем.

Нашим героям пока нет дела до интриг – они направляются в Картал, чтобы выполнить последнюю волю наставника и захоронить его останки в часовне неподалёку. Прямой морской путь слишком опасен, поэтому капитан встал на якорь в соседнем посёлке Сорпигал. Но и отсюда не добраться до цели. Какие-то разбойники взяли штурмом замок местного лорда, дорога перекрыта, так что придётся влезть в чужие проблемы.

Покончив с негодяями, герои получают задание — выяснить, кто стоит за столь дерзкой акцией и попутно разобраться с осквернителями древних алтарей. Думаю, вы уже поняли — ваза с прахом подождёт.

Смотреть галерею скриншотов Might & Magic 10: Legacy

Подсказки в комплект не входят

Однако начинаются приключения с редактора персонажей. В команде, как требуют каноны жанра, 4 бойца. Ещё 2 ячейки выделены для полезных NPC: один выбивает скидку из торгашей, другая воскрешает, третий обнаруживает врагов. 12 доступных классов связаны с 4 расами. Скажем, огненный маг — обязательно гном, крестоносец — человек, ловкая девица с двумя клинками — эльфийка.

Если вы запустили M&M 10 впервые и никогда не сталкивались с подобными играми —  возьмите готовый отряд, созданный разработчиками. А ещё лучше — сразу зайдите на форум, где сидят знатоки, и наберитесь дельных советов. Какие базовые параметры важнее для выбранных классов, которые из школ волшебства и боевых талантов полезны или, напротив, не стоят внимания… Не все ранги умений доступны разным классам — кто-то, отыскав нужного учителя, дорастёт до магистра, а кто-то навеки останется просто экспертом.

Ведь игра не считает необходимым объяснять азы. Авторы в самом начале предупреждают, что, мол, здесь полно опасных мест, куда новичкам лезть не следует, — и шустро прячутся в тень. Дальше разбирайтесь сами и помните, что «отменить» баллы, выброшенные на мусор вроде магии света, невозможно. Хорошо, если вы по опыту или наитию сколотили достойный отряд и правильно его «прокачали», сделав акцент только на эффективных умениях. В большинстве случаев, повстречав очередного сурового «босса», вы будете кусать локти, осознав, что вложились в ерунду.

Хуже того — Legacy, несмотря на открытый мир, линейна. Монстры не возрождаются, а значит, запас «экспы» и денег ограничен. Тут нельзя пойти в ранее «зачищенную» зону, где народилось свежее поколение чудищ, и нарастить мышцы. Пятиминутные забеги по пустым областям, чтобы сплавить торговцам новый вагон колец и кулонов, быстро утомляют. Пошаговая механика и широкие просторы – дурной союз. Legend of Grimrock при всей своей «хардкорности» была дружелюбнее. Хоть бы «fast travel» ввели, что ли (мгновенные конные путешествия между городами – это не совсем то)…

Смотреть галерею скриншотов Might & Magic 10: Legacy

Обычные твари тоже здорово дают прикурить. Вшивый волк — и тот способен загрызть героя до смерти с пары попыток. Почти любая зараза, что ошивается в этих краях, умеет травить ядом, вызывать паралич, усыплять и отуплять. Удрать из неравной схватки не удастся — стоит кому-то из смельчаков нанести первый удар, как их прибивают гвоздями к полу. Отступить можно лишь в меню, чтобы загрузить «сейв».

Запретив тактические пляски по квадратам, знакомые ещё ветеранам Eye of the Beholder, Limbic закрыла лазейку для хитрецов, но сражения ярче не стали. Луки и арбалеты — самое бесполезное оружие в Legacy, поскольку противники выскакивают почти перед носом, порой по велению скрипта.

Наследнички

Предположим, вы намотали на ус народную мудрость и ловко истребляете хищную дичь. Только ради чего? Интересного повествования нет — 3D-модели со статичных диалоговых экранов выплёвывают строчки скучного, по-немецки сухого текста. Радости от изучения мира — тоже, когда понимаешь, что всё сводится к поиску сундуков, единственного источника по-настоящему приличных трофеев. Побочные квесты — тоскливое «найди-отнеси-убей», а головоломки не смутят и первоклашку.

Под видом «RPG старой школы» нам пытаются скормить безыскусную поделку. Та самая классика 1990-х, под которую мимикрирует M&M 10, была куда увлекательнее и глубже. А эта серость удивляет вдвойне — она же полгода просидела в «раннем доступе» Steam! Неужели там всё было ещё хуже, чем в готовом продукте?

И беда – не только в топорной анимации и раздражающе «мыльных» текстурах. Движок Unity, рабочая лошадка кучи хороших «инди»-проектов, отвратно оптимизирован. На открытых локациях с пятью камнями и полутора ёлками частота кадров порой падает до 10-15.

Смотреть галерею скриншотов Might & Magic 10: Legacy

Ну да ладно, игра — пошаговая, «тормоза» ничего, кроме впечатления, не угробят. Более надёжный способ отбить интерес — сделать ужасную карту. Экран, разлинованный квадратиками, отображает лишь окрестности и скуп на понятные пиктограммы. Сдвинуть картинку курсором или изменить масштаб не дают. Поначалу это не тревожит — первые районы легко запомнить, но чем дальше в лес, тем сложнее извилистые лабиринты. Заблудились в лесу (вариант: вернулись к Legacy спустя неделю) и надо дойти до ближайшего города? Сожалею.

Неудобен и полевой журнал. В предыдущих M&M авторы скрупулёзно заносили в него все мало-мальски важные сведения, от расположения учителей до координат целебных фонтанчиков. В Legacy приходится держать рядом блокнот с ручкой. Можно, конечно, сослаться на Etrian Odyssey с NDS, где заставляют документировать каждый шаг, однако там мир разбит на отдельные уровни.

Завершающий штрих — однотипные вопли героев и потуги на юмор. «Нас учуяли! Кто забыл принять душ?» – восклицает воительница, узревшая на горизонте врагов. Знать, животрепещущий вопрос, коли она задаётся им каждую пару минут. Другая дама, погибая, осыпает проклятиями разработчиков игры. Я с ней солидарен.

* * *

С другой стороны, от Limbic Entertainment с её послужным списком из “браузерки” и двух DLC для Heroes 6 чуда не ждали. У немецкой студии получилось не столько возрождение серии, сколько имитация «под старину» со знакомыми названиями и звуковыми эффектами, но без глубины и шарма. Жаль, что в этом и заключается всё «наследие».

В общем, если хочется нырнуть в прошлое — не кормите халтурщиков, купите Might and Magic 6-pack. Впрочем, ещё можно подождать народных умельцев — Legacy «из коробки» поддерживает моды. Авось перепилят как следует.

Оценка Riot Pixels58%

Добавьте свой отзыв на игру



Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo E7300/AMD Athlon 64 X2 5200+
4 Гб памяти
GeForce 8800 GT/Radeon HD 3870
10 Гб на винчестере
интернет-соединение

Core 2 Quad @ 2,4 ГГц/Phenom x4 @ 2,3 ГГц
6 Гб памяти
GeForce GTX 470/Radeon HD 6870
10 Гб на винчестере
интернет-соединение

Summary
Review Date
Reviewed Item
Might & Magic 10: Legacy
Author Rating
31star1star1stargraygray