Тяжелая артиллерия: inFamous: Second Son и творчество Фрэнка Клепаки

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

В предыдущем выпуске MC Pixel я рассказывал, по большей части, о японской музыке, а среди треков частенько попадались попсовые композиции. Сегодня все куда строже: в подборке — музыкальные дорожки inFamous: Second Son и The Last of Us Volume 2, классический саундтрек Command & Conquer, а также рассказ о написавшем его человеке — Фрэнке Клепаки (Frank Klepacki).

inFAMOUS-Second-Son-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg inFamous: Second Son Original Soundtrack
Лейбл: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 18.03.2014
Продолжительность: 01:14:01

Несмотря на то, что композиции саундтрека inFamous: Second Son написаны тремя музыкантами (Марком Кэнемом, Натаном Джонсоном и Брайаном Мантиа), все они выдержаны в единой манере: спокойное начало (перебор клавиш, хаотичная смесь электронных звуков и др.), постепенно перерастающее в настоящий рок-боевик; в качестве примера можно привести композицию Speed of Light, далеко не с первых нот оправдывающую свое название. На этом диске размашистый трек Double Crossed соседствует с мрачноватым Cumulonimbus, акустическая гитара в The Call — с электрогитарным запилом в Higher Elevation, механические барабаны в Conflict Resolution — со звучным том-томом, «делающим погоду» в Serial Tagger. Вердикт однозначен: на настоящий момент inFamous: Second Son — претендент №1 на попадание в список лучших игровых саундтреков по итогам 2014 года.

Обратить внимание: Second Son, Speed of Light, Cumulonimbus, Freedom and Security, Serial Tagger, Higher Elevation, Smoke and Mirrors

 

The-Last-of-Us-Volume-2__Cover-300x300.jpeg The Last of Us, Vol. 2 (Video Game Soundtrack)
Лейбл: Masterworks
Дата релиза: 07.02.2014
Продолжительность: 58:29

Саундтрек The Last of Us Volume 2 объединил музыку к сюжетному дополнению Left Behind, а также композиции, не вошедшие в основной The Last of Us OST (11.06.2013). На этот раз саундом занимался не только Густаво Сантаолалья, но и еще несколько композиторов: Джонатан Майер, Энтони Карузо и др. На диске главенствует спокойная инструментальная музыка (Fleeting, All Gone (Seasons)), которую вряд ли будешь переслушивать вне игры. Впрочем, запоминающихся моментов тут хватает: акустическая гитара в треке Fleeting, напряженные ударные и духовые в Head Rush, мощные ударные в Stalking, красивая мелодия в The Path (Vacant), гитарный проигрыш в Left Behind (Together) и электрогитарная партия в Left Behind.

Обратить внимание: Head Rush, Fleeting (Affection), Left Behind
Купить: iTunes, Google Music



Классика

The-Music-of-Command-Conquer_Cover-300x300.jpg The Music of Command & Conquer
Издатель: Virgin Interactive
Дата релиза: 1995
Продолжительность: 01:11:23

Саундтрек Command & Conquer открывает впечатляющая композиция Act on Instinct, не менее брутальная, чем Hell March с C&C: Red Alert. Впоследствии она была существенно облегчена Фрэнком Клепаки и под названием Act on Invasion вошла в Universe at War: Earth Assault OST (2007). Балом в C&C правят связка баса и ударных, а также выведенная на передний план неудержимая гитара Клепаки. Главный плюс этого саундтрека — стилевое разнообразие. Если Fullstop и Prepare For Battle дают фору гитарному творчеству Ричи Самборы, то треки In the Line of Fire, March To Doom и Airstrike погружают в электронную меланхолию. Ко всему прочему, есть на саундтреке и мелодичные композиции без всякого индастриал-металического напора (Rain in the Night). Эта работа Клепаки, в которой отчетливо чувствуется влияние пластинок Эла Йоргенсена рубежа 1980-90-х, в какой-то мере даже предвосхищает поздние достижения Ministry и является самым запоминающимся саундтреком серии Command & Conquer.

Обратить внимание: Act on Instinct, No Mercy, We Will Stop Them, Prepare For Battle

 

Фрэнк Клепаки: маэстро металлических заклёпок

Frank-Klepacki__Image-650x430

Композитор Фрэнк Клепаки больше всего прославился написанием музыки к играм серии Command & Conquer. Тем не менее, только саундтреками C&C он не завоевал бы титул одного из самых плодовитых игровых композиторов: в его портфолио несколько десятков проектов Westwood Studios и Petroglyph. Я не буду пытаться объять необъятное и отмечу только самые яркие достижения, так что фаны музыканта вряд ли найдут в статье что-то интересное для себя. А вот те, кто к его творчеству обращался лишь от случая к случаю, — вполне возможно.

Одна из ранних работ Клепаки, с которой можно познакомиться на официальном сайте исполнителя, — это The Legend of Kyrandia OST (1992). Разнообразный в инструментальном плане (особенно хороша басовая партия в Beyond the Timbermist Woods), размеренный, без ярких номеров, но с запоминающимися мелодиями (Speech of the Land), этот саундтрек оставляет самое приятное впечатление.

В один год с The Legend of Kyrandia вышла Dune 2: The Building of a Dynasty. Переполненный тревожащими электронными звуками, саундтрек игры, тем не менее, в полной мере предвосхитил C&C OST — хотя бы в том, что здесь появилось несколько быстрых рок-номеров. Особенно хорошо Клепаки удалась музыка к вышедшим на рубеже веков Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune: мягкая басовая партия в Rise of Harkonnen, удачная мелодия, наложенная на «индустриальный» ритм, в Unsuspected Attack… Продолжать можно долго.

 
В C&C: The Covert Operations (1996) Клепаки позволил себе поэкспериментировать с традиционными для индастриал-метала музыкальными формами. Так появился экзотический трек C&C 80’s Mix, оркестровое вступление в Great Shot, полноценная (с вокалом) песня Destructible Times.

 
В C&C: Red Alert (1996), прежде всего, западает в память композиция Hell March с предельно агрессивной гитарной и ударной партиями. Продолжения этой темы впоследствии открывали оба сиквела игры. Особенно интересна композиция Hell March 3 из C&C: Red Alert 3 (2008) — она не так давит на уши и куда более разнообразней предшественниц в музыкальном плане. Но вернусь к первой части: пристального прослушивания тут заслуживают Crush, Big Foot и Twin Cannon с прямо-таки раммштайновским гитарным риффом и неожиданными клавишными. Из саундтреков дополнений C&C: Red Alert, The Aftermath и Counterstrike, однозначно заслуживают прослушивания (и неоднократного возвращения к ним) композиции Running Through Pipes и Chaos.

Саундтрек C&C: Tiberian Sun запоминается в меньшей степени, чем все перечисленное выше, однако на нем, например, есть изумительная индустриальная композиция Pharotek (принадлежит авторству Джаррида Мендельсона), а барабаны из Valves способны достучаться до любого. На этом предлагаю остановиться на серии C&C; добавлю лишь, что после того, как Westwood Studios оказалась поглощена и ликвидирована Electronic Arts, Клепаки отмечался в C&C-играх только эпизодически, что явно не пошло на пользу музыкальной составляющей серии.

В середине 2000-х ему довелось поработать над музыкой игры Star Wars: Empire at War и ее дополнения Forces of Corruption. В итоге получилось мощное оркестровое музыкальное полотно, вполне в духе «Звездных войн» и, в то же время, с фирменными «индустриальными» вкраплениями Клепаки. Оркестровые наработки композитор впоследствии развил в Guardians of Graxia и Rise of Immortals (2011).

Помимо постоянной работы над игровыми саундтреками, Клепаки выкраивает время на сольные записи и выпуск альбомов с группами. Сольники не радуют такими яркими хитами, какие встречаются на игровых саундтреках, и, как правило, оказываются выдержаны в одной манере: легкая электроника (Morphscape, 2002), гитарный индастриал (Rocktronic, 2004), альтернатива с элементами танцевальной музыки (Virtual Control, 2005)… А вот в Conquering 20 Years реализован сплав 8-битной музыки, акустических номеров, симфонических композиций, тяжелого рока и др.

 
У музыки Фрэнка Клепаки есть одно важное качество: она не надоедает от альбома к альбому. В наушниках звучит то индастриал, то метал, то оркестровая музыка. Разнообразный инструментал в любой момент можно на время задвинуть в закрома ПК и обратиться к трекам американца в составе групп. Мода на работу с оркестрами не обошла Клепаки, как и большинство прочих современных игровых композиторов, но он, тем не менее, постоянно радует поклонников старым звучанием и даже покоряет новые вершины — как в случае с фанковым альбомом Here at Last.

Новинки текущей недели

Escape Goat 2 Original Soundtrack (24.03)


Diablo 3: Reaper of Souls Soundtrack (25.03)

Final Fantasy 14: A Realm Reborn Original Soundtrack (26.03). Познакомиться с композициями саундтрека можно на сайте Square Enix.

Short Peace: Ranko Tsukigime’s Longest Day Original Soundtrack (26.03). Этот саундтрек — последняя на данный момент работа Акиры Ямаоки. Познакомиться с композициями можно на Amazon.