Рецензия на The Magic Circle

logo-the-magic-circle-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

Для нас, игроков, новость о том, что релиз ожидаемого продолжения знаменитой серии опять перенесли, – не трагедия, а лишь повод разочарованно повздыхать да ядовито поехидничать. Но каково ждать выхода не снаружи, а внутри виртуального долгостроя? “Боги покинули мир, не в силах завершить своё творение, и теперь нерождённая вселенная обречена сгинуть в забвении” – вот так обитатели недоделанной The Magic Circle (вымышленной игры, о которой повествует The Magic Circle настоящая) переживают многочисленные трудности затянувшейся разработки.

Ехал метапротагонист через метанарратив, сунул метааватара в метасеттинг

Разработка: Question
Издание: Question
Жанры: Adventure/1st Person/3D
Похожие игры: The Stanley Parable, The Vanishing of Ethan Carter, Hack ’n’ Slash, Scribblenauts (сериал), Evolva
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Просмотрев грубые наброски, которые должны стать вступительным роликом, мы в роли тестера попадаем в перегороженное заглушками пространство, скроенное наспех из чёрно-белых, будто нарисованных от руки текстур. Вместе с музыкой слышно бормотание композитора. Есть и сами авторы – типичные иконки «комментарий от разработчика», суетливо носящиеся по небесам. Правда, им не до игрока, они заняты спорами и перепалками: нужно ли оружие, как преподносить до сих пор не написанный сюжет и чем из огромного списка невыполнимых обещаний следует пожертвовать в первую очередь. Поэтому изначально мы скитаемся по сиротливым пустошам в одиночестве.

Отсутствие явной цели не мешает получать от прогулок наслаждение. Если вы когда-нибудь исследовали “утёкшие” бета-версии Doom 3, Half-Life 2 и S.T.A.L.K.E.R. (тогда ещё Oblivion Lost) или ковыряли ресурсы любимых игр в поисках вырезанного материала, вам знакома эта гамма ощущений: детективно-вуайеристское удовольствие, смешанное с тоской о том, чего нет, но что могло быть. Мир The Magic Circle – не пустая коробка, а исполинская стройплощадка, где многолетними наслоениями отложились эпизоды её воображаемой истории. В кои-то веки попытки залезть куда-то за горизонт или пробраться за декорации не бесплодны – в таких тайниках спрятаны аудиодневники, проливающие свет на непростую судьбу проекта.

Ключевых персонажей драмы немного, зато все они как живые. Главный идеолог, вынашивающий своё детище уже два десятка лет, вобрал в себя черты Питера Мулинье, Ричарда “Лорда Бритиша” Гэрриота, Джона Ромеро и прочих светил. Чересчур часто несомненный талант вредит ему, заставляя идти против ожиданий аудитории, требований издателей и даже здравого смысла. Конфликтовать приходится и с подчинёнными – профессиональной киберспортсменкой, презирающей повествование и ценящей лишь возможность отточить смертоносный “скилл”, наивной стажёркой, которая познакомилась с серией в далёком детстве и выросла с мечтой о грядущем шедевре, и другими членами команды.

Смотреть галерею скриншотов The Magic Circle

Постоянные сюрпризы, переворачивающие всё с ног на голову, напоминают The Stanley Parable, особенно её концовку с музеем. Но если там нас топили в абсурде, забрасывая бессвязной бессмыслицей, то The Magic Circle, несмотря на множество неожиданных ходов (их я раскрывать не буду, хотя так и распирает!), доносит конкретный круг идей чётко и последовательно. Приятнее всего то, что авторы осветили создание игр с разных точек зрения и дали слово каждой из сторон, уличив в грехах всех, но не сваливая вину за злоключения на кого-то одного.

Термин “волшебный круг” ввёл голландский историк и философ Йохан Хёйзинга, чей трактат Homo Ludens (“Человек играющий”) положил начало исследованию игр как культурного феномена и ещё в 40-х годах прошлого века создал предпосылки того, что сегодня называют “геймдизайном”.

Огромное достижение разработчиков – не просто нарисовать жадного издателя, завравшегося самовлюблённого творца-болтуна и истеричных фанатов, а показать за расхожими образами настоящих людей и объяснить, как именно хорошие игры обрастают кошмарными недугами без всякого злого умысла. При этом они не скатываются в занудные лекции – наоборот, беспрестанно острят, подшучивая над индустрией, нами и собой. Досадно, что подчас в Question сами слишком увлекаются собственным рассказом: под конец пропорции интерактивных отрезков и сюжетных вставок стремительно приближаются к пугающей планке старых Metal Gear Solid, однако даже это, пусть и не всем по нраву, старательно обосновано и ловко вписано в общую канву. Увы, русской локализации пока нет – чтобы прочувствовать всё великолепие замысла, необходим серьёзный уровень английского.

Смотреть галерею скриншотов The Magic Circle

Трудно быть «багом»

Одним словом, из The Magic Circle вышел бы отличный “симулятор ходьбы”, но помимо “просветительской” философии в неё добавили ещё и занятные головоломки. Загадочная сущность из недр игры, навевающая воспоминания о злодее Мегабайте из мультика ReBoot, связывается с героем и обучает его необычной способности, помогающей одолеть здешних монстров. Подобно Hack ‘n’ Slash, “внутренности” любого объекта можно открыть и подкорректировать по своему усмотрению, причём исправленное существо или вещь позволяют вызвать к себе. Убрав пункт “герой” из врагов и подставив его в союзники, мы превратим недруга в телохранителя, но армия послушных зомби (или крыс, или грибов, или…) – только начало хитроумных экспериментов.

В отличие от Hack ‘n’ Slash, самого себя изменять не дают, поэтому все проблемы мы устраняем чужими руками. Да и устанавливать произвольные значения нельзя – надо использовать то, что удалось накопить в инвентаре. Возможности чудищ задаются модулями поведения, которые необходимо изымать, чтобы потом имплантировать в кого-нибудь другого. Например, отняв у похожей на волка зверушки “ближний бой” и “передвижение по земле”, вы увидите валяющуюся безногую колбаску, шамкающую беззубым ртом, а наделив этими качествами простой камень и приплюсовав огнеупорность, обнаружите, что тот отрастил лапки и клыки, заодно сменив окрас. Нужные элементы приходится добывать с боем, как в древней Evolva. Хотите огнемёт? Извольте выследить огнедышащую тварь и подобраться к ней на расстояние вытянутой руки. А сделать это куда проще, когда она мертва.

Смотреть галерею скриншотов The Magic Circle

На самом деле открытый мир гораздо теснее, чем кажется на первый взгляд, зато жёстких барьеров, как в Metroidvania, почти не ставят, а задачи решаются разными путями. Благо методов навалом: постепенно мы учим наших подопечных толкаться, парить в воздухе, плодить червей-паразитов и влезать жертвам в мозг… Логичные ограничения придали пазлам запас прочности, которого так не хватало в Hack ‘n’ Slash, но всё равно расщёлкать большинство из них слишком просто. В конце концов, если три ходячих мертвеца не справились, почему бы не призвать ещё парочку? С другой стороны, подход серии Scribblenauts никто не отменял: чем очевиднее прямолинейный способ, тем интереснее пробовать совсем уж безумные альтернативы.

* * *

Над нелепыми условностями игр мы уже вдоволь посмеялись в The Stanley Parable. Создатели The Magic Circle выбрали для сатиры иную цель: не игры, а людей – всё многогранное сообщество, которое над ними работает. Но не в пример “симуляторам ходьбы” тут есть чем заняться!

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
1,7 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
1,7 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Magic Circle
Author Rating
51star1star1star1star1star