Рецензия на Kentucky Route Zero: Act 1

logo-kentucky-route-zero-act-1-review
Автор: BAMBI

Разработчик: Cardboard Computer
Издатель: Cardboard Computer
Сайт: Открыть
Жанры: Adventure/3rd Person
Похожие игры: Dear Esther, Home, The Path, Trauma
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: 07.01.2013 (весь мир, «цифра», PC)

Произведения искусства не предназначены для того, чтобы их подавали дольками. Стопки эпизодов вместо полноразмерных адвенчур — суровая реальность наших дней, и некоторые игры от такого подхода не сильно страдают, однако это не значит, что можно безнаказанно шинковать всё подряд. Если The Walking Dead смотрится как фильм, с лёгкими потерями превращённый в мини-сериал, то Kentucky Route Zero — порванная на клочки песня.

Кентукки Драйв

Хотя, положа руку на сердце, ей вовсю хочется подпевать. Два года назад проект со смехотворным бюджетом успешно собрал деньги на Kickstarter, и ныне крошечная студия из двух человек начала выполнять обещания, данные многочисленным спонсорам. К счастью, результат далёк от неказистого «трейлера», которым завлекали публику, да и вообще выглядит KRZ необыкновенно: аскетичная картинка вызывает в памяти сразу Another World, Alone in the Dark, Superbrothers: Sword & Sorcery EP и Limbo. Не пугайтесь низкополигональных моделек: за мнимым примитивизмом кроется отлично выдержанный стиль, умелая работа с эффектами и уверенная режиссура.

Экспрессионизм и минимализм проявляются не только в графике. Здешний сценарий — пара небрежных росчерков на бумаге и приглашение напрячь фантазию. Кто, куда, зачем — разгадки необходимо собирать по крупицам. Шофёр Конуэй доставляет товары из антикварного салона. Чтобы вручить груз очередному адресату, надо выкатить старенький фургончик на шоссе номер 0, но на карте такого нет. Вроде бы таинственная трасса проходит где-то под землёй. По крайней мере, если верить людям, которые растворяются в воздухе, едва Конуэй отведёт взгляд…

Cardboard Computer причисляет своё творение к магическому реализму (читай: фантастике без объяснений, но с претензиями), а по жанру это «роуд-муви». Ночное путешествие по магистралям штата Кентукки сродни падению в кроличью нору — чем дальше, тем чудесатее. Странные собеседники, потаенные места, загадочные видения — интригой KRZ сильна, и подача сюжета на первых порах приводит в восторг. Конуэй немногословен, из кучи вопросов всегда выбирает один и остальные игнорирует, так что сведения о герое приходится черпать, просматривая возможные варианты ответов. Вместо внутреннего монолога — «беседа» с четвероногим компаньоном в соломенной шляпе. В некоторых случаях мы сочиняем историю прямо на ходу. Как зовут собаку Конуэя? Гомер? Блю? Может, она не его вовсе?

Смотреть галерею скриншотов Kentucky Route Zero »

Но вскоре эта аура сюрреализма начинает работать против KRZ. У игрока нет мотивации, нет почвы под ногами, ему не за что зацепиться и не с кем себя ассоциировать. Авторы навязывают нам позицию отстранённого наблюдателя, порой выхватывая из тела Конуэя и вселяя в кого-то ещё, и периодически требуют делать выбор, который ни на что не влияет. Головоломки здесь отсутствуют, как и другие препятствия, если не считать лабиринта дорог. В первый раз я пролетел игру пулей, пропуская боковые тропки. При повторном прохождении исследовал каждый закоулок: излазил шахты вдоль и поперёк, узрел психоделическую картину, как два полуголых парня толкают перед собой самолёт, нашёл в архиве запись, упомянутую слепым хозяином бензоколонки. Что это привнесло в повествование? Абсолютно ничего.

«Ну-ка, наслаждайся моей атмосферой!» — будто приказывает игра, подсовывая один этюд за другим. Катаясь туда-сюда, можно наткнуться на придорожную забегаловку, баптистскую церковь или музей… и внезапно KRZ мутирует в текстовый квест. Лень было рисовать лишние «задники»? Остальные эпизоды тоже тяготеют к тому, чтобы «описывать», а не «показывать», но совсем выкинуть декорации — это перебор. Можете говорить что угодно про Trauma, The Pаth и Dear Esther, однако там геймплей хотя бы был однороден и не подбрасывал бестолковых «сюрпризов» с потолка.

Впрочем, чего-чего, а атмосферы у KRZ не отнять. Немножко звучного эмбиента и чуток меланхоличного кантри стимулируют воображение, заставляя подбирать в голове всё новые толкования происходящему. Вот отсутствие озвучки — большущий промах. Голоса могли бы перекинуть мостик между зрителем и чудаковатыми персонажами, но, увы…

* * *

Кто чурается игрового артхауса, тому лучше обойти Kentucky Route Zero стороной. И даже если вы любите всё необычное, советую подождать с покупкой до выхода следующих актов. Пока неясно, что собой представляет это приключение: новое слово в жанре или дутый пузырь.

70

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 3/Athlon 1 ГГц
512 Мб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
250 Мб на винчестере

Pentium 3/Athlon 1 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
250 Мб на винчестере

Look for the comments on the forum.