Итоги-2012: “Нечёткие” закономерности чётных лет

logo-mafioso
Автор: FACELESS

По сложившейся не так давно традиции, по-настоящему отличных игр в чётные годы почему-то выходит меньше, чем в нечётные. Год 2012-й, как и 2010-й и 2008-й, от нехватки громких имен не страдал, но «срослось» далеко не у всех. Никто ведь не думал, что, например, горячо ожидаемые продолжения культовых Diablo и Hitman оставят нулевой след в своих жанрах. Вручение наград, конечно, не будет выглядеть как раздача призов «лучшим из худших»: добротных экшенов и стратегий повыходило достаточно, но единоличных лидеров среди них нет.

The grass was greener… a few hundred bullets back

Ни одна из “распиаренных конфеток” по качеству и содержанию не дотянула не то что до блистательной Deus Ex: Human Revolution, но и до двух других игр, вошедших в мой “Топ-3” 2011 года: Batman: Arkham City и Uncharted 3: Drake’s Deception. Взять ту же Mass Effect 3. Стерильное, грамотное завершение трилогии. Но держа в рукаве такие козыри, как богатая вселенная и масса роскошных персонажей, BioWare смогла подарить нам лишь ещё одну хорошую драму. От героических поступков благородного командора лишь у чересчур впечатлительных особ участился пульс. Композиции за авторством Клинта Манселла и Ко настраивают на нечто куда более монументальное…

Rockstar с Max Payne 3, наоборот, ничего не завершала, а скорее дала новую жизнь, казалось бы, почившей серии. Получилось на твёрдую четвёрку. Постаревший коп, зарабатывающий на охране богатых мажоров, всё так же эффектно прыгает и выдаёт всё такие же красочные метафоры. Но, увы, нет ощущения, что это почти «своя», личная вендетта. Ну да, девочку там какую-то похитили. OK, спасём — работа такая. И никакой личной мотивации. На этом фоне «переезд» из заснеженного Нью-Йорка в солнечные фавелы Рио — несущественная мелочь. Но, чёрт возьми, Макс Пейн, играющий «саундтрек своей жизни» в руинах огромного здания, врезался в память прочно и надолго!

Если составить коллаж из остальных эмоциональных моментов года, львиную его долю составят кадры из адвенчурного сериала The Walking Dead. Некоторые сцены последних эпизодов страсть как хороши и по накалу, и по драматичности. Надеюсь, сценаристы телеканала AMC уже купили коробки с The Walking Dead: A Telltale Game Series, увидели все возможные варианты и поставили на полку с энциклопедиями. Ещё запомнились выходки полоумного Вааса из Far Cry 3 и придворные интриги Англии XVIII века. Dishonored можно сколько угодно ругать за геймплейные огрехи, но чувство стиля у неё не отнять.

It’s almighty dollars that give men wings

Для игр на iOS, которые я по большей части и рецензировал в течение года, 2012-й стал взрывным. Вал любопытных проектов уже не ограничивался «тяжёлой артиллерией» с других платформ в лице Baldur’s Gate, двух частей GTA, Max Payne, The World Ends with You и т.д. В куче «весёлых ферм» и «фруктовых ниндзей» то и дело попадались бриллианты вроде интеллектуального «платформера» Nihilumbra. Крошечная испанская студия выдала притчу, достойную пера Альбера Камю и других мастеров экзистенциальной прозы. Кстати, граждане, категорически отвергающие любой контакт с устройствами Apple, скоро смогут опробовать дополненную версию Nihilumbra на РС. Приблизить «пустоту» ещё на шаг можно уже сейчас, проголосовав в Steam Greenlight.

В то же время несравненно более примитивная Angry Birds в народной помощи не нуждается. Space официально стала самой коммерчески успешной на iPhone по итогам года, а осенью Rovio выплеснула на консоли оригинальную трилогию с безбожным ценником «$40». Но у «птичек» – своя аудитория, редко пересекающаяся с более серьёзными играми. Другое дело, что модель бесплатных/дешевых проектов нынче столь эффективна, что при шестизначных перспективах сложно творить «для души».

На якобы демократичную систему «играй нахаляву и плати за что пожелаешь» со временем хотят перейти даже крупные разработчики – что уж говорить о студиях, живущих за счет iOS! Как показал развёрнутый анализ рынка за год, в обычный ноябрьский день прибыль «яблочных» приложений составила $15 млн. Внушительная часть этой суммы утекает не к разработчикам «премиума» по цене $6,99 (и уж тем более не в карманы жадин из Square Enix, требующих по $20-30 за каждую jRPG), а, для примера, к создателям CSR Racing и Clash of Clans, очень грамотно ведущим условно-бесплатную политику. Кто кого вытеснит? Опыт показывает, что бизнес-модель, обкатанная на «больших» платформах, в недрах iOS работает крайне редко.

* * *

К счастью, за стабильность РС и консолей переживать пока рано. Год 2013-й обещает стать щедрым на действительно эпохальные проекты. Одной весной вон сколько интересного выйдет: Bioshock Infinite, Metro: Last Light, The Last of Us, Grand Theft Auto 5, наконец! И напоследок — пока есть люди с такими амбициями, нашим с вами любимым жанрам вымирание не грозит!