Рецензия на Horizon: Zero Dawn

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Элой с детства привыкла к роли отшельницы. Еще малюткой она оказалась под опекой изгоя Раста, который воспитал девчушку, обучив ее всему, что знал сам. Когда она повзрослеет, то сможет стать полноценным членом племени, но до тех пор соседи будут избегать контактов с молодой охотницей: религия не позволяет. Брезгливые подлецы, они еще не знают, что скоро их судьба будет в руках той, кого они так сильно презирали.

Край света

Разработка: Guerrilla Games
Издание: Sony Interactive Entertainment
Жанры: RPG (Action/RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Far Cry (сериал), Tomb Raider, The Witcher 3, Monster Hunter (сериал), Assassin’s Creed (сериал)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Guerrilla Games долгие годы занималась шутерами от первого лица, поэтому смена привычной Killzone на совершенно новый мир Horizon: Zero Dawn стала в известной степени приятной неожиданностью. На Земле далекого будущего никто не бегает с автоматами, так как наша с вами цивилизация давным-давно сыграла в ящик. Люди в основном живут в маленьких деревнях и почитают что-нибудь вроде сломанной стальной двери с голосовым оповещением.

К счастью для дикарей, «предтечи» сгинули более-менее аккуратно, так что планета не превратилась в радиоактивную пустошь. Доступные для исследования территории Horizon трудно назвать самыми большими среди подобных ей игр, даром что разнообразия окружению хватает. Есть тут и красивые густые леса, и живописные горы, и поглощенные растительностью постройки давно минувших лет. Если голландская студия и заслужила похвалу, то именно за это: чудесные пейзажи, которые так и просят, чтобы их сфотографировали.

Смотреть галерею скриншотов Horizon: Zero Dawn

Другое дело, что просто так бродить по свету и любоваться видами не дадут. Хищников среди животных из плоти и крови нет в принципе, зато на лугах, в водоемах, в небесах и даже под землей в больших количествах водятся куда более опасные металлические чудища. Все зависит от модели монстра: некоторые при виде Элой предпочтут убежать, но подавляющее большинство роботов без лишних раздумий бросится в атаку. Ладно, если это небольшой «рыскарь» – такого в крайнем случае можно уложить копьем. А вот если на вас побежит нечто размером с избушку, да еще и стреляя из орудий…

Все эти машины, всю фауну (кроме тех зверьков, что бродят по селениям, – они почему-то неуязвимы), включая плавающих в воде рыб, и кое-что из флоры можно разобрать на «компоненты». Умелая мастерица буквально на бегу использует полученные материалы, расширяя «карманы» для всех своих пожитков, готовя целебные зелья и производя полезное в быту барахло. Совсем избегать поиска ресурсов нельзя: Элой таскает с собой тысячи веточек (хватило бы слотов в инвентаре), однако боеприпасов для различных луков и пращей в ее рюкзак много не влезает.

Расходовать добро нужно с умом. У каждой жестянки свои преимущества, манера поведения, устойчивость и/или слабость к различным стихиям, а самое главное – уязвимые места. Порой и целого колчана не хватит, чтобы нанести машине серьезный урон, но одна специальная стрела, попавшая в правильное место, способна переломить ход схватки, серьезно ранив врага или даже оторвав от него какую-нибудь деталь. И если эта деталь сгодится в качестве тяжелого орудия… В такие моменты Horizon расходится от души, предлагая широкий выбор бомб-ловушек, взрывоопасных растяжек, специальных стрел и т. п. По степени проработки этих нюансов можно предположить, что Guerrilla готовила свой ответ Monster Hunter. Ошибочное допущение! Впрочем, положа руку на сердце, лучше бы так оно на самом деле и было.

Смотреть галерею скриншотов Horizon: Zero Dawn

Предел возможного

Но Horizon не интересуют лавры самой красивой «охотничьей» игры: она хочет быть настоящей RPG с открытым миром, уймой различных занятий и побочными квестами с диалогами, в которых иногда нужно выбирать варианты ответа, немного побаиваясь последствий собственных решений. И тут стоит вспомнить, что мы с вами живем в эпоху «после The Witcher 3», поэтому смазливой мордашкой и возможностью раскидать баллы умений по нескольким специализированным веткам нас уже не удивишь.

Основная сюжетная линия Horizon условно состоит из двух частей, ведь ключ к спасению человечества нужно искать в прошлом. Одна из них – события глубокой старины – действительно любопытна, а некоторые детали давней катастрофы можно назвать неожиданными… Правда, есть проблема. Судя по всему, отсутствие опыта работы с проектами такого плана сыграло с Guerrilla злую шутку.

Величественные развалины расскажут о крахе предков не так уж много (даже Fallout 4 умудрялась поведать какую-нибудь историю при помощи разбросанного по комнате мусора), поэтому черпать информацию приходится из разного рода записок. Самые ценные сведения – в обязательных локациях, причем их расположение изрядно веселит: за условным «помещением» с битвой идет условная «комната» с несколькими дневниками. Потом опять бой, после него – снова дневники.

Смотреть галерею скриншотов Horizon: Zero Dawn

Схематичность в принципе свойственна Horizon, потому что забравшаяся в дикую чащу Элой скорее всего не найдет в ней ничего интересного, кроме очередного стада роботов или какого-нибудь коллекционного предмета. Здесь нет вышек (лишь несколько жирафоподобных машин, которые отчасти выполняют их функции), но опциональной рутины хватает. «Зачистка» лагерей бандитов, посещение древних «руин», испытания в охотничьих угодьях… Тем, кто любит гулять на природе и стирать с карты «точки интереса», тут понравится. А остальным?

А остальным – квесты. Чаще всего они проходят следующим образом: на месте происшествия Элой включает свой визор (устройство дополненной реальности, заменяющее девушке ведьмачье чутье Геральта), находит какие-нибудь улики или следы, идет по ним, убивает тех, кто наследил, возвращается за наградой. В первом приближении – точно так было и в The Witcher 3. Вот только там однообразные будни следопыта разбавлялись болтовней с колоритными NPC, искрометным юмором, ядреным матом, задушевными пьянками и разнообразными дилеммами.

Сценаристы Horizon изредка пытаются разрядить излишне формальную обстановку, беседы удручающе (для тех, кто видел The Witcher 3 и трилогию Mass Effect) статичны, а редкие развилки едва ли можно назвать значимыми. Почти все, что происходит в настоящее для Элой время, невыносимо банально. Логика персонажей примитивна, главные плохиши до смешного предсказуемы. Запоминающихся NPC крайне мало, да и те хороши исключительно на фоне своих безликих земляков. Даже сама героиня раскрывается очень странно, иногда вспоминая, что раньше ей были не рады на этом празднике жизни. Увы, назревающий внутренний конфликт Guerrilla давит в зародыше.

Смотреть галерею скриншотов Horizon: Zero Dawn

Глас рассудка

Любовь к альпинизму и стрельбе из лука выдает в Элой соперницу Лары Крофт. Однако пока что та может спать спокойно. Акробатические эпизоды чересчур упрощены, а головоломок уровня последних Tomb Raider здесь и близко нет. Как и некоторые другие составляющие Horizon, скалолазание (часто – по заботливо отмеченным ярким цветом элементам окружения) могло бы прийтись ко двору. Жаль, что в таком виде оно просто не производит должного впечатления.

Хуже всего будет тем, кто предпочитает скрытность. В принципе, рукопашник из Элой неважный, а любую засаду лучше готовить заранее, поэтому прятаться на специальных участках с аномально высокой травой придется всем. Часто есть выбор – попробовать одолеть толпу противников в честном бою (очень опасная затея) или же проредить их ряды меткими выстрелами в голову, нападениями исподтишка и т. п.

Даже если искусственная живность применит спецсредства для прочесывания округи, ее все равно легко обвести вокруг пальца. Ничего страшного: пусть консервные банки знают свое место! Гораздо печальнее наблюдать за людьми, которые не могут разглядеть торчащую из травы рыжую голову в метре от себя и не замечают, что  прямо у них под ногами кто-то меткими выстрелами расставляет взрывоопасные ловушки. ИИ откровенно беспомощен, так что его единственный шанс – взять числом. В чистом поле. И чтоб растительность там была максимум по щиколотку. На фоне такого солдафоны из Metal Gear Solid 5 – гении сыска.

Смотреть галерею скриншотов Horizon: Zero Dawn

Больше всего Zero Dawn ассоциируется с оригинальной Assassin’s Creed. Параллели – сугубо идеологические. Horizon отличает замечательная картинка (особенно замечательная на фоне ровесниц – Nier: Automata и Mass Effect: Andromeda), не очень оригинальная по своей сути (давно не виделись, Freedom Wars), но хорошо поставленная охота на механическую живность и отменная производительность при незначительном числе «багов». Пока что все вроде бы нормально.

Осталось только поработать над сценарием и режиссурой, добавить действительно интересные поручения, заселить мир приятными персонажами, разложить вокруг них уникальные вещи, убрать ненужные механики (или довести их до ума) и перестать оглядываться на именитых конкурентов. Тогда, вероятно, в Horizon 2 можно будет с чистым сердцем хвалить что-то помимо графики и битв с нержавеющими тварями.

* * *

А то, что Horizon 2 почти наверняка выйдет, подсказывают и Guerrilla, и развязка Zero Dawn. Главное – сделать соответствующие выводы: яркий ролевой боевик на недельку-другую – не самый плохой эксклюзив в обойме PS4, но на новый символ консоли Sony Элой пока не тянет.

Оценка Riot Pixels75%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Horizon: Zero Dawn
Author Rating
41star1star1star1stargray