Рецензия на Disciples: Liberation

Обзор Disciples: LiberationАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В Disciples: Liberation творится невообразимая суета. Люди, эльфы, нежить и демоны воюют друг с другом без какой-либо внятной для стороннего наблюдателя причины. В истории вдобавок замешаны боги, а спасителем мира выступает убийца с мутным прошлым в компании с напарником-воришкой. Темное фэнтези? Разве что по описанию в Steam.

Как обокрасть соседа на 120 часов

Разработка: Frima Studio
Издание: Kalypso Media
Жанры: Strategy (Tactical)/RPG/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: King’s Bounty (серия), Heroes of Might and Magic: Quest for the Dragon Bone Staff, «Восхождение на трон» (серия), Disciples (серия), The Dragoness: Command of the Flame
Мультиплеер: (2) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC, игру предоставил издатель

Рутинный заказ заканчивается тем, что сильная и независимая Авианна обнаруживает чудесный город Иллиан. Теперь ей нужно проскакать по дорожкам Невендаара, собрать могучую армию, отстроить новую твердыню и бросить вызов… честно говоря, за 60 с лишним часов в Disciples: Liberation картина происходящего так и не сформировалась во что-то цельное.

Главная злодейка — персонаж простой, если не сказать плоский. Авианна от нее не отстает. Мотивация же четырех задействованных фракций (гномы давно вымерли) откровенно хромает.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

Способствует этому система отношений с расами. Помогаем первым — почти наверняка портим отношения со вторыми. Достигли необходимого уровня уважения — разблокируем очередной уровень юнитов в родном замке. Схема кажется логичной и… работает криво: армии фракции, «преклоняющейся» перед нами, все равно на нас нападают. Общаясь с демоном-NPC, мы планируем совместные действия, чтоб чуть позже, в разговоре со скелетом, пообещать тому поддержку в войне с адскими тварями. Удар в спину? Да хоть на каждом углу — никто не обидится.

Disciples: Liberation поражает в любом своем аспекте — от навязчивых диалоговых опций, посвященных сексу даже с ходячими антонимами понятию «привлекательность» (вроде полуразложившихся трупов), до запрятанной в недрах экранов внутри экранов кнопки, открывающей карту мира для возвращения в уже изученные локации. Противоборствующие стороны на деле не так уж различаются, ведь магия святош одинаково лечит и их, и демонов, а мертвяки страдают от своих мерзких ядов, как и все остальные. Впрочем, о каком именно уроне в числовом выражении идет речь, неизвестно, потому что умения и заклинания лишены подробных описаний.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

Но самая (не)смешная шутка — это, разумеется, финал. Он как последний гвоздь в крышку гроба этого недоразумения. Когда после пары боссов наступает вполне приемлемая развязка, игра прямым текстом сообщает — нет, погодите. Пройдите-ка меня еще раз! За это вы получите новые строчки в диалогах, возможность брать в команду больше двух спутников (по сути это обычные лекари, стрелки и т. д. с улучшенными характеристиками) и несколько десятков дополнительных минут после оригинальной, фальшивой развязки.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

Убийца веселья

Disciples: Liberation прикрывается давно засыпанной пылью вывеской, однако выступает в иной весовой категории. На сей раз перед нами не конкурент третьих / четвертых «Героев» или Age of Wonders 2. Нет, обычный клон King’s Bounty. Бегаем по картам в реальном времени, сражаемся с монстрами в пошаговых схватках, набираем новобранцев (тут каждый юнит — одно существо). Два действительно серьезных отличия — возможность присоединить к отряду дружественных персонажей и развитие замка, где позволено рекрутировать мечников и драконов.

Казалось бы, как можно испортить проверенную десятилетиями формулу? Даже древние King’s Bounty и Quest for the Dragon Bone Staff по-прежнему способны увлечь любителей тактики и стратегического планирования с учетом имеющихся скудных средств. Там, правда, баталии лаконичны. Тут на огромных полях сражений сталкиваются около двух дюжин юнитов: большинство — непосредственно в схватке, еще по три монстра с каждой стороны выступают в качестве группы поддержки. Ходы занимают целую вечность — выкрученная на 300% (!) скорость толком не помогает.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

Да и было бы ради чего стараться: Disciples: Liberation банально не хватает разнообразия юнитов, условий (вроде «молнии бьют по случайным гексам») и расстановок. Ситуации повторяются, как в «Дне сурка», вынуждая применять одни и те же подходы раз за разом. И раз за разом же очередное побоище в конце превращается в догонялки с уцелевшими стрелками — те будут убегать от нас до неминуемой развязки. К счастью, если уровень и мощь армии заметно превосходят силы врага, можно разобраться с ним одним щелчком. Неприятный нюанс: когда жертва связана с квестом, проскочить ее не дают, из-за чего две трети игры посвящены унылой зачистке местности от заметно более слабых недружественных отрядов.

Чтобы укрепить свои ряды, мало одного уважения фракций, нужны и ресурсы. Собирать кучки материалов, конечно, полезно, но лучше захватывать шахты и лесопилки — они обеспечат город постоянным притоком денег и прочего добра. Только все добытое зачем-то копится в реальном времени на отдельных «складах», обирать их должен лично игрок. Для этого принуждают вернуться в город и прощелкать пару экранов, чтобы собрать накапавшие крохи. Прямо как в мобильных поделках и в «фермах» для соцсетей! Неудивительно, что иногда хочется оставить игру включенной, пока занимаешься чем-то другим.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

В итоге выяснилось, что сотни тысяч золота и груды барахла в Disciples: Liberation просто некуда тратить. И зачем тут такая откровенно глупая механика? По-моему, портфолио разработчиков прекрасно отвечает на этот вопрос.

Еще один штришок: необходимость зажимать клавишу мыши для «разбора» ненужного меча или сапог. Выделить разом все, от чего хочешь избавиться, разумеется, не дают.

Или вот несуразность — количество мест под застройку в Иллиане жестко ограничено. Требуются другие казармы? Заморозьте те, что уже есть. Потом их можно будет вернуть за символическую плату.

Ну и вишенка на торте: из уже начавшейся битвы нельзя сбежать / загрузиться — только выйти в главное меню. Удивительное человеконенавистничество.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

Нет, Disciples: Liberation умеет произвести приятное первое впечатление, ведь огрехи интерфейса, механик, логики или темпа повествования в первые часы подметить сложно. С графикой — та же самая история, внешне D:L смотрится вполне сносно, напоминая временами то Pillars of Eternity, то последние Divinity, то ремейк Diablo 2 — загляденье!

Понятно, что от мрачного облика культовой Disciples 2 не осталось и следа. Хотя игра завлекает правильно подобранными словами, глаза не обманешь: и идеологически, и стилистически это совсем другая история. В армии каждой фракции можно откопать сомнительные художественные решения. Сильнее всего, на мой взгляд, досталось нежити: яйцеголовые рыцари смерти — это какое-то посмешище, равно как и драконы. Ну а обычного скелета среди всей этой братии реально узнать разве что методом исключения.

Смотреть галерею скриншотов Disciples: Liberation

Дизайн умений недалеко ушел от дизайна визуального: частенько юниты одного уровня копируют друг друга во всех фракциях чуть ли не с точностью до последнего кадра анимации атаки. Тут в принципе мало чего-то эдакого, в конечном счете все часто сводится лишь к тому, какие «шкурки» вам больше по душе. Твари растут в уровнях, но, увы, не могут эволюционировать: это прибавило бы интереса и желания сохранять своих «ветеранов». В реальности терять их не жаль, ведь в казармах всегда можно нанять новых, соответствующих мощи Авианны, если вы их уже разблокировали. Разочаровала и прокачка героини: я до последнего откладывал баллы умений, надеясь, что у скупых на интересные опции веток появятся новые «отростки». Не дождался.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Disciples: Liberation полностью перевели на русский язык. Придраться не к чему, не считая пары мелочей в интерфейсе. Озвучка вышла приличной, правда, она не сопровождает львиную долю текстов.

***

Disciples: Liberation взяла одну из самых безотказных формул и испортила ее во всем. Даже если вы не фанат старых Disciples, то наверняка заметите странные визуальные решения. Сюжет D:L — скучное месиво, которое нисколько не пытается увлечь игрока. Десятки часов практически идентичных боев дополнены медленными анимациями, посредственным интерфейсом и механиками из мобильных игр. Финальный призыв потратить еще 60–80 часов на ту же кампанию с минимальными изменениями иначе как издевательством не назовешь.

Оценка Riot Pixels55%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-6402P / Ryzen 1300X
8 Гб RAM
GeForce GTX 960 (4 Гб) / Radeon R9 380 (4 Гб)
8 Гб на винчестере

Core i5-7600K / Ryzen 1700
16 Гб RAM
GeForce GTX 1660 Ti (6 Гб) / Radeon RX 590 (6 Гб)
8 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Disciples: Liberation
Author Rating
31star1star1stargraygray