Так уж сложилось, что сочинители дарк-эмбиента не сорят интервью направо и налево (Марк Морган, MoozE, Обри Ходжс). Вот и Натан Григг скуп на слова (в свое время вытянуть из него комментарии о музыке удалось только фанатам «Матрицы»), мол, работы-то куда красноречивее: No One Lives Forever 2, TRON 2.0, The Matrix Online, F.E.A.R. и Condemned: Criminal Origins. Но прежде чем к ним перейти, послушаем свежую дорожку Shadowrun: Hong Kong.
Shadowrun: Hong Kong Original Soundtrack
Издатель: Jon Everist
Дата релиза: 20.08.2015
Продолжительность: 01:31:49
Джон Эверист (Jon Everist), «засветившийся» в Shadowrun Returns и Dragonfall, к третьей игре дорос до должности главного композитора. Решение Harebrained Schemes трудно оспорить – Эверист написал замечательную пластинку, на которой в равной степени представлены мечтательные темы и боевые ритмы. Тематика альбома – сугубо печальная, основа – электронная (очень хороши россыпи клавишных и партии скрипки), впечатляющих мелодий – пруд пруди. Эверисту удается хорошо маскироваться и под оркестр (Grendel с гулкими барабанами и зычными трубами), и под фоновика-затейника (мертвенная SINless from Seattle или атмосферная Smash and Grab), и под минималиста (Bad Qi). По степени воздействия и соответствия картинке Shadowrun: Hong Kong OST, пожалуй, можно сравнить со сказочным саундтреком Shenmue 2. Он тоже переполнен грустными темами и давит на чувства китайскими инструментами.
Обратить внимание: Heoi, Bad Qi, Grendel, Is0bel, Smash and Grab, Take Cover, The Walled City
Купить: Bandcamp
Музыкальный язык Натана Григга
При взгляде на портфолио Натана Григга складывается впечатление, что он всю жизнь проработал в Monolith Productions. Это не так – в 1992-м, ознакомившись с тонкостями музыкальной композиции (основной инструмент – фортепиано) и получив степень бакалавра искусств в The Evergreen State College, американец на пару с супругой Элизабет Григг основал «подвальный стартап» Orca Games. Конечной целью являлось создание видеоигр, ну а чтобы продержаться на плаву, компания брала заказы на подготовку саундтреков и звуковых эффектов для сторонних проектов.
Первой для Orca Games стала аркада Sylvester & Tweety in Cagey Capers (1993), разработанная Alexandria. Натан сотрудничал с этой студией еще несколько лет, на свою голову борясь с ограничениями 16-биток (SNES, Genesis, Sega CD). Когда же аудитория переключилась на PSX и Saturn, композитор без лишнего шума и сожалений закрыл фирму и устроился в Microsoft. Здесь он тоже корпел над игровым аудио (например, Pandora’s Box) и участвовал в развитии MSN.
Что до Monolith, то в штат Григг прорвался в феврале 2001-го. Чуть ранее он отметился в The Operative: No One Lives Forever в качестве фрилансера – вместе с Эриком Эхо и Тобином Баттрэмом американец разбирался с DirectMusic и сочинял фоновый эмбиент. Главную тему шпионского шутера написал Рич Рэгсдейл (Aliens Versus Predator) – с энергичными трубами, серф-роковой гитарой и вокалом как будто из 60-х. Основной же массив саундтрека пришелся на плечи Гая Уитмора – одного из пионеров адаптивной музыки (Shogo: Mobile Armor Division, Blood 2: The Chosen). Ему заказали дорожку в духе фильмов про Джеймса Бонда, но без духовых инструментов. К счастью, Уитмору удалось донести до разработчиков, что это все равно что сочинять блюз без гитары, и «вето» с использования тромбона и трубы было снято.
В качестве главных источников вдохновения Уитмор называл фильм Barbarella и дорожки Петера Томаса. Больше всего в NOLF OST привлекает ряд запоминающихся мотивов (A Man of Influence, Berlin by Night, Ambush), тревожных или расслабляющих в зависимости от ситуации, а также задействованный инструментарий (яркий бас, приятная гитара, суровый оркестр). Ничуть не уступает саундтреку безупречный звуковой дизайн – дело рук Джеймса Экли. Для полноты впечатлений никак не обойтись и без In the Lounge with No One Lives Forever – бонусного CD «по мотивам» игры, сочиненного Бекки Нюбул.
Прежде чем доверить Натану кресло главного композитора NOLF 2, Monolith проверила его на Aliens Versus Predator 2. Уже здесь можно услышать классический звук Григга, знакомый по F.E.A.R.: маршевые барабанчики, жутковатый дарк-эмбиент, переходы из дрожи в драйв и от фоновой музыки к динамичной симфонике. В общем, проверку американец прошел.
Открывающая тема NOLF 2 хороша очаровательным раздолбайским мотивом и наличием «живого» саксофона, но все же сильно уступает треку Рича Рэгсдейла. В каждой локации по обстановке звучат три вариации одной мелодии (Explore, Warning, Combat), однако сказывается то ли недостаток бюджета, то ли опыта. Японию, например, сопровождают тайко-барабаны, национальные духовые и струнные, Сибирь – балалайка, колокола и серьезный хор, и перечисленного как-то маловато для передачи колорита конкретной культуры. Определенно удались только боевые мотивы и звучащий на антарктической базе и в подводной лаборатории дарк-эмбиент.
Миру геометрического хаоса из TRON 2.0 как нельзя лучше подходит динамическая, постоянно мутирующая музыка, перенасыщенная звуками сирен, писком устройств и прочими шалостями синтезаторов. Сочинял, аранжировал и продюсировал ее Григг, помогали – Гай Уитмор и Брайан Пэминтуан. В меню встречают «космические» переливы, поддерживаемые бодрым битом, в открывающем ролике – солидная симфоника. Главная тема очень динамичная, и ей вторит индастриалом и техно добрая треть саундтрека. Ну а отдельно хочется отметить вкрапления оригинального киносаундтрека (Main Power Pipeline, City Hub – Part 2) авторства Уэнди Карлос.
На загрузочных экранах и в темах миссий The Matrix Online без труда узнается Дон Дэвис, композитор кинотрилогии «Матрица», – механическая симфоника, богатая на детали, мгновенно завладевает вниманием. В паре с Дэвисом посчастливилось работать Натану Григгу. К любому из сегментов музыки («городская», «клубная», «боевая») придраться трудно: проскакивают знакомые по фильму мотивчики, беснуются грузные гитары, колошматят компьютерные барабаны, плетут мистические мелодии клавишные, а в индустриальных треках на заднем плане сквозит постоянный лязг и стук. Неожиданно разнообразная и сильная для MMO дорожка.
И все-таки призвание Натана Григга обнаружилось не в экспериментах со стилями, приручении DirectMusic и штамповке «хитовых» мелодий. С выходом F.E.A.R. стало окончательно ясно – американец пишет «ужасную» музыку… в том смысле, что лучше всего ему удается пугать аудиторию.
Саундтрек F.E.A.R. усиливает впечатление от посещения мрачных заброшенных зданий, складов и лабораторий. Трубы пищат (First Encounter), ударные «бумкают» (Heavily Condemned), холодная рябь проползает по клавишным (Busting Bishop Out)… Мертвенное пианино вообще играет едва ли не главную роль в этой симфонии ужаса: иногда Григг налегает на аккорды, иногда – хаотично бегает по черно-белым нотам. Картину довершает пульсирующий (резонирующий, поскрипывающий…) ритм, перепады звука, устрашающий оркестр и нагромождение индустриальных шумов и шепота.
Вслед за дорожкой F.E.A.R. послушайте F.E.A.R. 2: Project Origin – очень похожие впечатления.
Впрочем, «похожие впечатления» касаются и Condemned: Criminal Origins OST. По дорожке гуляет ветер и нервотрепные стуки-звон-всосы-кашель, а пианино порой становится попросту бешеным (Close Encounter). Опыт работы над TRON 2.0 и The Matrix Online проявляется тут в редких резвых фрагментах (Wake Up Call, Riding the Subway). Исследование уровней сопровождает «текучий» дарк-эмбиент (Central Metro Station), схватки – индустриальный ритм (The School Cook). Единственная придирка – почти полное отсутствие мелодий, за исключением Main Theme, где к вялому биту и атмосферному мотиву прикручены разговоры по рации и прочая «грязь». Но лирика здесь по жанру и не предполагалась.
* * *
В прошлом году в продаже появилась дорожка Middle-Earth: Shadow of Mordor – первый официально изданный саундтрек Натана Григга (iTunes, Google Play). Место на альбоме он поделил со знаменитым Гэрри Шайменом. Этакий незапланированный подарок к 45-летию «главного по звуку» в Monolith. А чтобы познакомиться с другими работами американца, нужно либо проходить соответствующие игры, либо искать геймрипы. И, что редкость для изначально интерактивной музыки, в геймрипах она своего сурового очарования не теряет.
Новинки текущей недели
19 августа вышел Blu-ray-диск Distant Worlds: Music from Final Fantasy The Journey of 100 (Нобуо Уэмацу, Масаеси Сокэн, Масаси Хамаудзу). На видео – оркестровое исполнение тем из «финалок» с 7 по 14. Купить можно в Square Enix E-Store или CD Japan.
Днем ранее в продажу поступил Volume Original Soundtrack (iTunes, Google Play, Bandcamp).
Shiryu выпустил новый альбом – Age of Dragons & Toads (Bandcamp), трибьют понятно каким сериям.
Еще один диск Shiryu – Age of Warriors (Bandcamp). Внутри – ремиксы на треки из Killer Instinct, Street Fighter 2, Fighters Megamix и др.
И напоследок – новое видео Кая Розенкранца об альбоме Journey Home.