MC Pixel: Кай Розенкранц (Gothic) и саундтрек Killer Instinct

mc-pixel-08-08-2015.jpgС немецкими исполнителями все просто: фильмы – Ганс Циммер, метал – Rammstein, игры – конечно, Кай Розенкранц. 28 июля композитору исполнилось 35 лет – самое время переслушать саундтреки Gothic, Gothic 2, Gothic 3 и Risen. Еще одна круглая дата касается Rare – британской студии 30 лет. По этому случаю уже вышел сборник Rare Replay, готовятся виниловые переиздания дорожек Battletoads, Banjo-Kazooie и Perfect Dark, а кроме того, в продажу поступил Killer Instinct: Season 2 Original Soundtrack. С него-то и начнем.

Killer-Instinct_Season_2_Original_Soundtrack__cover1200x1200.jpg Издатель: Microsoft Studios Music
Дата релиза: 04.08.2015
Продолжительность: 01:53:11

В прошлом году, когда в рубрике освещалась дорожка Wolfenstein: The New Order и творчество Мика Гордона в целом, мы и подумать не могли, насколько известным станет этот музыкант. Сейчас он пишет саундтрек Doom и, видимо, работает над продолжением Killer Instinct (с Рэшем из Battletoads!).

Музыка первого сезона появилась в продаже 14 октября 2014-го, причем вместе с внушительным бонусом – дорожкой оригинальной Killer Instinct Робина Бинланда и Грэма Норгейта (альбом вышел в 1995-м под названием Killer Cuts). Она-то и оказалось главной ценностью диска. Помимо драйвовой смеси техно, индастриала и метала, «довесок» содержит несомненные хиты: K. I. Feeling, Do it Now!, Controlling Transmission, The Instinct, уверен, узнает любой. Ничего столь же яркого Гордон придумать не смог, да и стилю своему изменять не стал, пустив мелодии по рельсам из битых ритмов и грузных скоростных гитар. Ну и если уж сравнивать, то сочиненные Миком Glacius Theme и Jago Theme вчистую уступают старым композициям. Единственная действительно великолепная песня, которую можно поставить в один ряд с Killer Cuts, – это Touch me and I’ll break your face.



Саундтрек второго сезона тоже делит место на пластинке с культовым материалом – на сей раз это альбом Killer Instinct Gold Cuts (1996), написанный Бинландом, Грантом Кирхоупом и другими участниками Team Rare. Он невероятно хорош и столь же узнаваем: Джаго, Ти Джей Комбо, Орхид получили новые классные мелодии, не менее хороши темы Маи и Таска (а вот за Controlling Transmission и Full Bore обидно – их не должны были убирать из саундтрека). На радость фанатам здесь также присутствуют пара демо-треков и альтернативные версии Title Theme и музыки с экрана выбора бойцов.


Что касается секции Мика Гордона, то он вновь неубедительно выглядит на фоне «стариков». Не поймите неправильно – его музыка все такая же крутая и быстрая, нас за разом накрывает волной тяжести (как в I’m Back), но гораздо чаще это воспринимается «фоновой молотилкой», лупящей по ушам и ничего больше. Исключение – упомянутый трек I’m Back и тема Хисако с завораживающим вокалом. Будет обидно, если с Doom история повторится.

Обратить внимание: I’m Back (to Rise!), Village of Whispers (Hisako Theme), Herald of Gargos, Maya (Game Version), Jago (Game Version), Tusk, Orchid

Купить: iTunes, Google Play, Amazon

«Готика» и Кай, Rosenkranz и Risen

kai_rosenkranz__image362x362.jpgПо мнению Кая Розенкранца, ничто так не вдохновляет на написание игровой музыки, как визуальные образы, будь то концепт-арты или фрагменты геймплея. Композитор знает, о чем говорит, ведь он начал карьеру в Piranha Bytes еще будучи школьником.

Вырос Кай в семье музыкантов, к инструментам приобщился в 7 лет (главная любовь – клавишные, в особенности пианино), однако сам себя видел разработчиком игр и часами просиживал за квестами LucasArts. Перед выпускными экзаменами в бохумской гимназии Шиллера он решил совершить рейд по местным студиям. Наиболее теплый прием ждал его в недавно основанной Piranha Bytes, да и вакансия «главного по музыке и аудио» там пустовала… Так школьник стал внештатным композитором и звуковым дизайнером первой Gothic.

gothic__cover509x720.jpgГлавная тема игры пришла Розенкранцу вспышкой – мрачно-красивая мелодия с нежными трубами и флейтой, по силе воздействия сравнимая с Main Title Baldur’s Gate и Icewind Dale, а ведь над этими RPG работали опытные музыканты. В остальном саундтрек подкупает простотой, обилием фолковых инструментов, разнообразными ударными и гитарными партиями – они записывались при помощи отца Кая, Вилли Розенкранца (Nature 2 Theme, The New Camp). Он же помогал разбираться с программой DirectMusic Producer, отвечающей за интерактивную музыку.

В целом, аудиосопровождение получилось впечатляющим – начиная с динамической смены тем и заканчивая озвученными NPC. Кое-где сквозит небрежность (The Old Camp), но чего не отнять, так это соответствия музыки картинке (The Swamp Camp отлично подходит лагерю религиозных фанатиков). Вот только официального релиза не хватает.

gothic-2__cover510x720.jpgА у дорожки Gothic 2 было аж 4 официальных релиза. Правда, ни один красоты этой работы не передает и наличием даже малой толики «канонических» композиций похвастаться не может.

Подход к созданию саундтрека не изменился – виртуальный оркестр и компьютерный эмбиент. Из первой части было позаимствовано много лейтмотивов, даже Main Theme – тот же оригинал, просто в новой аранжировке (любимая мелодия Кая, наряду с Vista Point). Из новых элементов обращают на себя внимание готические вкрапления, орган, пробирающий колокольный звон и хоры, благодаря которым дорожка стала на порядок серьезнее.

Дисковое издание, хоть и компактное, содержит несколько великолепных треков. Взять хотя бы идиллический The Wood с этническими духовыми и барабанами, неожиданные гитарные подключения в The Hall of Irdorath и The Pass или же красивые Returning Home и Nature 1 Theme. Но геймрип (в том числе дополнения Night of the Raven) куда нагляднее демонстрирует творческий рывок Розенкранца: City of Khorinis, Paladine Ship, Pyramid Valley, Lobard Farm, Monastery, Battle, Crypt, Monastery Chapel… трагичные, динамичные, завораживающие композиции одна за другой оседают в плейлисте. В очередной раз отмечу, что Кай имел возможность знакомиться со всеми версиями игры, иначе финальный вариант вряд ли бы зазвучал настолько убедительно. Что ж, лучшее образование – это и правда профессиональный опыт, а не дипломы музыкальных заведений, коих за Каем не числится.

gothic-3__cover509x720.jpgЦель Розенкранца как игрового композитора, которую он неоднократно упоминал в интервью, всегда сводилась к записи интерактивной музыки, по степени эмоционального воздействия и качеству сравнимой с «киношной». В Gothic 3 ему наконец выделили необходимый для осуществления масштабной задумки бюджет.

В распоряжении Кая оказался симфонический оркестр Бохума из 70 человек и филармонический хор Праги. Серьезный вызов для молодого композитора, учитывая пробелы в музыкальной теории и малый опыт нотной записи. Если закрыть глаза на избыток пафоса (Showdown, Vengard Theme), то альбом можно смело рекомендовать поклонникам Говарда Шора и кинотрилогии «Властелин колец». Отдельные темы (Title Theme, Vista Point, Orc Camp, From Silden to Trelis) дарят впечатление, сравнимое с путешествием по Средиземью. И совсем неспроста: среди творческих ориентиров Розенкранца значатся как раз Шор, Гарри Грегсон-Уильямс, Джереми Соул, Остин Уинтори и Леон Уиллет.

В Gothic 3, на фоне первых частей, очень широк спектр этнических инструментов (особенно это заметно в Desert Sun, Welcome to Varant, Northmar (lower level)). На то есть две причины: во-первых, сотрудничество с немецким фолковым коллективом Corvus Corax, и во-вторых, с японской тайко-группой Gocoo (их ударные партии звучат в The Matrix Reloaded и The Matrix Revolutions). Сессия записи токийских барабанщиков длилась всего день, и полученным материалом Розенкранц насытил темы орков.

По качеству дорожка Gothic 3 на голову выше предыдущих альбомов Кая, но вот запоминающихся треков тут меньше, а пафоса больше. Еще один серьезный минус – одна боевая композиция на всех противников.

risen_soundtrack__cover600x600.jpgВ Risen Розенкранц хорошенько поработал над ошибками. Широкий разброс инструментов (The Beach, The Island), лаконично-убойная новая главная тема, проникновенные мелодии (The Harbor City, The Great Swamp), от которых чувствуешь себя «как дома», наконец, короткий забег на территорию Джона Карпентера (The Dungeons – Natural Caves) и Обри Ходжса (The Dungeons – Who Built This?). Что до боевых тем, то здесь Кай устроил настоящий разнос перкуссии, в противовес однообразию Gothic 3. Вместе с вынужденным отказом от «живого» оркестра Розенкранц махнул рукой и на пышную симфонику, предпочтя ей проработанные лирические мелодии с небольшим «наплывом» тревоги. Вершина творчества? Пожалуй, так.

* * *

Оседлав вершину, Кай Розенкранц совершил странный, на первый взгляд, поступок – ушел из Piranha Bytes. Теперь у него своя компания Nevigo, где он готовит софт для разработчиков (вроде такого). Если вспомнить, что Кай в рядах Piranha Bytes занимался еще и программированием и визуальными эффектами, то «ход конем» выглядит логично: устал от музыки – решил развивать другие свои способности.

Тем не менее, уже в прошлогодних интервью Розенкранц высказывал горячее желание снова вернуться к сочинительству – хотя бы в рамках небольшого проекта (на масштабный попросту времени не хватит) или в соавторстве с другим композитором. Конкретных предложений в его адрес, однако, не поступило, и Кай справился с проблемой знакомым способом – сам пошел навстречу заказчикам. А поскольку главные заказчики – это, как ни крути, всегда аудитория, то свою заявку он разместил на Kickstarter. Кампания по сбору средств на альбом Journey Home оказалась успешной – на подходе оригинальная музыка и композиции Gothic и Risen в качестве бонусов. Ждем и обязательно напишем в рубрике об этом диске.

Новинки текущей недели

Как выяснилось, за оркестровый саундтрек адвенчуры Until Dawn отвечает Джейсон Грейвс (The Order: 1886, Tomb Raider).



4 августа на Bandcamp появился альбом ikenie Original Soundtrack. Композитор – Крис Портер.

7 августа состоялся релиз дорожки Everybody’s Gone to the Rapture (Amazon UK).