Уганда как локомотив VR-индустрии

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

На Западе в VR инвестируют сотни миллионов долларов, в РФ – сотни миллионов рублей. На рынке как на боксерском ринге пихаются громилы Facebook, Sony и HTC. Fallout 4 VR за месяц со старта продаж в Steam купил каждый обладатель шлема HTC Vive. А главным событием для индустрии – самой массовой VR-игрой (игрой ли?) – неожиданно стала VRChat от безвестных «инди»-разработчиков.

Ушераздирающая история

VRChat тихо высадилась в Steam Early Access в начале февраля прошлого года. Наследницы Second Life сейчас не шибко кому-то нужны, как и сама Second Life, даже задаром – статус бесплатного приложения не сделал проект техасского стартапа популярным. Первые восемь месяцев в «онлайне» одновременно «зависали» 20–30 человек.

Ничего революционного VRChat, разумеется, не предлагает. В трехмерном мире, напичканном сотнями «комнат»-уровней, мы создаем аватара, а дальше – гуляйте, донимайте прохожих. Игра «дружит» с гарнитурами HTC Vive и Oculus Rift, кроме того, в виртуальную реальность желательно идти с микрофоном – вдруг вам есть что сказать? С VRChat можно установить и чисто плоские отношения, не надевая на голову шлем, – и слава богу, иначе аудитория была бы совсем крохотной. Еще авторы постарались упростить проект, чтобы буквально любое «железо» тянуло, ну и вручили пользователям инструментарий – мол, лепите аватары (и миры!) по вдохновению, хоть Курта Кобейна, хоть Винни-Пуха. Пусть ущербные, халтурные и безнадежные – ничего страшного, ведь и сама игра внешне та еще страшилка.

Взрыв популярности VRChat пришелся на конец декабря – январь. «Онлайн» дошел до 8 тыс. пользователей, количество установок перевалило за 2,2 млн (статистика Steam Charts и SteamSpy – на графиках ниже). Причиной всему – неконтролируемые угандийские наклзы, они же угандийские воины.

Самое время рассказать, чем провинилась восточноафриканская страна. Краткая родословная мема, знакомьтесь.

  •         Несколько лет назад команда кустарей-кинематографистов под вывеской Ramon Film Productions сняла в трущобах Кампалы, столицы Уганды, боевик Who Killed Captain Alex. В нем бравые коммандос мстили бандитам за смерть полицейского, налегая на деревянные автоматы и местное кунг-фу. Оригинал со временем удалил с компьютера даже сам создатель, но на уцелевшей DVD-болванке сохранилась копия, пусть в низком качестве, зато с субтитрами и комментариями задорного остряка на английском – с африканским акцентом, естественно. Она-то и попала на YouTube. За годы едва не списанный в утиль трэш собрал миллионы просмотров.
  •         В начале 2017-го YouTube-деятель Gregzilla записал видео по Sonic: Lost World и шутки ради вставил в него деформированного Наклза, а чуть позже заставил его петь. Унижение ехидны пришлось по вкусу аудитории – посыпались и другие юмористические ролики. Сейчас YouTube ими завален, и просто так нормального Наклза вы не отыщете.
  •         Осенью Tidiestflyer с DeviantArt поделился с миром трехмерной моделькой карикатурного Наклза. Вторую жизнь она обрела в VRChat, нашем «симуляторе незатыкающихся голов».
  •         Где-то между этими событиями шведский стример Forsen показывал на Twitch PUBG, а среди его зрителей нашлись ярые поклонники Who Killed Captain Alex, то и дело зубоскалившие насчет Уганды.
  •         Каким-то образом каламбуры из сообщества поклонников Forsen в один прекрасный момент столкнулись с пузатым Наклзом… Так на свет появились воины Уганды, расплодившиеся в VRChat.

Часто можно услышать мнение, мол, угандийские наклзы говорят исключительно фразами из Who Killed Captain Alex. На деле случайно оброненные в фильме «He knows the way» и «We’re on our way» превратились в эпохальное уже «Brudda, do you know the way?». Еще ехидны в VRChat ищут «королеву», упоминают «высококачественную Эболу», плюются, цокают языками и пытаются имитировать африканский акцент. Перед Новым годом мем оседлал Twitch и Reddit. В январе даже российские компании начали наперебой постить его в соцсетях (см. галерею ниже) – ну как не швырнуть в топку вирусный «контент»? Лично я узнал об угандийской эпидемии из одного Nintendo-чата в Telegram – новые картинки появлялись с пугающей скоростью. Навальному следовало стримить не PUBG.

Чем занимаются воины Уганды в VRChat? Пристают и бесят скупым набором фраз. Удивительно, как самим-то не надоело! Не удивлюсь, если очередного «балагура» хватает на 20–30 минут, после чего приложение отправляется в «корзину». Старый добрый PewDiePie, который теперь скорее специализируется на мемах, чем на прохождениях, верно заметил, что потенциал колобка-Наклза расходуется впустую. Мем уже сейчас выглядит просроченным – благодаря попугаям, овладевшим тремя предложениями на английском.

Та же проблема с VRChat – с одной стороны, проект вроде бы не лишен здравых идей. Аудиосистема учитывает ваше положение в виртуальном мире; в комнатушках можно заниматься чем душе угодно – петь, танцевать, смотреть кино; есть мини-игры, о которых все дружно почему-то забыли… С другой – вседозволенность VRChat в итоге не воззвала к творческим порывам, а обернулась обезьянничаньем. Не спорю, весело смотреть, как дурачится PewDiePie или другой опытный ведущий, но играть в это, увольте, не тянет.

Разработчики не были готовы к ажиотажу вокруг VRChat. Команда маленькая, «банить» всех подряд за некорректное поведение не станешь, вот и приходится ограничиваться полумерами. Мем с Наклзом, очевидно, выдыхается. Кое-кому, например, редакции Polygon, не по нраву якобы расистские шутки, прижившиеся в VRChat. Есть ли будущее у проекта – большой вопрос. Вот вы когда в последний раз слышали о Pokemon Go?

VR шагает в массы крайне неуверенной походкой. На RP мы вспоминаем о нем в исключительных случаях – из-за грызни Джона Кармака с Zenimax Media или победных рапортов Sony о тираже PS VR. На фоне новостей от этих гигантов VRChat смотрится чудным выскочкой. Место в истории, впрочем, игра забетонировала. Глядишь, лет через 15 ее вспомнит новое светило YouTube – и ностальгично потешится, под стать саркастическому обзору Virtual Boy в исполнении Джеймса «AVGN» Рольфа.