Pixel Dice: Warhammer уже не тот

pixel-dice-warhammer-age-of-sigmarВселенная варгейма Warhammer – одна из самых значимых не только для компьютерных и настольных игроков, но и для всего жанра фэнтези в целом. Например, общепринятый ныне образ орков был популяризирован именно творением Games Workshop, в частности, здесь их сделали зеленокожими! На PC с миром Warhammer Fantasy Battle знакомы не понаслышке: у нас за спиной Warhammer: Shadow of the Horned Rat, Warhammer Online, Warhammer: Mark of Chaos и Blood Bowl, а на горизонте – Warhammer: End Times – Vermintide, Warhammer: Storm of Magic и, конечно, Total War: Warhammer. Тем сильнее ошарашивает весть о крахе этого титана: игры, которая прожила 32 года, больше нет.

Фанаты никогда не любили перемены, напротив, с их слов, что ни редакция правил – то верная и бесповоротная гибель. За последние годы “настольных” перерождений было немало: так, в ходе обновления сеттинга World of Darkness бумажная RPG Vampire сменила привычный подзаголовок “the Masquerade” на “the Requiem”, а почтенная Dungeons & Dragons неожиданно сроднилась с консольными тактиками. Но ведь их переделывали, а не вырезали под корень! С Warhammer вышла совсем другая история: этим летом «линейка» Fantasy Battle официально прекратила своё существование. В качестве её наследницы нам явили Age of Sigmar.

Причина «перезагрузки» – конечно же, деньги. В отличие от большинства настольных, ролевых и компьютерных проектов, где преданные ветераны готовы платить за новый контент (аддоны, дополнения, сиквелы, расширения…) на регулярной основе, в Warhammer опытный игрок с солидной армией постепенно перестаёт приносить доход: играет тем, что у него уже есть, и лишь изредка покупает недорогую, в сравнении с миниатюрами, книжку или баночку краски. Идея привлечь в хобби новичков выглядит весьма логичной, но для этого нужно опустить угрожающе высокий входной барьер: снизить цены (ну уж нет!), уменьшить масштабы и обуздать сложность. Когда проблемы копятся десятилетиями – почему бы не начать с чистого листа?

warhammer-age-of-sigmar-s01Многие ценили Fantasy Battle за детально прописанную, пусть чересчур гротескную и слегка инфантильную, но красочную вселенную. Первым делом Games Workshop уничтожила её, наслав Армагеддон. На смену богатой географии Старого Света пришли подвешенные в постапокалиптическом небытии стихийные планы, а вместо хитросплетений запутанных историй теперь простое объяснение: да, все умерли, зато реинкарнироваться может кто угодно, даже если его когда-то убили (прямо не поле боя, а какая-то встреча выпускников). Увы, жуткое предчувствие неотвратимой смерти от одной из множества чудовищных угроз (орды Хаоса, нашествие скейвенов, тайные культы, древние пророчества, неотступное безумие…) потерялось, ведь прежний мир всегда висел на волосок от катастрофы, а нынче народы, довольствуясь статусом кво, разбрелись по своим углам лоскутного одеяла мироздания, совершая бессмысленные вылазки на нейтральную территорию “чтобы воевать”.

Похожая участь постигла и правила. Лично мне их не жалко: штудировать 300-страничные фолианты, раздутые от доисторических механик, было скучно, а играть, увязая в кошмарной бухгалтерии, – мучительно. Но чем их заменили? Брошюркой на четырёх листах, по мудрёности едва превосходящей «Битвы Fantasy» из нашего детства.

warhammer-age-of-sigmar-s02Попрощаться с балансом можно с первых же строчек. Раньше у каждого юнита была определённая цена, и, набирая отряды на заранее оговорённую сумму очков, игроки могли сразиться наравне. Отныне на своей стороне поля разрешают выставить сколько угодно войск, причём любых. Возьмите лесных эльфов с вампирами во главе, перемешайте с демонами и приправьте драконами – хватило бы места на столе! Во многих варгеймах рост численности компенсируют ограничениями, отражающими трудности командования и снабжения, здесь же меньшему воинству положена бесполезная поблажка – альтернативное условие победы вроде убийства генерала или удержания территории, которое всё равно нельзя выполнить, если враг в разы сильней. У кого больше крутых фигурок, тот и выиграл – “Pay2Win” во всей красе! Пожалуй, с друзьями так сыграть можно (и то лишь с самыми честными), но серьёзные турниры придётся задвинуть в чулан.

Вместе с очками пропала и тонкая настройка юнитов: их не дают экипировать, выбирая волшебные клинки, священные знамёна и легендарные артефакты из обширных арсенальных каталогов. Закупка апгрейдов была не только задачей по оптимизации убийственных возможностей – она ещё и заставляла, показывая на безымянных всадников, гордо провозглашать: “А это мой Орден Пантеры. Да, тот самый!” А сейчас конница – это просто конница.

warhammer-age-of-sigmar-s03Воины забыли про строевую подготовку и не признают формаций, круглые подставки не позволяют встать в шеренгу или отдать команду “нале-во!”, ударить во фланг или тыл невозможно, потому что такие понятия упразднены, да и в целом маневрирование предельно упрощено.

Ключевые слова “смертельный удар”, “ненависть” и вообще все универсальные правила из главной “книги” исчезли. Теперь необходимые детали проставлены на карточках бойцов, называемых Warscrolls. С одной стороны, так начать играть гораздо проще: не надо запоминать свойства колесниц, воздушных кораблей и ездовых животных, если у вас сплошь гномья пехота. С другой – страдает целостность, и единая система рассыпается на бессвязные исключения и нюансы.

Не столь значительная, но занятная перемена коснулась юмора. В старые времена, напортачив с WAAAGH!-колдовством, игрок наводил справки по таблицам, бросал кубики и в итоге узнавал, что голова орочьего шамана взрывается. В Age of Sigmar таких тонкостей, в равной степени забавных и занудных, нет, зато некоторые бойцы получают бонусы, если выкрикнуть указанную фразу, издать угрожающий рёв, предложить оппоненту взятку или похвастаться шикарными усами (помнится, в Magic: the Gathering подобные шутки вытеснили в отдельный пародийный сет Unhinged).

warhammer-age-of-sigmar-s04Судя по отсутствию оружия массового поражения и размерам стартовых наборов – пара десятков фигурок против прежних сотен, – масштаб сместился к более мелким стычкам. Но коренных изменений в концепции игры, не считая повального упрощения, не произошло. Архаичные монолитные ходы, старомодные проверки параметров, вёдра кубиков – как будто и не было десятилетий эволюции.

Четырёх страниц правил хватило бы для по-настоящему комплексного, увлекательного и при этом доступного варгейма, примеров-то навалом: Diskwars, BattleLore, Conflict of Heroes, Sails of Glory… Однако сделать интересную игру в планы Games Workshop явно не входило. Похоже, она намерена продавать не варгейм с солдатиками, а солдатиков, в коробке с которыми можно найти какие-то правила.

Генералы старой закалки предпочтут предыдущую редакцию или подыщут альтернативу вроде Kings of War, а Age of Sigmar наверняка будет отвергнута многими фанатами. Что до свежей крови, то вызвать лавину новичков, пожалуй, тоже не удастся. Ведь, стремясь понизить порог вхождения, авторы заодно избавились и от всех тех чудес, ради которых его стоило преодолевать.