Редакция Riot Pixels не ищет повода погреть руки на скандалах. Но ситуация, сложившаяся вокруг Company of Heroes 2, требует высказать нашу позицию. Вопрос достаточно серьезен, чтобы мы не смогли промолчать и сделать вид, будто ничего не произошло.
Когда нацисты пришли за коммунистами,
я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами,
я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями,
я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями,
я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого,
кто бы мог протестовать.
Мартин Нимёллер
А что, собственно, случилось? Студия Relic Entertainment совершила ошибку. Канадские разработчики обещали рассказать правду о Великой Отечественной, а вместо этого построили игру на глупых мифах эпохи «холодной войны». Сейчас не так важно, плохо они знают историю или действуют сознательно. Что сделано, то сделано. Западная аудитория и не ждала ничего иного, но у авторов был шанс не скатываться до уровня «агитки». Жаль, что они его упустили.
«1С-СофтКлаб» тоже не без греха. Понимали ли российские издатели, какую реакцию вызовет игра с таким сюжетом в нашей стране? Выходили, конечно, и более “чернушные” проекты, чем Company of Heroes 2. Тут хотя бы не надо управлять британцами или американцами, убивающими советских солдат, лишь бы тем не досталась атомная бомба. Но у Sniper Elite, щеголявшей подобным, локализаторы догадались заменить сюжет на нечто нейтральное. Здесь же – не успели (не забываем про смену издателя после банкротства THQ) или не смогли (половину заставок на движке из игры не выкинешь). Увы.
Дальше в пороховую бочку попала искра. Лавину запустил блоггер Bad Comedian, опубликовавший видеоразбор игры, и пользователи, которые решили выступить в защиту исторической правды. Думали они, наверное, о патриотизме и подвигах своих предков. Это похвально. Но защищать их решили самым отвратительным способом – надавив на «1С-СофтКлаб» и призвав компанию к самоцензуре.
В Сети появилось коллективное обращение к российскому дистрибутору Company of Heroes 2 с требованием снять игру с продажи. Шаг, достойный обиженных подростков, которым запускать стратегию с рейтингом «18+» вообще не пристало. Вменяемые взрослые люди доказывают свою любовь к Родине не в интернет-сражениях.
Следующую ошибку совершила неразумная часть российской прессы. Вместо того чтобы запросить комментарий у издателей и объективно рассказать о проблеме, репортеры решили воспользоваться скандалом и закричали: «Русских людей обижают!». Стоит ли прирост посещаемости в течение нескольких дней того, чтобы жертвовать своей репутацией и вредить всей российской игровой индустрии? Как по нам – нет, хотя, конечно, время в итоге рассудит.
«1С-СофтКлаб» выполнила требование, но поддалась ли компания призыву общественности или благоразумно опасается мер со стороны государства? Всем, кажется, понятно, какой вариант более вероятен. Так уж повелось, что в нашей стране редко слушают мнение народа, зато гнев «органов» и «телефонное право» тут – страшная обыденность. И вот это, а не глупый сюжет про кровавых комиссаров, самое худшее и тревожное во всей истории.
Мы всерьез опасаемся, что этот случай создаст дурной прецедент, и цензура компьютерных игр станет обыденностью. Скажем, как «опасных для детей» и «фальсифицирующих историю». Думаете, что этого не может быть? Не так давно и блокировка сайтов во внесудебном порядке казалась чем-то немыслимым. И жертвами очередного запрещающего закона станут все, в том числе – те, кто ставил свою подпись под петицией.
Ни для кого не секрет, что государственные чиновники не очень хорошо разбираются в компьютерных играх. Результат их вмешательства может быть очень нелепым – таким же, как у зарубежных властей. Например, в Китае запретили стратегию Hearts of Iron 2 за то, что она моделировала гражданскую войну в этой стране. Согласно официальной идеологии, никакого независимого Тибета не было даже в 1936-м.
Смысла в таких мерах, разумеется, нет. Любые попытки ограничить доступ к информации лишь привлекают к ней больше внимания (эффект Стрейзанд). Это не сработало в Советском Союзе, имевшем куда больше возможностей, и тем более не сработает сейчас. Надеемся, что в этой череде ошибок хотя бы на последнем этапе все перестанут подливать бензин в огонь и усугублять ситуацию.
Нам не хотелось бы жить в стране с цензурой, даже если она маскируется под благие намерения. Ведь этот инструмент порочен сам по себе, и завтра он может обернуться против любого из нас. Так что в следующий раз, когда ваша рука потянется к воображаемой печати «Не пущать!», – подумайте о возможных последствиях. Вам с этим жить.