Нет ничего удивительного в том, что игру приняли прохладно. После прекрасной Origins, игроки ждали, по-большей части, ещё больше того же самого. Но вместо этого канадцы решили выпустить игру, которая предлагает не развитие идей первой части, а взгляд на игровой мир с совершенно нового ракурса. Если бы меня попросили описать ДА2 одним предложением, я бы сделал это примерно так: «Крайне удачный симбиоз идей Mass Effect и Dragon Age, с глубиной последнего и формой изложения первого, не лишенный недостатков, на которые совершенно не обращаешь внимания». Взглянув сейчас, из 2015 года, на ДА2, сравнивая ощущения от второй и третьей частей серии, удивительно понимать, что ДА2 практически во всём кладёт Инквизицию на лопатки, не оставляя последней ни единого шанса оправдаться.
Влияние Mass Effect сильнее всего ощущается в форме повествования. В первой части игрок сам выбирал себе сочетание раса-пол для своего героя, получая на выходе уникальные прологи для каждого. ДА2 вместо подобной системы предлагает взглянуть на мир глазами всего одного персонажа, которому можно лишь настроить внешность, пол и выбрать класс. Mass Effect добрался и до системы диалогов, принеся в игру характерное колесо диалогов с пиктограммками, подсказывающими эмоциональный подтекст выбранного варианта ответа. Впрочем, несмотря на всё это, игра не растеряла характерной для Origins глубины. Я играл персонажем-мужчиной, поэтому дабы не путаться в дальнейшем, буду отталкиваться именно от этих исходных данных. Игровой мир был настроен по-умолчанию.
Семья Хоуков (мать, старший сын (главный герой игры), младший сын и дочь) бежит из Ферелдена, спасаясь от ужасов Мора, который уже успел отнять жизнь у отца семейства. Их путь лежит в заморский Кирквол, древний город-крепость, в котором у семьи есть влиятельный родственник, на помощь которого они надеются. Уже в первые 15 минут игры, семья успевает потерять одного из детей, встретить на своём пути храмовника с женой, обнаружить что храмовник поражен скверной, совершить акт милосердия в виде его убийства и, в зависимости от выбранных реплик, получить соответствующее отношение матери семейства и жены храмовника, Авелин, которые в той или иной степени будут проявлять себя по ходу всей игры. Так, Авелин будет отчасти винить героя в смерти мужа, а мама будет на глазах сына угасать, скорбя по погибшему ребёнку. Прибыв в заветный Кирквол, семья Хоуков быстро понимает, что вместо расслабленной жизни у богатого родственника их ждет борьба за каждую мелочь, включая право войти в город, ведь оказывается, что родственник давно промотал семейное имение и состояние, и живет в утлой хибаре в бедном районе города. Так начинается история Защитника Кирквола…
История эта охватывает десятилетний срок. Игрок в лице старшего сына семьи Хоук начинает новую жизнь в Кирвколе, берясь за любую работу, ютясь с семьей в лачуге обнищавшего родственника – дяди Гемлена и мечтая о возрождении семейного достоинства и состояния. За десять лет, проведенных в Киркволе, Хоук успевает побывать к экспедиции в Глубинные тропы, разбогатеть, получить обратно в пользование семьи старинный особняк, потерять всех близких, лицезреть погромы и кровавую резню, учиненную кунари, оказаться в эпицентре восстания магов и совершить её десятки противоречивых деяний, в которых правильных решений практически не существует.
Вообще вся игра пропитана атмосферой отчаяния и безысходности. Это очень мрачная история, которая наносит свои удары в самые неожиданные моменты, когда их совсем не ждешь. Здесь найдется место и предательству, и гибели близких людей, и крайне непростым решениям, принимая которые игрок будет терзаться сомнениями…Здесь очень много сторонних квестов, события которых будут аукаться игроку всю игру, заставляя переживать и даже бояться принимать очередное решение, боясь опять поступить неверно. Выбирать здесь приходится часто, и порой нельзя заранее сказать, какой из вариантов лучше, нельзя предугадать всех последствий, лишь по прошествии времени понимаешь, что стоило поступить иначе, наблюдая гибель каких-то игровых персонажей или просто совершенно кошмарно развернувшиеся события. Выйти чистым из воды не получится. И это, пожалуй, одно из важнейших качеств это игры. Игра насильно вклинивает игрока в происходящее, не даёт ему быть равнодушным, сторонним наблюдателем. Эмоциональное вовлечение здесь очень велико! Ты только расслабился и тут Бац! У героя на руках умирает любимый человек. Бум! Ты сидишь с отвисшей челюстью, потому что героя предаёт человек, от которого совершенно не хотелось этого ожидать в самый неподходящий момент! Бабам! Ты, словно громом пораженный, потому что на экране разворачиваются совершенно сумасшедшие вещи, а ты знаешь, что это ты косвенно в них виноват…
Под стать истории и персонажи. Здесь можно выделить только двух более-менее стабильно-положительных персонажей – это гном Варрик и Авелин, жена того самого храмовника, что умирает в начале игры. Все остальные до последней минуты себе на уме, ошарашивают своим поведением и героя, и игрока и заставляют сомневаться в своей верности и своих моральных качествах. Миррель, к примеру, на первый взгляд просто мечтательная эльфийская девчонка, которая жаждет увидеть мир за пределами своего строгого клана. Однако, за десять лет совместных странствий понимаешь, что она не только далеко не наивная юная девочка, но и попросту очень противоречивый персонаж, практикующий магию крови и не желающий осознать то, что за такую магию приходится платить высокую цену. В итоге её эгоизм губит многих близких ей, и ты сидишь и думаешь «а было бы лучше, если бы это она сейчас умерла…». Или Андерс, бывший Серый Страж, знакомый по первой части игры. Помогает магам, бесплатно оказывает услуги целителя всем нуждающимся, мечтает о лучшем будущем для всех магов. Но ближе к концу игры я натурально хотел его убить, потому что он цинично использовал Хоука для реализации своих террористических планов и именно его стараниями переполнился кипящий котел взаимной ненависти магов и храмовников. Изабелла, знойная пиратка, обладательница выдающихся форм и весьма специфических понятий о морали. Через какое-то время думаешь, что всё, Хоук оказал на неё большое влияние, она наверняка стала более порядочной, честной и уже не равнодушна к нему…Но нет, новый поворот событий и она преподносит новый «сюрприз», за который хочется, как минимум, послать её куда подальше. Остальные не только не отстают, но даже могут поднять меч против Хоука, если его поступки пойдут в разрез с их убеждениями.
Вся история Хоука разворачивается в Киркволе и его ближайших окрестностях, и маштаб – пожалуй самая слабая сторона игры. Дело даже не в территориальном охвате – насыщенность событий на квадратный метр в ДА2 такая, что её хватило бы и на иное королевство, не говоря уже про один город и окрестности, и даже не в маленьком размере самих локаций, которые представляют собой небольшие коридоры с разными декорациями – всерьез заскучать в узких стенах здешних локаций не даст их насыщенность врагами и квестами. На деле оказывается, что проблема кроется в том, чего от такой компании как Bioware совсем не ожидаешь – все локации типа пещер, туннелей, складских помещений и прочего интерьера попросту идентичны. Вот буквально. Как будто бы не желая морочиться с рисованием и моделированием разных локаций канадцы просто воспользовались инструментом «копировать\вставить» и быстренько наклепали идентичных локаций. И хотя главные игровые локации – городские кварталы, дома главного героя и его друзей, крупные городские строения типа церкви, таверны и крепости наместника, а так же Расколотая гора, где осел клан эльфов – уникальны, примерно 75-80% всех схваток происходит именно в пещерах, складских помещениях и в городской канализации, для приличия именуемой клоакой. Поэтому от клонированных локаций скоро начинаешь испытывать неприятное чувство дежавю: попадая в новую пещеру, не покидает мысль о том, что ты здесь уже был, причем порой одна условная пещера соответствует другой на 100%, что отнюдь не радует и не способствует получению ярких впечатлений от исследования нового подземелья.
Вторая после клонированных локаций деталь игры, которая выглядит очень противоречивой – это бои. Сами по себе они хороши – никуда не делись тактические ячейки, кучи умений, необходимость пользоваться боевой паузой и вручную назначать команды отряду в особо жарких стычках, да ещё и выглядит здешний бой вполне себе прилично. Но есть очень сомнительный момент. Представим, что отряд главного героя атакует группу бандитов из восьми человек. Убили половину – из ниоткуда вылезло ещё человек шесть. Практически убили и этих шестерых – тут прямо из воздуха появляются ещё пятеро. И так выглядит практически любой бой в игре. Причем если в городских локациях это хоть как-то обыграно – разбойники прыгают из окон или появляются из дверей, то в локациях за городом новый отряд противников может образоваться прямо из воздуха перед носом у героя. Этот момент мало того, что выглядит абсурдно, так ещё и мешает тактическому планированию боев – никогда не знаешь точно, какие враги и откуда появятся, поэтому приходится постоянно следить за полем боя, высматривая опасных противников. Впрочем, если примириться с «читерскими» подкреплениями у противников, то боевая система оставит только приятные впечатления, в том числе и потому, что не даёт заскучать. Боев, где можно лениво прокликать пару умений и пойти дальше, мало, по ходу развития сюжета появляются всё более опасные враги, среди которых маги – самые опасные, так как удачно посланным АОЕ-спеллом могут за раз уложить всю партию героя. Справедливости ради скажу, что это проблема не баланса, а ИИ, так как он слишком глуп, чтобы выйти из зоны поражения магией и стоит в опасной области до своей глупой смерти.
В копилку недостатков добавил бы ещё систему экипировки у спутников героя – если Хоук может носить полный набор брони, включая шлемы, сапоги и перчатки, то спутники носят одну-единственную фиксированную одежку, лишь позволяя иногда её усовершенствовать рунами, в том случае если герой найдет соответствующее улучшение для нужного спутника. Это особенно глупо выглядит тогда, когда герой находит крутые перчатки на мага, будучи воином. Ничего иного, кроме продажи этой шмотки торговцу за не особо нужное золото, не остаётся. Крафта вещей практически нет – герой может создавать зелья, яды и бомбы, а так же руны для брони и оружия. Всё остальное приходится добывать в боях.
Но все недостатки меркнут перед основным сюжетом и дополнительными квестами, потому что они выполнены на великолепном уровне, в большинстве своём. Пожалуй, единственная претензия, которую можно к ним озвучить – слишком однообразно мрачные и отчаянные истории они предлагают, юморных сцен в игре достаточно мало, впрочем, уместен ли юмор на фоне событий игры? Первая часть игры повествует о том, как Хоук на пару с Варриком ищут деньжат для участия в экспедиции брата Варрика на Глубинные Тропы, которая сулит большой куш. Хоук в это время живет в лачуге дяди, еле сводит концы с концами и тихо обалдевает от того, как цинично дядя Гамлен умудрился спустить всё семейное богатство. Посему Хоук и ко берутся почти за любую работу, за которую готовы платить Итогом моей экспедиции на Глубинные Тропы стала мертвая сестра на руках, которую можно было бы спасти, не возьми я её с собой или будь со мной в отряде Андерс…но увы. На фоне погибшей по вине принятого мною решения сестра как-то затмила даже предательство брата Варрика, который утащил с собой странный красный идол, найденный глубоко под землёй. Причем этот самый идол ещё сыграет свою роковую роль в будущем… Вторая часть игры показывает преуспевающего Хоука, который разбогател на вынесенных из Глубинных Троп трофеях и получил обратно семейный особняк, профуканный дядей. Герой оказывается втянут в набег кунари, и удостаивается чести стать Защитником Кирквола, сразив в дуэли главного кунари. Попутно герой теряет родную маму, которую убивает маньяк-убийца, убийства которого мы расследовали ещё до экспедиции на Глубинные тропы, как один из побочных квестов. Хоук остаётся один…в большом фамильном особняке, съедаемый чувством вины и сомнениями, где же он оступился и мог ли он спасти близких? Заключительная часть игры повествует о бытности Хоука в качестве Защитника города, демонстрирует как постепенно накалялись отношения между магами и храмовниками и каким образом их сложные отношения разразились кровавой бойней в городе, а также поясняет, каким же образом Хоук оказался втянут в это.
Безусловно, игра имеет ряд недостатков – это и достаточно посредственная картинка (которая на фоне того же Ведьмака 2, вышедшего на 1,5 месяца позже, смотрится очень слабо), и тесные локации, большая часть из которых к тому же клонирована, и специфические идеи о системе снаряжения спутников, и кривоватый ИИ, и появляющихся прямо из воздуха отрядах противников, суммарное число которых иногда смотрится просто диким (интересно, сколько разбойников успели перебить Хоук и ко в одном только Нижнем районе Кирквола?). Наверняка, кто-то вспомнит что-то ещё, я озвучил лишь то, что заметил сам. Но на мой взгляд, это все мелкие придирки, не будь которых, игра бы вообще тянула на шедевр. Самое главное в ДА2 – интересная история, погружение в происходящие события, проработанные персонажи, обилие квестов и огромная ответственность за принятые решения. А принимать решения в этой игре приходится часто, и мало какие поступки не аукнутся Хоуку в будущем. Это мрачная история, от неё порой веет такой безысходностью, таким отчаянием, что становится даже немного страшно. Тяжело понимать, что принял неверное решение, что своими действиями оставил Хоука сиротой. Больно видеть, что спася людей от гибели, получил спустя годы ненавидящих тебя фанатиков. Не можешь найти слов, чтобы описать свои чувства от поведения Андерса. Не понимаешь, как ты мог быть причастен к такому, ведь ты из лучших побуждений старался? Хоук и сам бы рад быть вдали от этого, но судьба иногда играет с нами злую шутку. Так же как и моё решение пропустить ДА2 отложило моё знакомство с великолепной игрой, подарившей мне ярчайшие впечатления во время и после прохождения. Это очень сильная, эмоциональная игра, в которой главный герой – не просто инструмент взаимодействия игрока с игровым миром, но полноценный персонаж повествования, вместе с которым переживаешь происходящие в игре события. Мои твердые 9 баллов этой великолепной игре!