Хочу поделиться мнением и впечатлениями от просмотра отечественных фильмов в жанре. За последние год(ы) в жанре вновь возник некий наплыв дешевых фильмов ужасов. После, наверное, первой волны в конце нулевых, а точнее 2007-08-10 гг., когда были выпущены "Путевой обходчик", "С.С.Д.", "Фобос". Про качество тех фильмов напоминать не буду, ограничившись, что фильмы были редкостным дерьмом, по сравнению с любыми образчиками жанра западного производства.
Так вот за этот год в широкий прокат для отечественного кинопрома вышло уже неприлично много вновь всякого непотребства. Это "Маршрут построен", "Диггеры", "Дизлайк", в прошлом году "Пиковая дама", и несколько лет назад "Метро", который позиционируется как фильм-катастрофа с большим бюджетом ($9 млн) для отечественной индустрии, но жанровая западная пресса любит подобные сурвайвл-фильмы пихать и в хорроры.
С чуть менее месяца назад был отсмотрен "Маршрут построен". Плевался от фильма много. Но сказать мог одно: наконец наши киноделы хотя бы чуточку приблизились к западным в плане тупого копирования штампов и воссоздания их на экране в годном для просмотра виде. Т.е. все как обычно очень плохо от дырявейшего и дурного сценария, неумелой режиссуры до абсолютно никакой актерской игры.
В общем, если вы думаете (я так думал лет 10 назад), что любой дешевый, пускай, американский трэшачок, который снимается для какого-нибудь ТВ-канала, например, SyFy, это ну просто лютый капец и атас, как такое можно было снять, даже учитывая бюджеты и проч. неопытность создателей, то после просмотра отечественных фильмов ужасов, мнение у меня сильно поменялось.
Этому поспособствовал (в очередной раз напомнил после тех самых "Фобосов" и "С.С.Д" 10 лет назад) вчерашний просмотр "Диггеров".
Во-первых, отечественные "мастера кино" почему-то очень любят московские туннели и подземелья с метро. Из вышеназванных картин в таких местах происходят события 4-ех фильмов. Т.е. даже уже есть, с чем сравнивать. Помимо этого, куча чего было написано в книгах и даже перенесено в игровую индустрию. Почему всех так интересует московский метрополитен, известно, наверное, только москвичам.
Во-вторых, к некоторым картинам, которые вышли в последнее время, приложили руки те же создатели, что уже работали над фильмами в жанре именно в конце тех самых нулевых. Это как минимум опыт, который ничему не научил и ничего не показал.
В-третьих, бюджеты картины, которые захотелось сравнить с западными. Впадлу даже копаться в официальных источниках, потому брал информацию по бюджетам со страничек фильмов на Кинопоиске. У "Диггеров" заявлен 52 млн рос.руб., что в долларовом эквиваленте чуть менее $1млн (именно такой бюджет заявлен для "Маршрут построен"). У "Фобоса" был $1,5 млн. У "Путевого обходчика" - $3 млн. "С.С.Д" - $1,5 млн. "Пиковая дама" - $720 тыс. Ну и у "Метро" - $9 млн.
На ум приходит куча подобных фильмов, где есть общие составляющие: подземка/метро/городские тоннели, люди, оказавшиеся в них, нечто страшное и ужасное, преследующее этих людей. Для меня идеалом в этом жанре является британский "Спуск" - бюджет 3,5 млн английских фунтов. И конечно "Диггеры" очень больно напоминают Mimic Дель Торо. Но то был чуть ли не голливудский блокбастер для дебюета Гильермо в США. И бюджет у него куда больше - $30 млн. Естественно, стоит учитывать затраты на место съемок, не самых последних актеров на первых планах и прочие прелести кинопроизводства и качества Голливуда и России.
Также был в жанре немецкий "Городской исследователь" (очень хороший, кстати). $3 млн бюджет. И опять же снимать в Берлине, думаю, дороже, чем в Питере или даже в Москве.
"Полуночный экспресс с мясом" и с Винни Джонсом обошелся в $15 млн, что и для западного хоррора даже многовато.
"Яма" Ника Хэмма пускай и не про монстров, но про людей под землей стоила чуть больше 4 млн фунтов.
И вот для любимых в жанре мокьюментари (трясущаяся ручная камера) "Пирамиды" Ажа и Левассёра указан бюджет $6,5 млн. Для похожего и снятого в том же году "Парижа" бюджет не указан, и вряд ли он отличается сильно. У канадских "Искателей могил" ажно 100 тыс канадских юаней долларов. У австралийского "Туннеля" $135 тыс, учитывая, что фильм вообще релизнулся бесплатно в интернете.
Ну и остались без указанных бюджетов средненькие, но куда сильнее наших представителей в качестве и во всем, снятые в середине нулевых просто неплохими людьми, которые хотя бы знают толк в жанре: конечно же "Крип" с Франкой Потенте (немного выделяется на фоне других), "Катакомбы" и "Поезд дальше не идет". Уверен их бюджеты варьируются от пары сотен тыс до полтора-двух миллионов.
Т.е. куда идут деньги у отечественных производителей - тоже не ясно. Актеров в свои фильмы они берут чуть ли не с улицы. Такой жалкой позерской гламурной и напыщенно-искусственной игры я не видел нигде. Это тот момент, когда я хочу сказать такую плохую и нелюбимую фразу: "Я и то бы лучше сыграл!". Про эффекты и грим можно тоже не упоминать. Хотя, вот в "Маршруте" призраки хоть как-то похожи на своих западных или восточных аналогов, и впрямь порой жутковаты. Но вот монстры из "Диггеров" - здесь любой "Чебурашка" или Хрюша со Степашой прям реалистичные живые куклы.
Звукорежиссеры, наверное, вообще таковых нет. Ибо как не выкручивай звук на полную, речь актеров слышна очень плохо. Что-то постоянно тараторят и бубнят себе под нос.
Сценаристы и режиссеры отдельная тема. Ну как же достали и уже не смешны эти бабушкины байки, детские страшилки и прочие сказки отечественного народного фольклора про "черную-черную комнату/машину/гробик на колесах, сталинские туннели/эксперименты ВОВ" и в том же духе. Особенно, когда все это мешают чуть ли не в одну кучу. Режиссеров я бы расстреливал, а сценаристам - отбивал пальцы молотком.
Печально, что отечественная пресса даже хвалит и ищет в этих фильмах что-то хорошее. А перлы из некоторых текстов прям повергают в дикий хохот своей лживой неправдоподобностью:
Насилия в ленте много. Орудиями убийства становятся подручные средства, даже селфи-палка. Прокатчики сетуют, что им приходится резать трейлеры, поскольку Youtube блокирует их за обилие крови на экране. Ну, что ж, хоррору положено быть кровавым. И, пожалуйста, не смотрите трейлеры – они никакие, не дают представления о фильме.
Про создание трейлеров отечественных фильмов уже был неоднократно у нас разговор. Но вот, чтобы так заявлять насчет Ютуба и жестокости трейлеров фильмов и их блокировки. Мама дарагая. Про Ред-бэнды автор статьи, наверное, не в курсе.
В общем, плохое кино нужно. И я люблю плохое кино в любимом жанре. Впрочем, не только в ужасах. Я, например, обожаю глупые и пошлые американские комедии или ужасы про американских великовозрастных учеников/студентов, обожаю просто их эту школьную тематику с накаченными футболистами и накачанными силиконом во всех местах ТП-черлидиршами. С большим облегчением включил дальше "Все болельщицы умрут" и долго ждал, чтобы начать плеваться и вслух комментировать происходящее.
ЗЫ. Совсем забыл упомянуть про еще один отечественный высер на волне популярность мокьюментари-хорроров. "Шопинг-тур", где фины любят жрать русских.