Рецензия на Dakar 18

Автор: SNOR

Ралли-марафон “Дакар”– пожалуй, наиболее знаменитое соревнование по ралли-рейду на планете; как правило, о нем слышали даже очень далекие от автоспорта люди. Тысячи километров пути по глухим районам, где нередко отсутствуют дороги, сложная навигация, неприятные погодные условия – в общем, жестокое испытание и для техники, и для экипажей. Dakar 18 – первый посвященный ему симулятор, а еще первый симулятор автомобильного Cross Country в принципе. Казалось бы, большое событие для поклонников виртуального бездорожья, вот только официальная лицензия досталась не самой маститой студии – Bigmoon Entertainment раньше занималась в основном всякими “подсобными работами” вроде портирования чужих игр. Переносить на мониторы “Дакар” – как-никак, задача несколько иного порядка.

“Ты поймешь, когда поцелуешь грязь…”

Разработка: Bigmoon Entertainment
Издание: Deep Silver
Жанры: Racing/Simulation/1st Person/3rd Person/3D
Мультиплеер: (2) split-screen, (8) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Дождь моросит лениво, зато неустанно. Хмурое серое небо сыплет влагой уже битый час, скрип дворников по лобовому стеклу давно превратился в фоновый шум. Скрипу вторит хруст коробки передач, и его игнорировать трудновато – машина на последнем издыхании, так что звук поневоле навевает тревожные мысли. За окнами распростерлась бескрайняя равнина, поросшая дикой зеленью: рытвины, здоровенные земляные бугры, каменные валуны, подло скрывающиеся в кустах. Куда ни глянь – все те же бугры и кусты до горизонта, ни единой выделяющейся точки, что уж говорить о действительно заметных ориентирах. “Налево, курс 162!” – изрекает штурман, сверяясь со счетчиком накатанного километража. Я обреченно вздыхаю, вымеряя угол поворота по специальному прибору: если через десять минут отчаянной борьбы с буграми компаньон все же признает, что мы потерялись, контрольный пункт придется искать наугад, разъезжая кругами. Конечно, при условии, что измученный автомобиль не отдаст концы…

“Дакар” – развлечение не для слабонервных, и его официальный симулятор суров под стать прообразу. Здесь все серьезно: вместо размеченной трассы – необозримые пространства, по которым разрешено колесить в любом направлении, вместо подробной карты – блокнот с “легендой”, приблизительно описывающей дорогу через длинную вереницу контрольных пунктов. Прохождение одного этапа порой занимает полтора-два часа – хоть масштаб и уменьшен по сравнению с настоящим, получилось внушительно. Всего этапов 14, громадный маршрут растянулся через просторы Перу, Боливии и Аргентины (да, уже десять лет “Дакар” не имеет никакого отношения к Африке, он проводится в Южной Америке и в нынешнем году скукожился до границ Перу; преемник же того, настоящего марафона – ралли-рейд Africa Eco Race). Соответственно, ландшафт разнообразен: песчаные дюны, каньоны, поля, неприступные скалы… Правда, виды не впечатляют. Вроде и места как на подбор живописные, а Dakar 18 все равно выглядит неряшливо, словно все эти пейзажи лепили впопыхах.

Как и положено, в соревновании участвует куча транспортных средств из разных категорий: автомобили, SxS, мотоциклы, квадроциклы и грузовики. Выбрать дают и подходящего реального пилота. Можно, скажем, лихо обставить Себастьена Лёба, приняв облик неудачливого аргентинца Террановы, или вволю порулить гоночным “Камазом” в роли Эдуарда Николаева. Вот к байкам и их четырехколесным родственникам стоит подходить с осторожностью. Штурманов там по понятным причинам нет, так что закорючки условных обозначений надо разбирать самому – с непривычки это, мягко говоря, затруднительно.

Смотреть галерею скриншотов Dakar 18

Нет, можно последовать совету из коротенькой символической “обучалки” – включить сложность “Rookie” и бодро чесать к указателю на интерфейсном компасе, посмеиваясь над туповатыми соперниками. Однако таким горе-рекомендациям самое место в известной книге Григория Остера; что бы там ни утверждали авторы, езда по желтым “маркерам” вряд ли когда-нибудь научит вас читать стенограмму и находить нужные точки, а важнейшая часть игры в итоге благополучно пройдет мимо. Ориентирование по “легенде” на огромной территории – уникальная особенность Dakar 18, ее основной козырь, пренебрегать которым в высшей степени неразумно.

Вообще, указания тут выдают кристально ясные и четкие: “дерево слева, курс 17, 2 км”, “на дюну и вниз, курс 56”, “вдоль реки, курс 280, 4 км”, “после руин направо, на трассу, курс 40”. Но путешествуем мы отнюдь не по столу и не по асфальтированной площади. Даже попросту выдерживать верное направление на неровной поверхности нелегко, ехать-то надо быстро. А вот на пути вдруг выросла высоченная скала. Умный в гору не пойдет? Ну, значит умному предстоит считать километры – убедиться, что очередной КП притулился не на вершине, замерить расстояние для объезда, аккуратно лечь на курс по новой… Допускать промахи в расчетах чревато, ведь незначительная ошибка может стать болезненной потерей времени.

Смотреть галерею скриншотов Dakar 18

Проблемы регулярно возникают и без скальных массивов. Широченное русло почти пересохшей реки, скорость 160 км/ч, тонкий слой воды журчит под колесами. “Направо, далее по руслу, курс такой-то!” Приток, ну конечно же! Кто бы знал, что притоков на самом деле два, и чтобы увидеть нужный, стоило раньше начинать тормозить… “Через дюну, подброс, опасно!” Лететь недалеко, да только песчаный склон слишком крут, и грузно приземлившуюся машину немилосердно вращает и стаскивает куда-то вбок. Гнать назад? Понять бы сперва, где расположено это “назад”… “Налево, по следам!” – и наполовину занесенные землей следы сразу исчезают в высокой траве, лишь изредка мелькая в проплешинах. На дорогах, само собой, все намного проще, но и там есть вероятность случайно проскочить поворот – однажды я заплутал практически “в трех соснах”, неправильно выехав из какой-то маленькой деревушки. Если положение совсем безнадежное, игра позволяет запросить возврат на последний посещенный КП, хотя часто звать на помощь не тянет – уж очень щедро за это отвешивают штрафные минуты.

Занятное ориентирование, увы, портят недоработки. Иногда стенограмму продолжают автоматически мотать вперед, когда мы уже сбились с маршрута – дурацкая (правда, редкая) ошибка способна запороть весь этап на ровном месте. Любителям автомобилей старательно треплет нервы штурман (голос на все экипажи один): странную привычку безо всякой причины орать прямо в ухо еще можно списать на бешеный темперамент, но он вдобавок периодически прерывает чтение, дабы прокомментировать подскоки на кочках и напомнить, как важно беречь технику. Напоминания бесят особенно сильно – в десятый раз услышав истошное “We need to avoid damage!” после неприятного столкновения, хочется постучать паникера лицом о приборную панель.

Смотреть галерею скриншотов Dakar 18

Надо признать, в целом навязчивый крикун совершенно прав, угробить “железного коня” довольно легко. Два-три неудачных прыжка – и подвеска дышит на ладан, радиатору хватит одной душевной встречи с пальмой, получасовой скоростной отрезок в пух и прах изотрет шины… Модель повреждений детальная, однако с влиянием на ходовые качества, к сожалению, беда. Если какой-то узел сломался полностью, болид никуда не поедет, и необходимо будет тратить драгоценное время на ремонт; если же он поврежден процентов на 60, вы этого просто не заметите. Исключение составляет разве что резина  – частично “полысевший” протектор отправляет в неконтролируемые заносы при каждом ощутимом движении руля.

С контролируемыми скольжениями дела обстоят кошмарно – “физика” поражает какой-то запредельной топорностью. У всех категорий один тип поведения, кодовое имя – “танк на рельсах”. Ключевое отличие в том, что грузовик – танк солидный и тяжелый, автомобиль – полегче, а с мотоцикла можно ненароком слететь, угодив колесом в камень. Кроме того, техника по-разному показывает себя на редких участках с жидкой грязью и рыхлым песком; полноприводные агрегаты обычно преодолевают такие препятствия быстрее. Впрочем, интересного в этом немного – до уровня Spintires грязи далеко. Зато в крайнем случае разрешено вылезти “на улицу” и подложить что-нибудь под колесо или даже помахать лопатой – атмосферно, хотя толку мало.

Смотреть галерею скриншотов Dakar 18

* * *

Собственно, атмосферой нестандартного (без)дорожного приключения Dakar 18 и привлекает – рулить по холмам в поисках КП, попутно попадая в передряги, долго не надоедает. За пределами кампании ловить нечего – мультиплеер мертв, а режим Exploration восхищает своей полной бессмысленностью. В сущности, это тот самый рак, который на безрыбье обрел новую форму; первый же адекватный конкурент, полагаю, без труда загонит творение Bigmoon Entertainment в зыбучие пески на отшибе. Но пока что такого конкурента не существует.

Оценка Riot Pixels69%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-2400s/FX-6100
4 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
40 Гб на винчестере

Core i5-4690k/Ryzen 5 1600
8 Гб памяти
видеокарта с 4 Гб памяти
40 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Dakar 18
Author Rating
41star1star1star1stargray