Так в случае с классическими РПГ, например, базовым элементом эмержентности может быть наделение персонажей игрока и нпц одинаковым инструментарием взаимодействия с миром и прописанными правилами работы этого мира.
Если не изменяет память, в каком-то Fable обещали нечто подобное. Типа, вместе с Главным Героем будут конфликтовать другие НПС Герои за звание самого-самого. Мулинье, конечно, наобещал с три короба.
Еще в Космический Рейнджерах с ГГ соперничали другие кораблики, и, в теории, могли самостоятельно завершить игру на самом легком уровне сложности, самостоятельно убив главных боссов.
Фишка, конечно, крутая, но, как мы знаем, никогда такого не будет и игровой ИИ вместе с этой самой эмержентностью завис на уровне ~2005-го года, в эпоху активного развития ММО и онлайна. Попросту, прописывать сложные вариативные сценарии оказалось не нужно и затратно. Геймерам в первую очередь кинцо подавай, ага.