Рецензия на The Banner Saga 3

Автор: SNOR

На мой взгляд, The Banner Saga разумнее воспринимать как одну игру, а не как серию, объединенную общим сюжетом. Несмотря на порядковые номера в названиях, части этой трилогии, в сущности – кусочки единого целого, прямо как в Life is Strange и прочих проектах с эпизодической моделью. Правда, первый “эпизод” получился на удивление самостоятельным и законченным произведением, но после выхода второго стало ясно, что продолжать в том же духе авторы не планируют. Без основательного “фундамента” и припасенных сохранений из предшественницы подходить к сиквелу было глубоко бессмысленно. При условии, что вы не собирались терзать себя вопросами “что происходит?” и “кто все эти люди?” вплоть до развязки уровня “продолжение следует”. Ну а The Banner Saga 3 бесповоротно завершает историю. Собственно, вся она и есть финал – масштабный, растянутый на 10 часов финал эпопеи, которую Stoic начала в 2014 году.

Понятно, что у студии были причины для такой вот поэтапной разработки своего творения, но решение все равно спорное. Даже очень яркие впечатления, как правило, тускнеют с годами, и сходу вникнуть в давно заброшенное повествование бывает нелегко. Здорово, что эти проблемы остались в прошлом – теперь всю “сагу” наконец-то можно проглотить одним махом.

Хроника последних дней

Разработка: Stoic
Издание: Versus Evil
Жанры: RPG/Strategy (Tactics)/Turn-based/Isometric/2D
Похожие игры: The Banner Saga (серия), Ash of Gods: Redemption, The Great Whale Road, King of Dragon Pass
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Не одна сотня дней минула с тех пор, как необычный фэнтезийный мир The Banner Saga “сдвинулся с места”. Многолюдные города гибли под натиском таинственного врага, громадный змей крушил скалы и долины, меняя устоявшийся тысячи лет назад рельеф, светило в какой-то момент застыло на небосклоне неподвижным сияющим диском… А беженцы из захолустной деревушки Скогр все продолжали свое отчаянное путешествие, спасаясь от чудовищных бедствий. И добрались-таки до места, откуда уже попросту некуда уходить.

Смотреть галерею скриншотов The Banner Saga 3

The Banner Saga 3 начинается ровно там, где закончилась вторая часть. Преодолев огромное расстояние, наш основной караван (под руководством охотника Рука или его дочери Алетты) все же прибыл в Арберранг – столицу людей, славную неприступными стенами. Быть может, древняя твердыня и устояла бы перед надвигающимися силами неприятеля, но нашествие “каменного” народа, когда-то сорвавшее героев с места, – только следствие настоящих неприятностей. От нависшего над миром дамоклова меча, в общем-то, бесполезно искать укрытие в крепостях – с севера неумолимо ползет жуткая мгла, что оскверняет землю и превращает разумных существ в кровожадных чудовищ. Потому-то другая группа, во главе с варлом Айвером, спешит ей навстречу, прочь от обманчиво надежных городских стен. Разгоняя зловредный мрак колдовством ткачей, она идет по опустошенным, искаженным землям – туда, где весь этот кошмар якобы можно остановить. Впрочем, доживет ли раздираемый внутренними склоками Арберранг до спасения…

Процесс, разумеется, остался прежним: нас ждет разглядывание живописных пейзажей во время движения караванов, многочисленные текстовые события с выбором вариантов, разговоры, пошаговые битвы и совершенствование воинов. Разве что покупка съестного за очки “славы” (то есть опыта) совсем потеряла свое первоначальное значение. Нехватка еды превратилась в формальность уже в The Banner Saga 2, а сейчас перестала тревожить окончательно. Одна из команд почти постоянно имеет доступ к лавке с припасами, для второй же возню с ними без затей упразднили – видимо, чтобы не отвлекать от великих свершений. Хлопот у Айвера хватает и без того. На “хвосте” висит безумный, могущественный и неубиваемый монстр, когда-то бывший варлом-берсерком, пустоши буквально кишат всякими злобными тварями… Некогда даже разбить лагерь в произвольном месте, дабы подлечить соратников, так что их ранения тоже могут стать серьезной проблемой. “Драйв” сумасшедшего марш-броска в финале второй части сильно смазывала возможность живительного отдыха по желанию, и повторять ошибку студия не стала – готовьтесь к действительно изнурительным марафонам от одного безопасного уголка к другому.

Смотреть галерею скриншотов The Banner Saga 3

Караван Рука/Алетты обычно безвылазно сидит на месте, а если и путешествует, то исключительно в городской черте, но выпавшие его лидеру испытания ничуть не легче, чем у варла, ведущего отряд сквозь бесконечную ночь. Столица переполнена голодными и оборванными беженцами, напуганные до предела жители норовят устроить резню по любому поводу, властолюбивый интриган внезапно возомнил, что это идеальные дни для государственного переворота… А со стен уже видны приближающиеся когорты воинов в каменных доспехах – они тоже хотят жить и непременно пойдут на штурм, не понимая, до какой степени бессмысленны все их усилия.

Характерная атмосфера надвигающегося конца света в The Banner Saga 3 захлестывает с головой. Stoic в своих произведениях никогда не избегала неприятных тем и не упрощала сложные материи. Не удивительно, что жуткое изображение мира на самом пороге гибели берет за душу, подкупая честностью и неоднозначностью. Население столицы, непомерно раздувшееся из-за кризиса, иногда ужасает куда сильнее, чем создания Тени, одержимые жаждой убийства; войны и грязные политические игры не меняются, хотя солнце вот-вот безвозвратно погаснет… А героически спасать ситуацию идут случайные люди, оказавшиеся в неправильное время и в неправильном месте – команда Айвера в основном состоит из наемников, вовлеченных в эту авантюру обманом и другими неприятными методами.

Смотреть галерею скриншотов The Banner Saga 3

В такой напряженной обстановке нередко нужно что-то решать, и бремя командования привычно давит на плечи неподъемным грузом. Фирменные трудные дилеммы подстерегают на каждом шагу, цена ошибок по-прежнему бывает крайне высокой – жестокость в вопросах выбора и его последствий давно стала визитной карточкой серии, и The Banner Saga 3 ни на йоту не уступает предшественницам. Выделить ли людей на охрану стен? Они ведь могут и не выжить. Защищать ли кентавров-“конерожденных”, шагающих под вашим знаменем? Их обвиняют в зверском нападении на соседний город, но стоит ли жертвовать ценными союзниками, когда мир вокруг трещит по швам? Море, отравленное зеленой кровью проклятого змея, запросто разъедает древесину, однако какие-то паникеры все равно поднимают паруса, надеясь уплыть подальше от опасности. Отпустить на верную смерть? Удержать силой? Что делать с “каменной” женщиной, чудом выжившей в темном мареве пустошей?

Очевидно, мы далеко не всегда способны просчитать, к чему приведет то или иное решение в глобальной перспективе, и порой эхо каких-то давнишних действий подставляет болезненную “ножку” в самую неподходящую минуту. Речь не только о последних событиях – игра учитывает и разные моменты из предыдущих частей, причем их влияние отнюдь не косметическое, так что, повторюсь, обязательно запаситесь “сейвами”. Даже количество людей, которых удалось дотащить до Арберранга, сыграет здесь принципиально важную роль, и вы наверняка не раз проклянете свою былую небрежность. Естественно, переносу подлежит и набор выживших персонажей, и комплект предметов с волшебными свойствами, и “прокачка”, хотя всех бойцов, кто не вышел уровнем, на всякий случай автоматически подтянут до необходимой планки.

Смотреть галерею скриншотов The Banner Saga 3

Единственное дополнение к ролевой системе – особые прозвища. Обзовете героя, достигшего воистину невероятных высот мастерства, допустим, “Скалой”, и он получит перманентную прибавку к силе и броне; затем ранг разрешают повышать дальше, увеличивая размер этой прибавки. Прозвищ с непохожими бонусами тут несколько, с расчетом на разные классы и тактики: “Волк”, Шепот”, “Безрассудный”, “Посланник смерти” и прочие устрашающие титулы в том же духе. По понятным причинам использовать каждое можно лишь один раз, так что распределять чудо-клички желательно с умом.

Могучие “живые легенды” полезны, когда доходит до драки, тем более что создатели немного переборщили с количеством сражений, и под конец возникает желание “проскакать” их побыстрее. Правила, само собой, не изменились – все тот же постоянный выбор “ломать броню или наносить раны”, нехитрая арифметика и верное позиционирование, за которыми скрыта богатая, продуманная и интересная механика. Нововведений в битвах минимум, и важными их не назовешь. Скажем, искаженные враги имеют неприятную особенность после смерти оставлять за собой ядовитые участки. Вообще, на полях брани зачастую с самого начала присутствуют особые районы, наносящие урон при проходе по ним. Появились звери, которые умело делают подкопы, обходя таким образом крепких “танков” первой линии и мотая нервы лучникам и магам. Кстати, о магах – куцый список заклинаний, увы, так толком и не расширили. Способность перетягивать противников на свою сторону любопытна, но все же хотелось бы чего-нибудь еще.

Смотреть галерею скриншотов The Banner Saga 3

Конечно, недочеты такого плана – несущественная ерунда; куда больше в The Banner Saga 3 огорчает развязка. Нет, не поймите меня неправильно, Stoic достойно завершила трилогию: досконально раскрыла истории важных персонажей, мастерски свела все концы воедино… Личные трагедии, печальные ошибки, благие намерения и махровый эгоизм сплелись в комплексный и правдивый узор, которым трудно не восхититься. Просто превзойти самих себя у авторов не получилось – как ни крути, лаконичная и невероятно мощная концовка первой части была сильнее, чем нынешний грандиозный финал, со всей его недюжинной вариативностью и срывом покровов.

* * *

И все же он хорош – собственно, как и The Banner Saga 3 в целом. Другое дело, что судить все произведение по отдельным фрагментам не стоит – в полном виде оно заслуживает более высокой оценки.

Оценка Riot Pixels84%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP
2 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
10 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon x2
4 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
10 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Banner Saga 3
Author Rating
51star1star1star1star1star