Сейчас это неважно. Сейчас я просто человек, разрывающийся между двумя своими новыми друзьями. Первый из них – верный стакан. Военная пенсия может быть чертовски увлекательной. Второй – психиатр. Этот шарлатан овладел только двумя медицинскими специальностями: несению чуши и выкачиванию денег. Но я привязался к этому малому в нарочито домашней одежде. Уже довольно долго он внушает мне, что никогда и не было никакой Мар-Сары, что у меня налицо расстройство психики, напоминающее раздвоение личности. И я очень хочу ему поверить. Если бы я только мог деть куда-то этот голос, забыть махи лопастей за решётками вентиляции, выкинуть из головы яркие ореолы планет на фоне равнодушного космоса. Я попытаюсь это сделать, последую совету своего незадачливого коллеги, начну уделять больше времени моему вероятному второму я. Поведу рассказ с этой стороны. Чтож, встречайте, я, небольшой парень, третьеклассник, иду в магазин, довольно больший магазин для нашего города, дом быта, где на втором этаже устроился приличный стеклянный ларёк с дисками. Мой отец, как и многие другие отцы того времени, уделял какое-то время играм, и беседовал со знакомым продавцом за прилавком, пока я выбирал себе этот чёрный диск с одними скриншотами.
Дома, я вставил диск в дисковод и запустил синий установщик. Если игра не запускалась в то время – например выдавала какую-либо ошибку, или несколько секунд висела в окне запуска только для того, чтобы затем закрыться - то для меня это было железно, ты ничего не мог поделать. Ты не мог зайти в интернет, чтобы поискать решение или другую версию игры, ты не разбирался в отладке программ, ты просто принимал стопроцентное поражение. Поэтому, когда во время установки вылезло окошко, начинающееся с “Приносим большие извинения, что…”, у меня внутри всё упало. Не имея настроение вчитываться, я всё-таки вчитался, и понял, что они просто оправдываются за последующие дополнительные неудобства с установкой перевода. Думаете, это была их самая смешная шуточка? Нет, их следующая может поспорить даже с шуточкой самой Близзард.
Упало у меня всё потому, что я, вероятно, целенаправленно хотел эту игру. Хотя не помню ярковыраженности этого желания, за исключением только того, что один товарищ мусолил какие-то банальности о механике игры. И, возможно, правы те, кто говорил, что прохождение игры в журнале намного сильнее зажигало их игрой, чем её там обзор. У меня было наоборот, но в этом примере я с ними солидарен, получается. И тут начинает вырисовываться ещё одна сцена. Я, играя во второй Варкрафт, думал, что когда я пройду эту игру, мне дадут пароль, и, введя его, я смогу играть в Старкрафт. То есть, я лишь сильно хотел этого, но не видел ни одного “против”, почему этого не может быть, и надеялся на такой исход. Вот так вот, имея только Варкрафт, играть в Старкрафт. А что, что-то не так?
1997 год. Запуск игры, заставка, стилизованное меню. Эмбиент, новая игра. На выбор предоставлена троица: человек, кто-то похожий на Чужого, и какой-то инопланетный немного гуманоид. Наведя мышкой на каждого, я получаю его сканирование, вижу скелет, тепловые особенности и ДНК каждого. Сильно отличающиеся друг от друга. Нажав на Зерга или Протосса, читаю уведомление, что начинать лучше за Терран, и я начинаю кампанию за людей. Окно брифинга. Металлическая обстановка ожидания. Наконец женский компьютерный голос даёт вводную, затем подключаются ключевые фигуры кампании и пытаются разобраться в происходящем. Миссия. Играют потрясающие атмосферные переборы, которые переплетаются в единое целое с ночным привкусом охранных туррелей. Через какое-то время кампанию землян мне пришлось прекратить. Запускаю кампанию зергов, попадаю в совершенно другую игру. Окно брифинга уже имеет другую атмосферу. В нём чувствуется психология роя, лишённая людской нервозности. Миссия. Отрешенное копошение настоящей, не пластиковой, полностью состоящей из плоти базы. Дроны мутируют, становятся отвратительной двигающейся биомассой, и оканчивают цикл живым зданием. Потом начинают играть тяжёлые электрогитары, так отлично подчёркивающие удалённость этого бытия от нашего. Протоссов я хуже помню, но будьте уверены, они так же отличаются. Заброшенный амфитеатр на чуждой планете из первой миссии, куда мы с небольшой опаской направляемся на помощь паукообразыми механизмами с полумёртвыми протоссами внутри - юнитами такими. Кнопка выхода, рабочий стол.
Чем в основном известна Близзард? Тремя сериями: Warcraft, Starcraft, Diablo. Второй Варкрафт(первый только мельком видел) не особо покорил меня, несмотря на его достоинства(кто-то даже недавно на стриме обалдел, ничего себе, говорит, как мультфильм, я думал старые игры вырвиглаз). Третий Варкрафт не раскрыл для меня себя полностью. Я ценю атмосферу и скилы первых двух Диабл, но не понимаю, как в них вообще можно играть. World of Warcraft, да, люблю, он ещё делался, видимо, старой командой, но этот текст не про него. То, что сейчас выходит: карточная игра, третий Диабло, Старкрафт2 – не особо для меня интересны, о последнем пару слов в конце. То, что выходило в олдскульные времена: почитаемая многими отвязная гонка, качественный логический платформер The Lost Vikings (Trine – это в основном аркада, а там полностью взаимодействие всех троих), мрачный платформер будущего Blackthorn, вы не поверите, с орками, и, вы не поверите, с укрытиями – довольно интересно реализованными. И что бы там ещё не вышло. Отменённый болью на сердце квест по Варкрафту. Думаю, почти всё перечислил. И остаётся только Старкрафт.
Этот Старкрафт выделяется для меня у этой студии очень сильно. По крайней мере в тандеме Старкрафт-Варкрафт-Диабло вторые два имеют для меня не очень много значения. А первый же получает от меня следующие номинации: 1. Очень атмосферная стратегия. 2. Самая атмосферная стратегия про космос. 3. Возможно самая атмосферная игра про космос. 4. Одна из самых атмосферных игр вообще. 5. Игра в которой я прошёл пять миссий из тридцати
. Такой вот большой разрыв. А ещё тут, как в никакой их больше другой игре, самые настоящие атмосферные ролики, на уровне с лучшими н\ф фильмами олдскульного кинематографа.
Уделю внимание ещё одной мысле, услышанной тогда мельком, и, может, ложно услышанной. Кто-то говорил тогда, что в игре на момент выхода графика была не очень. Странно. Она по определению не может быть не очень, потому что до 98 года были рисунки, картины, или как хотите их называйте, когда тебе дают краски-пиксели, и ты из них рисуешь, игры, приближающиеся к этому году брали от возросшего разрешения максимум, продолжая вкладывать душу в каждый пиксель, как и их собратья начала девяностых. Они просто рисовали. Именно в этом визульном стиле русские стремились делать свои rpg, от фэнтэзийных до постапокалиптических. Последующая за ним 3Д революция – это почти что прерогатива компьютеров, их исключительное право. И я вполне допускаю, что такой технологии могло бы вообще никогда не существовать. Я не понимал тогда, как оно работает. Когда ты смотришь на стену горы уровня первого Халф-Лайфа, а в ней нет пикселей, сплошная как будто бы застывшая мешанина. Я тогда думал, что графический ускоритель сильно закручивал картинку стены, из-за чего она размывалась, но из-за большой скорости казалась неподвижной. Я и сейчас могу предоставить от себя только такое предположение, просто это уже стало привычным. И мне очень сложно понять, как красивая картина может быть не очень, наверное это удел переигравших.
Ещё эта игра стала для меня символом рассвета и заката моей геймерской карьеры, обрамляя её с обеих сторон. Я играл в неё в 1997 году, когда только появился компьютер, я почти прошёл её второй раз 2005 году, когда пришлось душой уйти в какой-то другой виток жизни(и это не так хорошо как звучит). Первый раз, как уже сказал выше, я прошёл лишь пять миссий, и тут мы знакомимся с шуточкой Близзард. С таким же усердием, с каким она сейчас оказуаливает свои игры, с тем же усердием она не давала в них раньше играть обычному парню, не обременённому желанием тыкать мышкой как совокупляющийся кролик и нагибать соперника, использующему её как средство для общения с игрой. И ведь никто не просил оказуаливать, просили, придя, скажем в качалку, где все поднимают 70-кг штангу, просили себе 50-кг, чтобы испытывать такую же нагрузку как они. Никто не принёс бы тебе надувную штангу вместе с цыганским хором мальчиков-зайчиков, раскидывающим конфетти, и чёрным американским президентом Баракой Абамой, делающим себе операцию на белую кожу, и присваивающего тебе звание сержанта сержанта главного сержанта. Я ещё в стратегии “Эпоха Империй”, по-моему, играл на самой лёгкой сложности из пяти, и еле успевал отбиваться от посылаемых по морю трирем и т.д. Здесь мне не дали возможности подогнать игру под себя. Мне в этой игре даже было страшно, я боялся зергов, боялся их тогда, когда они вылезали из-под земли. Тут был единственный раз в моей жизни, когда у меня двухмерная картинка казалась трёхмерной, это именно тот момент. И в той миссии, где я застрял, в крушении космического лайнера Норада II, где закопанные гидралиски поджидали меня везде, я просто не смог совладать с ситуацией. Они вылезали отовсюду, нападали на мои базы, и подрывали мои попытки прорваться к кораблю и починить сгорающего гиганта. Оборвав тем самым моё знакомство с этой игрой. Я там, конечно, прошёл чуть позже с кодами, но вообще не прочувствовал так игру ни на грамм. Интересно будет заметить, что я, конечно же, прошёл эту миссию второй раз, но у меня там была всё та же версия игры 1.0; а когда я относительно недавно решил(услышав музыку), пройти игру ещё раз, стояла самая последняя версия, и прохождение, начиная со второй кампании, было адом: за двадцать минут я отстраивал нужные технологии и выполнял стартовые условия, а потом ещё сорок минут нудно добивал врага, потому что он управлял каждым юнитом, ловко разводя мою ударную группу и нанося болезненные удары, да и баланс юнитов там другой.
В пользу поощрения нубства добавляет ещё и момент атмосферности. Конкретнее он связан с той последней пятой миссией. Я сейчас глянул их список, и могу вкратце рассказать о каждой из них, хотя думал, их было больше. Обучающий лагерь. Заставка. Первая миссия с Рейнором в небольшой скалистой глубинке. Вторая миссия уже страшная, и вылазящий из земли как будто трёхмерный зерг, и база опутанная роем. Третья. В отличии от моего последующего прохождения этой миссии, когда я чувствовал себя комфортно в её конце, первый раз я окончил, как, возможно, и задумывалось авторами. Большую часть времени я с горем пополам отбивал нападения зергов, но в последние минуты их масса прорвалась в мою базу, и космолёты эвакуации подоспели как раз тогда, когда кучка людей и пара горящих зданий чудом оставались живым островком в потоке зергов, готовые исчезнуть под живой волной уже в следующую минуту. Четвёртая миссия довольно интересная. Нам дают кучку юнитов и типа шпионское задание. Благодаря отличным наборам визуальных шаблонов внутренностей здания вместо планетных, это было действительно брождение по металлическому комплексу из недалёкого будущего. И вот она пятая. “-Ах ты свинья! –Я ж ничего не сказал. –Я телепатка”. Захват базы в первой половине миссии, и самое интересное во второй. Внизу карты располагался вражеский остров в море космоса с системой ПВО по периметру. Сейчас бы я просто высадил десант в слегка зачищенной одной точке и разнёс вражину. А тогда это была скрытная операция. Я строил стелс-самолёты, копил энергию, терпел поражение от башен ПВО, но всё-таки находил лазейки и отстреливал из невидимости вражеских солдат. Ночь, запотевшее стекло маски пилота, заканчиваю полёт до острова во тьме, зелёные кнопки на приборной панели слегка освещают кабину, время выполнять манёвры. И я и не подозревал о другом способе прохождения этой миссии.
2005 год. Что-то сподвигает меня поиграть в эту игру. Получаю совсем другие, но правильные ощущения, имеющие окраску той на тот момент моей компьютерной жизни, или просто жизни. Проводил какое-то время в интернете, когда были карточки на него. Изредка общался в чате на геймленде или некоем форуме, и там были люди, которых сейчас в интернете за малым банально нет, просто нормальные люди. Помню свежее морозное утро, как кто-то по другую сторону сетевого кабеля вынужден был отправится в университет, а мне же никуда не надо было идти, я посмотрел в окно, мысленно проводил его и вдохнул застывший и чуточку зимний воздух квартиры. Диск с игрой на тот момент был поцарапан, установленная игра его не видела но нагло требовала, а он каким-то чудом умудрился без ошибок сделать из себя на винчестер виртуальную копию, которую она увидела. Прошёл за людей, начал за зергов, и тут была интересная находка. От зергов я ожидал, в отличии от технологичных и точечных людей, рой, сплошную массу, которая как саранча проходит по всей карте и берёт количеством. Это я и сделал в одной из первых миссий, наплодив кучу зерлингов и через “идти и атаковать” отправил их с одного конца карты на другой, пожирая всё встреченное. Это было зрелищно. Но вот потом был сплошной тактический Коммандос. Сильно стеснённый в ресурсах, я мутировал летающих муталисков в кучку антиназемных медленных летающих хреней, и долго подступал к базе людей на высокой скале с разных сторон, отстреливая одиночек и уклоняясь от ударных групп. Тихое, странное времяпровождение за игрой. И тут мы знакомимся с шуточкой переводчиков. У игры было несколько переводов, но мой был озвучен просто идеально: он звучал в точности как оригинал, за вычетом некоторых эффектов типа дыхания в маске, а женский компьютерный голос был даже более атмосферен – что редкость, обычно перевод либо лучше, либо хуже, либо хороший, цельный, но не харизматичный. А тут танкист даже круто перепел английскую песню какой-то русской. Сохранены не обязательные для перевода реплики, наряду с ними органично соседствуют переведённые. Вообщем, все герои были на своих местах. Но вот ведь загвоздка, переведён он был почти машинным переводчиком, и да, это калиберда была вся хорошо озвучена. Так что во второй раз мне приходилось играть в две версии, чтобы сопоставлять русский и английский текст и понимать смысл – от этого даже болела голова, и из-за этих задержек я успел только пройти до середины третьей кампании протоссов, перед тем как время, отмеченное моим внутренним я на игру, истекло. Прощай протосс, медленно ступающий по сводам пустого здания на далёкой песчаной планете, я так и не узнаю, чем всё у нас кончилось.
Ещё эта игра и великолепный фильм “Звёздный Десант” чем-то похожи. В обоих есть схожие зерговские ПВО единицы, и большие жуки и гидралиски. Кто у кого стибрил? Шучу, конечно, оба продукта сделаны на славу.
Я не знаю, почему вторую часть сравнивают с первой, у них общее - одинаковый сеттинг со знакомыми расами и реалтаймовый стратегический геймплей. В остальном это совершенно разные игры. Вторая часть в целом отлично. Но неужели у сравнивающих настолько атрофировано чувство вкуса, что они не различают полотно художника и детскую мазню? Зилот из новой части подозрительно сильно напоминает представителя расы из WoW’a с голубым цветом кожи и щупальцами на подбородке(вылитый Дэви Джонс из Пиратов Карибского Моря), бегущего за эпическим квестом и
разговаривающего как человек. Зилот из первой части – это инопланетное разумное существо, со смачным ударом лезвиями и криком
“My life for Aiur!”, от которого поджимаются коленки, и хочется отдать ему ключи от квартиры где деньги лежат. Более того, в обсуждении этого ролика выделяется их, протоссов, то ли телепатическое, то ли лишь на половину находящееся в нашем мире произношение, и то, что это было передано. И это только маленькое звено обширной цепи. Нынешние парни просто посмотрели как было, и на этой основе сделали как умеют, сделали
стратегию реального времени проработав интересных юнитов и их мультиплеерное взаимодействие, и заставив меня выключить игру на второй или третей миссии, когда пошёл дождь не то из членов, не то из пластиковых зергов(до этого пытаясь плавно нагнетать атмосферу). Притом я сейчас дозрел, и хочу в игру поиграть, есть там кое-что. Те же парни делали
космос, честный космос, болели им. Где куча мелочей работала на общее восприятие. От эмбиента окна брифинга до живого сюжета, от полотен планет между миссиями до неподражаемой музыки, от напеваемой танкистом песенки до холодной враждебности космоса, от настоящего маскировочного безвоздушного самолёта будущего до проработки мира, о предысториях рас которого я с удовольствием прочитал то ли в теме этого сайта, то ли аг, то ли какого-то другого.