Рецензия на Expeditions: Viking

Автор: SNOR

Викинги оставили о себе жуткую память на Британских островах. Отчаянные северные мореходы брали что хотели, безжалостно убивали всех, кто сопротивлялся, загоняли остальных в рабство и почти ни с кем не считались. Сгоревшие поселения, разграбленные монастыри, горы трупов – всего этого было более чем достаточно, чтобы один только вид корабля с драконьей головой на форштевне вызывал леденящий ужас. Как раз походу туда и посвящена Expeditions: Viking, но тут уж нам решать, насколько он будет кровавым.

В Expeditions: Conquistador Logic Artists балансировала где-то между стратегией и ролевой игрой: смесью многословных текстовых приключений и пошаговых битв тот проект напоминал King’s Bounty. Теперь она взяла курс на классические партийные RPG – и, похоже, нашла свое призвание.

Хорошо там, где нас нет

Разработка: Logic Artists
Издание: Logic Artists
Жанры: RPG/Strategy (Tactics)/Turn-based/3D
Похожие игры: Expeditions: Conquistador, Dragon Age: Origins, Torment: Tides of Numenera
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Героине (или герою), получившей по наследству от покойного отца титул тана владения Скьерн, крупно не повезло. Отец был хорошим человеком и искусным воином, но на роль правителя совсем не подходил: предпочитал спихивать эти тоскливые обязанности на жену и бороздить Северное море на верном драккаре, снаряжая дорогостоящие походы в неведомые западные края. В одном из них отважный исследователь и нашел свою погибель, а подвластные ему земли тем временем пришли в полный упадок. На них вовсю разевают рты хозяева сопредельных территорий, и лидерство свежеиспеченного тана грозит быть очень недолгим – на альтинге (собрании вождей) в конце года ее способность управлять Скьерном, скорее всего, поставят под сомнение. Времени мало, и выход напрашивается сам собой – за такой короткий срок поправить дела клана может только что-то совершенно экстраординарное. Например, успешный набег на процветающие заморские города.

Кампания поделена на две неравные части: зимой разъезжаем по родной Дании, занимаясь приготовлениями, летом – уходим в поход, изучать далекую и неизвестную Британию. По структуре Viking похожа не на Expeditions: Conquistador и King’s Bounty, а на обычную партийную RPG вроде Dragon Age: Origins. Отмеченная символическим кружком дружина-хирд ползает по красивой стилизованной карте от локации к локации, внутри которых тан лично участвует в боях и бродит по улицам вместе с пятью товарищами, пугая игрока страшненькой моделью. А еще исследует симпатичные окрестности, болтает с жителями, берет задания… В общем, все как в лучших домах, не считая необходимости следить за часами. Чтобы нагляднее представлять себе процесс, загляните в запись нашей трансляции:

На все про все – лишь несколько месяцев, и на глазах постоянно маячит неумолимый таймер, отсчитывающий дни сперва до отплытия, а затем и до альтинга. Если вас аж трясет от мысли про дамоклов меч “дедлайна”, не переживайте: на карте время течет исключительно при движении отряда, а в локациях и вовсе замирает. Вдобавок его чуть ли не вдвое больше, чем нужно на самом деле. По многочисленным просьбам игроков авторы сделали возможность убрать ограничение, но для этого предстоит вручную править игровые файлы и распрощаться с достижениями в Steam. Что ж, поджимающие сроки – важная и неотъемлемая часть рассказа, и вводить соответствующую настройку было бы странно.

Вот механику привалов стоило бы освежить – навевающий скуку менеджмент из Expeditions: Conquistador переехал сюда без изменений. Останавливаясь на ночлег, мы всякий раз должны раздавать сопартийцам указания: выставлять часовых, посылать кого-то на охоту и в разведку, поручать заготовку еды, уборку, ремонт снаряжения, лечение раненых… Однако ситуаций, требующих пересматривать назначения, почти не бывает, и единожды придумав эффективный шаблон, вы уже вряд ли от него отойдете. Можно, конечно, доверить рутинную возню автоматике, но за ней все равно придется приглядывать, поправляя ошибки. Сложный механизм работает вхолостую, заставляя гадать, зачем он вообще нужен.

Смотреть галерею скриншотов Expeditions: Viking

Хороший тан уделяет внимание не одним лишь походам. С помощью найденных или купленных ресурсов мы можем развивать свой поселок, возводя и улучшая постройки, зачастую разными путями: скажем, длинный дом дают превратить либо в неприступную крепость, либо в нарядный медовый зал. Каждый апгрейд увеличивает одну из двух характеристик Скьерна: Prosperity символизирует его благосостояние, а Power – военную мощь. Хотя игра коварно об этом умалчивает, соблюдать между ними баланс абсолютно бессмысленно, поэтому приоритет желательно определить с самого начала. Выбирать надо с умом – набранные цифры потом обязательно повлияют на сюжет.

Влияют на него и поступки героини – нелинейностью истории и вариативностью прохождения Expeditions: Viking способна переплюнуть многих собратьев по жанру. Здесь полно интересных квестов, хороших диалогов с богатым набором ответных реплик, проверок атрибутов и разнообразных способов достижения цели. Самое обычное задание “расправься с разбойниками” порой предстает занимательным спектаклем с россыпью вариантов: без затей изрубить, пугнуть, притворившись начальством, неожиданно зарезать одного прямо во время разговора за счет высокой ловкости, напасть исподтишка… В завязавшейся драке даже убивать оппонентов не обязательно: специальный переключатель позволяет побеждать, нанося не смертельные удары, и изредка это приводит к дополнительным диалогам и любопытным последствиям – как, кстати, и наши собственные поражения.

Смотреть галерею скриншотов Expeditions: Viking

На более глобальном уровне решений ничуть не меньше. Островные королевства раздирают до жути правдоподобные политические дрязги, и группа могучих северных воинов имеет все шансы навести в округе шороху. Хотите жечь деревни и грабить церкви? Свергать монархов? Заключать дипломатические альянсы? Предавать союзников? Завоевать всю Британию? На здоровье, но не удивляйтесь, если призраки безвинно погибших начнут навещать тана во сне. Наяву же плешь проедят недовольные соратники – люди в дружине разные, и избранная вами дорога наверняка устроит не всех. Жаль, что хирдманы чересчур молчаливы: тут есть и яркие характеры, и задушевные разговоры у костра, и шумные конфликты, и любовные линии, но в целом общения с командой маловато, особенно по сравнению с той же Dragon Age: Origins.

Немного не дотягивают до желаемого уровня и пошаговые сражения. Гибкая ролевая система напичкана “перками” и хитрыми приемами, разработчики даже органично вписали в реалистичное средневековье “магию”, однако большинство умений обычно лежит мертвым грузом. Главную роль в схватках с недалеким ИИ играет позиционирование: избегайте “атак по возможности”, обходите противников с флангов, вовремя прячьте бойцов от вражеских стрел за укрытия (почти XCOM: EU, да), и маленький отряд будет непобедим. В каком-то смысле это логично – не зря же слава о несравненном боевом искусстве викингов гремела всюду, куда они заплывали…

* * *

В любом случае, это незначительная мелочь – как и несовременная графика, и “баги”, достававшие в первые дни после релиза. Суровая и циничная сага о власти и бремени выбора затягивает так, что о недочетах вскоре забываешь напрочь.

Оценка Riot Pixels84%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Quad/Phenom x4 2,6 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
12 Гб на винчестере

Core i7/FX-8350 3,4 ГГц
8 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
12 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Expeditions: Viking
Author Rating
51star1star1star1star1star