MC Pixel: Музыка в играх Remedy Entertainment

mc-pixel-img-14-04-2016-300x300.jpgПодготовка очередного выпуска MC Pixel растянулась на долгие 5 месяцев. За это время вышла куча интересных игровых альбомов, рубрике стукнуло 2 года, а на днях в продажу поступила дорожка Quantum Break. Вот мы и подумали – чем не повод вспомнить добрым словом Remedy Entertainment? В этом выпуске: саундтреки Max Payne, Max Payne 2: The Fall of Max Payne, Alan Wake и Quantum Break. Что, забыли о Death Rally? Вовсе нет – об этой знаковой работе Йонне Валтонена (aka Purple Motion) читайте тут.

max-payne-windows-front-cover__800x1143-210x300.jpgВпрочем, о первой Max Payne я тоже писал ранее. Но давайте не будем занудами – все-таки речь о личной вендетте нью-йоркского копа, талантливого акробата и обладателя самой язвительной усмешки на свете… В игре зима с метелью и градом… на смену одному полуразрушенному зданию приходит другая депрессивная декорация… на хвосте и бандиты, и копы… а камера со своими дьявольскими ракурсами превращает в аттракцион даже убийство бездомного наркомана, что уж говорить о криминальных «шишках»… Короче, и грустно, и смешно. Повод если не запустить игру снова, то хотя бы переслушать саундтрек.

Как и в Half-Life, музыка в Max Payne неинтерактивная, то есть «оживает» только в ключевые моменты. В остальное время нужно мириться с бездушным уличным шумом. В память глубже других западает главная тема с «нуарными» переборами пианино и лиричной гитарой, плюс «липкий» эмбиент-трек с редкими мелодичными всплесками, сопровождающий здешние «комиксы».

Тем не менее, композитор игры Кяртси Хатакка (Kärtsy Hatakka) не был бы собой и оказался бы предан анафеме фанатами Waltari, ограничься он перечисленным. Вместе с программистом и звуковым дизайнером Киммо Каясто (Kimmo Kajasto) Хатакка сочинил заводную, как апельсин, композицию Whack Him, вставил беспощадную гитару в Killer Suits, наконец, продемонстрировал мастер-класс по дисциплине «дуболомное техно» в The Flesh of The Fallen Angels…

Гитарные вопли с барабанной истерикой создают нужное «нуарное» настроение. Безумию вторит детский плач в коридорах из кошмаров Макса. Да и вообще… то струны «зажует», то пальцы композитора начнут царапать инструмент, то электроника возьмет и завоет исподтишка… Словом, альбом, как бы прост и короток он ни был, не отпускает. Так и тянет запустить игру и утолить меломанский голод, побаловавшись с пиротехникой в клубе Ragnarock или сыграв на пианино в особняке Анджело Пунчинелло.



max-payne-2-the-fall-of-max-payne-windows-front-cover__800x1067-225x300.jpgОт тем Max Payne 2 веет той же меланхоличной холодрыгой, что и в оригинале. Неудивительно, ведь ими занимались, опять же, Хатакка и Каясто. Ну, разве что еще Пертту Кивилааксо из Apocalyptica со своей виолончелью подключился.

Main Theme из первой части переработали с упором как раз на партию виолончели. В итоге звучание преобразилось: трек насупил брови, ритм теперь изображает биение сердца, а обилие струнных вызывает ассоциации с классикой. Ее сдержанный почин поддержала Max’s Passion – Mona – лиричная до жути и сочетающая мрачные клавишные с бьющей током гитарой. Еще запомнились Max’s Choice – Duty vs. Passion (какой гобой! какой клавесин!), Max’s Duty Corrupted – Winterson (вступление в духе Die Antwoord) и, конечно, Max’s Nightmare (переработанная «кошмарная» тема из оригинала).

В целом, от предшественника саундтрек Max Payne 2 отличается оркестровой миной и большей мелодичностью (возьмите хоть бодрую Mona – The Professional). Но почему же при упоминании игры редкий слушатель называет имена Хатакки и Каясто? Во всем виновата «Late Goodbye» от Poets of the Fall – лучшее, что здесь есть. Да, это сто лет назад сказал коллега Владимир Горячев, а я вот взял и повторил.




Alan_Wake-Original_Score__cover1200x1200-300x300.jpgЕсли для Алана Уэйка Alan Wake стала творческим тупиком, то для финского композитора Петри Аланко (Petri Alanko, автор сумасшедшего саундтрека Trials Fusion) – настоящим прорывом! И главное, в отличие от Rockstar Games, Microsoft выпустила дорожку на диске.

Альбом приложили к «коллекционке» игры для Xbox 360. Правда, на пластинке сплошь лицензированные треки (The Black Angels, Dead Combo и др.), а от Аланко – только лучшее, A Writer’s Dream, Welcome to Bright Falls и еще пара мелодий. Не поверите, но мне A Writer’s Dream и Welcome to Bright Falls напоминают чудесную дорожку Shenmue. Тот же чувственный оркестр, те же мистические мотивы, разве что восточных инструментов нет, а вместо провинциальной Японии – провинциальная Америка.

Впоследствии на лейбле Sumthing Else Music Works вышла расширенная редакция саундтрека (а чуть позже собственным изданием отметилась Nordic Games Publishing). Она дает более-менее полное представление о проделанной Аланко работе. Он привлек к записи «живой» оркестр, благодаря чему мелодии звучат ярко (The Clicker), трагично (Waking Up to a Nightmare) и, что интересно, без обычного для симфоники пафоса. Помимо мелодичных моментов, нашлось место жутким трекам в духе Джона Карпентера (Cross That River) и вездесущему дарк-эмбиенту (Alan Wake Theme), под который «самое то» бродить по хмурым сосновым лесам. И, разумеется, в создании игры поучаствовали Poets of the Fall, представшие в образе вымышленной группы Old Gods of Asgard и отметившиеся прекрасной композицией War.




Quantum_Break_Original_Game_Soundtrack__cover1200x1200-300x300.jpgРади игры, основная тема которой, – эксперименты со временем, Петри Аланко надолго застрял в студии с модульными синтезаторами. Результат запечатлен на цифровом альбоме (Google Play, iTunes; или вы хотите на виниле? Предзаказ тут) – полтора десятка гипнотических композиций, сотканных из миллиона искусственных звуков, искаженных и изломанных (Dodging Bullets). Музыка, прямо скажем, на любителя, однако Аланко постарался разнообразить ритмы (Disappearance), удачно сымитировал оркестр (I Kept Waiting) и, наконец, вдогонку Alan Wake, сочинил ряд прекрасных клавишных партий (Goodbye? Again; Beth). Словом, саундтрек Quantum Break занял место между настораживающим Alan Wake и безбашенным Trials Fusion (Don’t Stand In My Way, Suite for Time and Machines).


Мнение

oleg_bocharov__image314x324-291x300.jpgС нового выпуска MC Pixel мы решили привлекать к обсуждению игровой музыки небезызвестных журналистов. Первым своим мнением поделился Олег «Апельсин» Бочаров – ныне редактор Maxim, в прошлом главред Painkiller, автор «Игромании», «Хакера», Absolute Games и кучи других изданий.

ОБ: Видеоигры – совсем не кино, есть одно отличие. Ведь фильм ты посмотрел один-два раза, а потом из любви к искусству саундтрек покупаешь/скачиваешь и песни оттуда заводишь. А вот в игру можно играть неделями, месяцами, а то и десятилетиями, за это время даже гениальный саундтрек способен сто раз надоесть. Поэтому я когда играю, как правило, завожу какую-то постороннюю музыку из своей коллекции.

Если подумать, то от серии игр Tropico я, может, и купил бы коллекцию тамошней кубинской веселухи, хотя у меня и так есть с десяток дисков подобной музыки. Из любопытства сейчас ввел на сайте Amazon запрос «game soundtrack», и некоторые результаты есть – из новинок показались саундтреки Tom Clancy’s The Division и Far Cry: Primal на аудио CD. Судя по комментариям пользователей, некоторые покупают эту музыку, еще даже не поиграв в саму игру.

Из большинства PC-игр саундтреки легко извлечь, а иногда они вообще дополнительно прописаны в CD-A формате, как саундтрек Quake от Трента Резнора – игровой диск можно было слушать на обычном CD-плеере. И поэтому, видимо, мало кто заморачивается с выпуском отдельных изданий. Но вот на виниле было бы забавно, наверное, напечатать что-то из этого. Интересная бизнес-идея, надо подумать. Саундтрек Fallout на теплом ламповом виниле – я бы повелся, точно!