Давайте поближе именно к ценам? Как вообще началось ценообразование и откуда взялись региональные цены на игры в пресловутом стиме?
Вот исторические факты, которые помогут взглянуть на нынешнюю действительность и её справедливость. Заранее извините за "многабукав"
В 90-х и начале 2000-х электронные развлечения были на рынке единой нишей. В одном котле варились и музыка на кассетах и CD, и кино на VHS-кассетах, CD и DVD, и совсем где-то рядом находился софт и игры. В столицах и миллионниках они были в основном на радиорынках (или на обособленных площадях на больших вещевых рынках), в городках поменьше (райцентрах) - музыка, кино и игры были иногда под одной крышей (в одной палатке, павильоне), иногда разнесены по разным, но всё равно это и для торговли, и для народа было где-то рядом, была одна сфера.
Я это всё к чему так издалека захожу. В торговле было, грубо говоря, не такое уж явное различие между аудио-видео-игровой продукцией. Потому что всё было поштучно. Не в элитарном-снобьем смысле "штучный товар", а вот так. Кассеты по 40 рублей "заграница", по 30 рублей "наши". Диски по 80 и 60 в той же нехитрой градации. Кино тоже всё по, например, полтиннику за один фильм на кассете и по 75 за кассету с двумя фильмами. Даже не в палатке на рынке, в отдельно стоящем тематическом магазине (или видеопрокате) был тот же принцип цены - на весь ассортимент, знай только выбирай.
В этом грубом примере с ценами смело делаем поправку на инфляцию и конкуренцию, то есть где-то когда-то были кассеты по 30, где-то по 60. Идея в том, что цена при выборе не была определяющей (она и не должна быть, в масскульте-то). Цены могли варьироваться в зависимости от носителя, когда появлялись игры (или музыка) на 2 и более дисках. Тогда цена увеличивалась почти прямо пропорционально. Например, Quake III на 1 CD - 70 р., а Unreal II на 2 CD - 140 р.
Двадцать лет назад условные Вася с Петей не знали ничего ни про какие 60 баксов за игру, им просто неоткуда было узнать. Васю послала бабушка за курицей на рынок, он по пути забегал к Пете, они вдвоём могли взять игру от "Фаргуса" или фильм посмотреть за один и тот же полтинник.
С приходом лицензии (не будем подробно о том, что она отпочковалась от пиратки, уже оффтоп) на рынок игр ценам пришлось конкурировать с этой первобытной моделью "всё по X" вещевых рынков. То есть те же ранние лицензии вполне укладывались в ряд дисков по соточке, отличались только чуть лучшей полиграфией и возможностью позвонить в техподдержку (рискованное занятие само по себе, так как междугородний звонок мог в итоге стоить как диск).
Не сразу в магазинах и продавцы научились чётко различать "пиратки" и "лицензии". Первично было понятие диска (не забываем принцип штучности). Пиратки тоже освоили упаковку в плёнку (да с защитной полосой! да с голограммой!), но тема не совсем про это - хотя этот виток конкуренции (плюс инфляция) привёл к штучным ценам уже не по 100, а по 200. Повторюсь, это грубый порядок цен, не у Васи с Петей, а у Саши с Мишей могли быть локальные цены +-25 %.
Это всё события небольшого периода, 1998-2003 годов. Из 2020 выглядит мимолётно, но это определённый культурно-экономический пласт.
Вот откуда, как видится, психологическое несогласие и разговоры о несправедливости региональных цен. Потому что даёт о себе знать память о 250 за "фирму" (Бука по сравнению с Фаргусом - ну а чем не фирма) как об обычной (нормальной, справедливой) цене. От этой обычной цены и пошли региональные цены в Steam. Они происходят от прокуренного ларька с дисками на базаре в Энске, тридцать третьего в ряду ларьков с колбасой, пивом, конфетами, носками и карандашами.
В общем, ценообразование игр в России в его нынешнем виде можно проследить по ряду "кассета пустая" (5-10 р.) > "кассета с записью" (15-25 р. с вкладышем набранным на машинке или матричным принтером) > "кассета фирменная" (30-40 р. с полиграфией) и так далее, с поправкой на инфляцию, на переход от кассет к дискам (и от CD к DVD в дальнейшем).
Справедлива ли для меня цена 300 р. за компьютерную игру? За игру уровня качества хитов той эпохи становления рынка до 2005 г. включительно - абсолютно да. Никаких проблем (кроме технических, с совместимостью на новых железе и ОС). Примеры: Painkiller, Far Cry, Vice City, NFS MW, Prince of Persia WW, HL2, Splinter Cell Теория Хаоса.
Справедлива ли для меня цена 500 р.? Тоже да. За оптимизированную, красивую, звучащую, бросающую вызов. Watch Dogs, Darksiders, Dirt Rally, Shadow Warrior 2.
Справедлива ли для меня цена 1000 р. и более? Редко. В покупку морально вкладывается признательность авторам за прошлый опыт (игры пройденные в пиратке). GTA V, DOOM (2016).
Я понимаю цены в 1500-2000 и выше. Они не поражают воображение, вполне укладываются в выросший в 3 раза курс доллара. Они по-своему справедливы, но в этом случае я сам дождусь скидки. Мне не горит.
Цены в 3000 и более - для меня это уже должна быть не только цифровая копия, а и какой-то сувенир (коллекционное издание?), но что бы я лично вот взял и купил затрудняюсь сказать, допускаю, что не будет у меня таких покупок.