решил перейти на новую модель чтения, назовем ее, скажем, "пых-чих". Суть такова: чередовать non-fiction с, соответственно, fiction.
У меня что-то последнее время художка совсем не идет, что не возьмусь - как-то очень быстро становится очень скучно. Дальше всего прорвался в "Благоволительницах" Литтела и Куковском "Черном отряде".
Благоволительницы - это такой супершедевр современной прозы, лауреат Гонкуровской премии, бестселлер и все прочее. Суть такова: ГГ - эсэсовец, занимающийся уничтожением евреев на Восточном фронте. Пикантная особенность в том, что персонаж в отличие от своих коллег является "3,12..ом" не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова. Собственно, значительная часть текста представляет собой описание разнообразных массовых казней (кровавые реки, мозговые берега), которые периодически перемежаются гомоэротическими фантазиями и актами героя (бонусом идет инцестуальная сюжетная линия про его сестру). Так как этого само по себе недостаточно, чтобы стать шедевром современной литературы, то персонаж вдобавок страдает приступами какой-то странной диареи и немалый объем текста (бОльший, чем суммарные ультронасилие+гомоэротика) занимает не лишенное подробностей описание дефикации героя.
На самом деле автор далеко не бездарен и читать это совсем не так отвратно, как пересказывать. Сама по-себе книга - история про то, как человек, считающий себя вполне неплохим и совершенно чуждый тоталитарной системе, тем не менее, становится ее частью. Помимо прочего, книга, значительная часть которой происходит на оккупированных советских территориях, удивительно выделяется отсутствием хоть сколько-нибудь серьезной "клюквы" (автор достаточно долго жил в России) и выгодно смотрится в этом плане в сравнении не только с закардонными авторами, но и со многими нашими современными соотечественниками, которые в книгах о войне тоже часто начинают пороть какую-то дичь. Книга легко читается, там есть колоритные картины советского Кавказа глазами иностранца и, например, рассуждения о том, как в советские времена создавалась письменность для народов Кавказа... И если б выкинуть из книги все эти физиологические мерзости, то было б даже очень. Да и так, я бы скорее рекомендовал, чем нет, если вы не сильно чувствительны ко всем этим чудесным тенденциям современной глубокомысленной прозы.
Но я сломался где-то на середине и вспомнил, что не читал широко известный в узких кругах Черный отряд.
Его я осилил где-то аж на 3/4. Действительно годная беллетристика, автор которой прекрасно понимает, что главное в таких книгах - крепкая фабула. Поэтому в книге постоянно что-то происходит, меняются декорации и персонажи... Но все-таки этот суматошный калейдоскоп без особой глубины меня к середине книги утомил - будто читаешь не саму книгу, а ее краткий пересказ, одни события, без подложки.
Так что я устал и ушел в уютное лоно патриотического нон-фикшена - "Взвод" Прилепина. Книга, как будто созданная для списка внеклассного чтива за 9-й класс - биографии русских писателей-военных до 1799 г.р. включительно. Очень емко и очень ярко написано и про саму эпоху, и про жизнь этих людей, и про литературное творчество, причем с перспективой дальнейшего влияния на русскую литературу. И биографии у людей действительно интересные были, жизнь какого-нибудь Бестужева-Марлинского даст сто очков форы любому приключенческому роману, да и старику Державину было, что вспомнить.
Изменено: art477, 27 Январь 2019 - 13:52