В феврале сайт Kotaku опубликовал статью о парадоксальной любви японцев к Monster Hunter. Популярная на родине, эта ролевая серия почему-то не снискала большого успеха в западных странах. Как выяснил автор статьи, залогом популярности стал «кооператив», помноженный на характерный для японского общества коллективизм. В рейды на сказочных тварей порой ходят целыми офисами, причём для многих MH стала первой видеоигрой.
Гуляя в прошлый четверг по историческому комплексу «Линия Сталина», который компания Wargaming арендовала для празднования своего 15-летия, я вспомнил ту статью. Пусть традиции в России и Японии – разные, но эффект у Monster Hunter и World of Tanks поразительно схожий. Онлайн-шутер «про танки», поначалу популярный среди знатоков жанра, протаранил кирпичную стену в доселе незанятый сегмент рынка — “женатые мужчины от 35».
Мне довелось побывать на еженедельных собраниях одного из городских WoT-кланов (одного из трёх, учитывая, что население моего подмосковного Клина — всего 90 тысяч человек). Эти виртуальные танкисты не ждут, затаив дыхание, информации с выставок, не покупают игровые журналы и знать не знают про «Riot Pixels». Многие из поклонников — семейные люди, для которых «танки» стали неожиданно увлекательным развлечением и способом найти новых друзей. Раньше мужики ходили на рыбалку, а теперь, нацепив гарнитуры, обсуждают, как лучше взять штурмом чужую базу.
Охватила «танкомания» и знаменитых людей, правда, даже сами разработчики не хотят знать, кто и под каким псевдонимом участвует в битвах. «Мы глянули первые несколько строчек списка и решили, что ну его на фиг – лучше спать спокойно будем», – объяснил директор Wargaming Виктор Кислый на пресс-конференции. Журналистов собрали, кстати, не абы где, а в Национальной библиотеке Беларуси. Там же официально объявили об открытии 16-й студии в Остине, штат Техас; она займётся интеграцией технологий в единую платформу, что позволит ускорить разработку игр и создание патчей.
Хотя, конечно, пишущую братию везли в Минск не пресс-конференции ради. В четверг на «Линии Сталина», где только готовились к масштабной праздничной вечеринке, снимали кино. Все 170 журналистов надели форму солдат РККА и снялись в трёх сценах на фоне настоящих окопов и танков. На соседней «площадке» их ждали средневековые рыцари, а позже каждый изобразил две эмоции — грусть и восторг — на фоне «зелёных экранов». Что в итоге получится, Wargaming пока не говорит; ясно лишь, что эти эпизоды смонтируют с другими сценами, отснятыми ранее, в 8-10-минутную короткометражку. Как только получим готовый ролик — опубликуем.
А в пятницу было главное. Wargaming привезла на юбилей не только мировую игропрессу, но и 85% персонала из всех офисов. Такое вавилонское столпотворение можно встретить разве что на Е3 или gamescom, даром что здесь масштаб поскромнее — «всего» 4000 человек. В небе рисовала «петли Нестерова» пилотажная группа «Русь», на сцене зажигали «Лепреконсы», «Би-2», Hurts и The Offspring, 7-минутный праздничный салют совместили с красивым лазерным шоу, а для охотников за сувенирной продукцией приготовили кучу самых разных мини-игр. Ещё открыли тир, где давали пострелять из трехлинейки, «шмайсеров», «калашей», луков и арбалетов, чуть поодаль народ прилипал к броне танков и БТРов, рассекавших по полю.
Мне довелось выступить с короткой поздравительной речью со сцены (правда, звук, говорят, получился отвратным), дать интервью для подкаста Сергею Климову из Charlie Oscar, поболтать немного с Джоном Рикителло — день удался, несмотря на простуженное после киносъёмок горло. Ну и увидеть, как лихо глава международной компании «слэмится» под хиты The Offspring в окружении сотрудников из различных офисов Wargaming.
Здорово, что заработанные миллионы не лишили Wargaming блеска в глазах. Похоже, они только разгоняются и свернут любые горы.