«Блицкриг 3»: первые впечатления

logo-blitzkrieg-3-first-impressionsАвтор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Знаете, что такое настоящая национальная гордость? Я хорошо помню период, когда эти слова были в российской игровой индустрии не пустым звуком. Ряд студий, и Nival в их числе, выпускали проекты мирового класса, а мы искренне радовались тому, что западные заказчики поручали нашим работу над популярными брендами.

Сейчас времена изменились и гордиться почти нечем. Но ведь по-прежнему очень хочется! Вся обида на очернение подвигов в Company of Heroes 2 – как раз оттого, что в нашей стране так долго не делали приличных стратегий о Великой Отечественной. Будь под рукой достойная альтернатива – кто бы обратил внимание на эту грязь?

Как известно, спрос рождает предложение. Вскоре после скандала Nival представила «наш ответ Чемберлену» – «Блицкриг 3». Правда, лично мне торопливый, хоть и своевременный анонс особых надежд не внушал. Тогда разработчики не смогли даже внятно объяснить, каков принцип монетизации. Не успокаивали и былые заслуги компании – последние семь лет она издавала корейские MMO и штамповала поделки для мобильников.

Однако я все равно верю в лучшее, поэтому в питерский филиал Nival, куда на прошлой неделе пригласили игровую прессу, отправился с интересом.

За ценой не постоим

Разработчик: Nival
Издатель: Nival
Жанры: RTS/Online-only/Isometric/3D
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Основана или нет «Блицкриг 3» на модели free-to-play – вопрос, на мой взгляд, важнейший. Вы вряд ли расстроитесь, если ерундой окажется развлечение, которое можно опробовать даром. А вот потратив тысячу, вправе рассчитывать на соответствующее качество.

Ранее слова авторов в разных интервью противоречили друг другу. Теперь официальная позиция недвусмысленная: «В релиз «Блицкриг 3» выйдет как платная игра, состоящая из трех кампаний и сетевого режима». И все же, что именно это значит?

«Блицкриг 3» включает в себя классический «сингл» и асинхронный мультиплеер, чьё устройство напоминает “мобильный” хит Clash of Clans и его клоны. При этом между собой они связаны слабо, из-за чего трудно отделаться от мысли, что многопользовательская «половинка» здесь главная, а одиночную добавили, чтобы оправдать ценник. Просить деньги за чисто онлайновый проект с такой механикой никто бы не осмелился.

Я вовсе не отговариваю голосовать за «Блицкриг 3» рублем. Просто если в RTS вас привлекают исключительно баталии в интернете, разумнее подождать, пока не появится бесплатная версия клиента. В том, что это не за горами, я не сомневаюсь.

Смотреть галерею скриншотов “Блицкриг 3»

На фронте

Для тех, кому мало что говорят термин «асинхронный» и сравнение с Clash of Clans, мультиплеер «Блицкрига 3» следует описать подробнее. Вы не будете сражаться с другими игроками в привычном смысле, когда все одновременно сидят за своими компьютерами и управляют армиями. В каждом матче напрямую участвует лишь один человек — «атакующий», который должен за 15 минут захватить все ключевые точки.

«Обороняющийся» выступает в роли дизайнера карт, создающего в несложном редакторе уникальную миссию. Сейчас он может только расставлять войска, укрепления и минные поля, но в будущем авторы введут настройку модели поведения и элементарные скрипты, чтобы защитники наносили контрудары, а не покорно ждали своей участи.

Звучит не очень впечатляюще – казалось бы, чего стоит перебить кучку юнитов, которыми искусственный интеллект толком и не руководит. Однако ваши отряды тоже немногочисленны, таймер тикает, а врагов скрывает «туман войны». Если оппонент попадется хитрый, он составит из мин и засад настоящую западню. Даже вызов артиллерии, позволяющей проредить его силы, помогает не всегда. Приходится серьезно думать над любой командой.

Кроме того, «Блицкриг 3» предъявляет немалые требования к микроконтролю, даром что правила просты. Одни подразделения эффективны против пехоты, другие – против техники, которую, конечно, лучше расстреливать в корму или борт. Никакой возни со снабжением снарядами и топливом. Особых умений у бойцов тоже нет. Самые замысловатые приказы – сдать назад, развернуться на месте и штурмовать постройки. Ремонт потерявших подвижность танков – автоматический. Когда иные факторы отсутствуют, именно верный выбор позиций и виртуозные маневры решают исход боя. Тактика «отправил и забыл» здесь работает плохо.

Смотреть галерею скриншотов “Блицкриг 3»

В тылу

От того, сколько контрольных точек удалось занять, зависит добыча. Ресурсов тут два: припасы тратятся на возведение зданий, горючее – на вербовку войск. Для планирования обороны не нужно загружать специальный редактор – если сравнить «Блицкриг 3» с World of Tanks, то можно сказать, что все задачи по обустройству базы идут в «ангаре», где рукой подать до кнопки «В бой!».

Игнорировать защиту нельзя, потому что атаки на родное логово разоряют казну. Даже если вы остаетесь в плюсе, это замедляет развитие. Пока что «прокачка» не слишком увлекательная – просто несколько уровней казарм и заводов, на каждом из которых появляются 3-4 более мощных типа юнитов. По всей видимости, позднее ее как-то усложнят.

Отдельно отмечу, что Nival полностью отказалась от «таймеров», знакомых по мобильным проектам. Покупки попадают в ваше распоряжение сразу после списания виртуальной валюты, потому и связанных с этим микротранзакций в «Блицкриге 3» нет. Не будет и платных преимуществ в сражениях. «Премиум» влияет только на приток ресурсов, а единственный способ ускорить набор опыта – избегать лишних потерь.

Игрокам, стремящимся улучшить результаты, разработчики позволят изучать записи прошедших боев и устраивать пробные штурмы своих укреплений. Чтобы выдумать эффективную тактику, им придется также разумно назначать генералов, накладывающих определенные бонусы и штрафы на всю армию.

Смотреть галерею скриншотов “Блицкриг 3»

Распутица

В общем, уже сейчас система выглядит продуманной и неплохо отлаженной. Правда, карт маловато, да и миссий, изготовленных в ходе внутреннего тестирования, тоже немного. Это наверняка станет серьезной проблемой: пользователи нарисуют тысячи всевозможных сценариев, но повторяющиеся ландшафты начнут мозолить глаза еще быстрее, чем в World of Tanks.

Ведь там вы всякий раз объезжаете лишь кусочек уровня, а в «Блицкриге 3» должны захватить все ключевые точки. Рискует скоро надоесть и сама игровая механика. Впрочем, авторы обещают регулярно выпускать новые локации, ну и традиционный соревновательный мультиплеер добавят, если народ попросит.

Продлить жизнь проекта и порадовать поклонников предыдущих игр серии Nival также рассчитывает за счет одиночных кампаний. В базовой версии их заявлено три: наступление на Берлин, высадка в Италии и немецкий поход во Францию в 1940 году. В каждой, судя по представленной нам «альфе», будет по 7 миссий.

В отличие от сетевого режима, который можно было исследовать вдоль и поперек, из «сингла» показали только одну из первых битв, изображающую десантную операцию «Ниви». Окончательно судить о его качестве рано, однако то, что я увидел, мне совсем не понравилось.

Настолько незамысловатый геймплей был уместен в RTS десятилетней давности, вышедших до Company of Heroes. А скромная графика, на которую не обращаешь внимания в мультиплеере, здесь раздражает взгляд. Искупает это лишь завышенная сложность: если дело не в шероховатостях баланса, кампании «Блицкрига 3» придутся по душе любителям настоящих испытаний.

* * *

Как игра чувствует себя в боевых условиях, мы узнаем уже в феврале, когда стартует альфа-тест для тех, кто оформил предварительный заказ. Позднее запустят «бету», а где-то к концу года поспеет полная версия.

Стоит ли «Блицкриг 3» 995 рублей – пока неясно. Сетевой режим кажется мне перспективным, но подходящий ему формат – несомненно, free-to-play.