Рецензия на Metal Gear Survive

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

«Я сижу и смотрю
В чужое небо из чужого окна,
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам
И туда и сюда, обернулся
И не смог разглядеть следы».
«Пачка сигарет», группа «Кино»

Дит – крайне неприятное место. Он похож на Землю, только над большей частью его территории нависает очень плотный и вредный для здоровья пылевой «туман». Всепроникающая субстанция губит любую форму жизни, кроме «рогатых бродяг», обитающих в ней и – иногда – встречающихся вне нее. Эти безмозглые создания повадками напоминают классических зомби, но ими фауна Дита не ограничивается. Хорошо, что умирающие леса и равнины можно изучать в компании друзей!

Подождите секундочку. Что значит «кампания не поддерживает кооп»? А почему тогда Metal Gear Survive требует постоянного подключения к сети? Нет, серьезно – всю игру бегать одному? Стойте. Откройте портал. Откройте портал, я хочу обратно на Землю! Откройте портал!!!

Последний герой

Разработка: Konami Computer Entertainment Japan
Издание: Konami
Жанры: Action (Shooter)/Tower defense/Stealth/Online-only/3rd Person/3D
Похожие игры: State of Decay, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, Dead Rising (серия), How to Survive (серия), Killing Floor (серия)
Мультиплеер: (2-4) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

К Metal Gear Solid V можно относиться по-разному, но то, что она во всех смыслах необычна, – несомненно. Остается гадать, какой бы она была, если бы Konami позволила команде Хидэо Кодзимы довести ее до ума. Расставшись со своей главной «звездой», японская компания сохранила контроль над культовой вселенной. Вариантов у издательства было немало: сделать ремейк какой-нибудь старой Metal Gear на Fox Engine; предложить PlatinumGames заняться Metal Gear Rising 2; хотя бы частично завершить работу над многострадальной The Phantom Pain, залатав самые заметные дыры в ее сценарии. Из всего многообразия возможностей Konami выбрала совершенно неожиданный вариант: tower defense, скрещенную с «выживалкой», в мире, забитом ходячими мертвецами.

Смотреть галерею скриншотов Metal Gear Survive

Звучит предельно скучно, однако из концепции мог выйти солидный конкурент State of Decay. Сюжет заочно нелюбимого фанатами Кодзимы ответвления не безнадежен, хотя в полной мере он раскрывается лишь к самой концовке. Наш герой (или героиня), именуемый «Капитаном», на момент трагической развязки Ground Zeroes был обычным солдатом армии Биг Босса и, в отличие от начальства, не смог вовремя покинуть базу. Каким-то чудом пережив и нападение XOF, и появление в небе «червоточины», он исчерпал запас своего везения. Дело в том, что некий тип по кличке «Гудлак», внешне смахивающий на Лоуренса Фишборна, некоторое время спустя нашел, а вскоре прямо-таки насильно запихнул безмолвного беднягу в портал, ведущий в по-настоящему жуткое место.

Познакомившись с «аборигенами» и каким-то образом оказавшимся тут Ривом (по иронии судьбы – бывшим членом XOF), мы находим ИИ, чьи советы и помогут выжить в агрессивной среде. Два незнакомца в самом центре неизвестности долго не протянут, поэтому мы должны бегать по Диту, попутно разыскивая других выживших – будь то случайно попавшие сюда гражданские вроде медсестры Миранды, или участники экспедиции «Харона», специально отправленной для изучения этого измерения. Впрочем, едва ли кто-то из исследователей остался жив, но собранные ими данные тоже пригодятся для возвращения домой.

Связь всего происходящего с основными выпусками Metal Gear намного крепче, чем кажется поначалу, хотя на хронологию сериала Survive не влияет. Это типичный «фанфик», идеологически чуждый «шпионским» блокбастерам Кодзимы, даром что обустройство собственной базы и поиск новых боевых товарищей могли бы превратить его в отличную самостоятельную игру. Увы, все самое интересное начинается под занавес спектакля, когда большая часть кампании уже позади. А в ней NPC совсем никак себя не проявляют. Кому интересны примитивные диалоги скучных манекенов, которых и не пытались растормошить? Хотя в последних главах Konami делает вид, что мы уже хорошо знаем своих спутников, на деле даже их имена толком некогда запоминать, а зачем на Дит запихнули темнокожего не-помню-кто-он-по-профессии, я и вовсе не понял.

Смотреть галерею скриншотов Metal Gear Survive

Группа крови

Все эти болванчики в «поле» нам не помощники, а ведь первые вылазки в туман (это слово лучше отражает его суть, чем оригинальное «пыль») напоминают о другом известном сериале японцев – Silent Hill – и способны нагнать страху. Видимость почти отсутствует, со всех сторон зловещие звуки, да и вид очередного заброшенного блокпоста не внушает особого оптимизма. На незнакомой местности навигационное оборудование не работает – приходится ориентироваться по огням вышек и ящиков с ценными «рецептами». Вдобавок вся округа может быть очень плотно заселена бродягами, способными разобраться с Капитаном за несколько секунд.

На бумаге выглядит привлекательно, однако в «жизни» Metal Gear Survive поразительно схематична в своей монотонности. Чего стоят одни задания: большая часть из них – либо поиск кого-то или чего-то в смертоносном смоге, либо оборона специального устройства от волн врагов. Никаких сюрпризов, не говоря уже о том, что активация каждой точки быстрого перемещения – тоже tower defense-эпизод. Специфика такова, что в карманы Капитана влезает ограниченное количество укреплений, патронов и взрывчатки, которыми можно было бы останавливать толпы мертвяков. Потому-то все такие осады (они порой длятся свыше 15 минут, и это без перерыва на восполнение боекомплекта) в конечном счете похожи друг на друга как близнецы, ведь главные вещи в «рюкзаке» исследователя Дита – крепкое копье и сетка-рабица.

Проблема бродяг в том, что они почти всегда бегут к цели по кратчайшему пути, и установленная на нем баррикада создает для них немало проблем, даже если она будет шириной два метра и стоять в чистом поле. Учитывая корявость ближнего боя в Survive, я крайне не рекомендую экспериментировать с мачете, битами и т. п. Простенькая палка-копалка и невысокий забор – совсем другое дело: через преграду (пускай и довольно хрупкую – вам нужно следить, чтобы ее не снесли в мгновение ока) зомби вас не достанут, а вот вы их – еще как! Есть и бюджетный вариант: забраться на камень, контейнер или какую-нибудь будку и разить пустоголовых, сидя на корточках. Правда, работает он исключительно в тех случаях, когда врагов не привлекает что-то еще – то есть, почти всегда, когда вы просто изучаете округу. С другой стороны, в таких случаях от назойливых «единорогов» проще в буквальном смысле уйти пешком, если сбор лишних тысяч единиц энергии КУБ, которой оплачивают все подряд от готовки до нехитрой «прокачки», вас особо не привлекает.

Смотреть галерею скриншотов Metal Gear Survive

Конечно, зверинец в Survive включает больше одного типа монстров: есть и очень быстрые чудища, и взрывоопасные, и стрелки. Но что на первой карте (она представляет собой легко узнаваемый фрагмент Афганистана из The Phantom Pain), что на второй (кусок Африки) новые виды уродов чересчур малочисленны, чтобы серьезно влиять на ход большинства пятиминутных стычек.

До однообразных битв, изредка разбавляемых изучением «руин», которые превращают Metal Gear Survive почти в настоящий survival horror, еще нужно дожить. Ваш главный враг в Дите – вовсе не дикие животные, туман или его порождения, а черная дыра в желудке Капитана. Пить и есть нужно чуть ли не раз в десять минут, потому что голод и жажда существенно влияют на показатели здоровья и запаса сил. Да, со временем на базе можно разбить небольшой огород, а в клетки для животных посадить диких коз (предварительно оглушив их ударом кулака по голове с разбегу…), но дебютная треть сюжетной кампании – нехватка продовольствия и употребление грязной воды, чреватое болезнью. Ну а во время вылазок в запыленные зоны нужно следить еще и за третьей шкалой – воздуха. В постоянных заботах о завтраке и кислороде порой забываешь, о чем вообще эта игра.

Интересно, что в Дите просто нельзя найти что-то функционирующее или готовое к употреблению. Каждую тарелку супа вам придется варить собственноручно, а каждый ножик, каждый патрон и каждую мину – лично собирать в специальной мастерской. Konami не стала забивать голову разработкой полноценной экосистемы, поэтому значительную часть добра «на разбор» можно достать на уже «зачищенных» локациях: чудесным образом овцы, бутылки, стулья и прочий хлам возникают на старых местах после перезагрузки игры или с какой-нибудь периодичностью. Хотя бывают и неприятные исключения. Борьба с постоянным дефицитом всякой мелочевки, обостряющаяся примерно на середине кампании (когда вам говорят, что было бы неплохо делиться нажитым с товарищами, строить укрепления вокруг базы и т. п.), не столько бодрит и держит в тонусе, сколько усыпляет. Туман уже не кажется таким страшным, невозможность нормально сохранить прогресс больше не тревожит, а рейды за барахлом превращаются в рутину, которую, в общем-то, хорошо символизирует вездесущая невзрачность этого мира.

Смотреть галерею скриншотов Metal Gear Survive

Сделанная на движке The Phantom Pain, использующая ее объекты, анимации и многое другое, Metal Gear Survive выглядит как фанатская модификация. Ее пейзажи толком не разглядеть, из-за чего она напоминает опрятную, но ничем не примечательную серую мышь. А вот интерфейс очень раздражает, ведь с уймой разных клавиш и меню в меню в меню приходится иметь дело слишком часто: ремесло, лечение, прием пищи, управление персоналом – для всего нужно открывать отдельные экраны. Столь же неуклюж и сам Капитан, так что ближе к финалу я был рад, что могу прокрадываться мимо врагов: адский цирк в компании идиотского ИИ за 27 часов набил мне оскомину.

Мультиплеер лишь укрепил во мнении, что эта игра – печальное недоразумение, в которое добавили всякую всячину и ничего не довели до ума. Даже после долгого ожидания подбора игроков я так ни разу и не видел, чтобы в отряде были заняты все четыре позиции. Было бы ради чего ждать: «кооператив» по сути ничем не отличается от того, чем я занимался в кампании, – та же tower defense. Тогда лучше уж продолжать одиночные мытарства, чтобы увидеть новые классы, новых противников и опциональных «боссов». Все это добро Konami зачем-то припасла для тех, кто не сбежал сразу после финальных титров.

* * *

На фоне всего сказанного обсуждение микротранзакций в не бесплатном проекте – бессмысленное занятие. Хотя бы потому, что трата своего времени на такую игру – это уже само по себе серьезная ошибка.

Оценка Riot Pixels39%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-4460 3,4 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GTX 650
20 Гб на винчестере
интернет-соединение

Core i7-4790 3,6 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 960
20 Гб на винчестере
интернет-соединение

Summary
Review Date
Reviewed Item
Metal Gear Survive
Author Rating
21star1stargraygraygray