System Shock 2
Фух. Начиная с этой недели и до сегодня за один присест осилил. Игрался на работе, потому работы как таковой не было) Хотя начал я играть еще давненько, когда в ГОГе ее задаром отдавали. Вот и решил пройти. Но несколько забросил тогда, уповая на то, что сильно много надо на нее времени, чтобы освоить. Но после недавней альфы ремейка, которую как раз на выходных опробовал, решился взяться и пройти основательно. Забавно, что альфа повторяет точь-в-точь самый финальный уровень архитектурой перед самой-самой финальной битвой с Шодан.
Вообще знаком с игрушкой, по крайней мере держал ее в руках, еще очень давно. Со времен ее появления и появления первого семейного компютера. Т.е. в начале нулевых. Однако тогда в подобное я не осмелился садиться играть. Даже после прохождения первого Биошока (то-то я думал тогда, что есть какая-та связь между этими "шоками" ) все равно не решался осилить. Примерно в то же время были и Deus Ex (IW) (еще задолго до появления HR), которые по той же причине: "включил - увидел - удалил". Сильно замудрено для меня, решил я тогда. Да и в Биошоке был дизельпанк, а здесь не столь любимый в играх киберпанк. Да еще и с элементами рпг.
Игра очень сложна и трудна для освоения современным игрокам и по сравнению с теперешними шутерами. Обучение лишь поверхностное и показывает прописные истины. А вот, что делать дальше - лишь собственный опыт поможет. Ибо многогранная прокачка, куча барахла в инвентаре, камеры, взлом и прочая рпг-составляющая с самого же начала игры сильно озадачивает. Пытался смотреть прохождения в инете, чтобы вкратце хоть как-то подготовиться. Но все равно здесь решают личные пристрастия и опыт в играх.
Сперва хотел попробовать прокачивать пси-способности. Ибо в рпг никогда не любил играть магами. Закликивать до смерти мышь, чтобы закидать врагов фаерболами, а параллельно кастить всякие щиты и выпивать декалитрами ману - для меня сильно сложно Но и танки я тоже не любил. Дальний бой, лучник - самое мое. Но т.к. это в первую очередь шутер и в руках оказывается сначала гаечный ключ, а затем пистолет и дробовик, то пошел я по пути воина с пушкой наперевес. А в пси-способности не бросил ни одного модуля за всю игру. По максимуму прокачивал энерго-оружие и экзо. В которых пользы не так много и было. Потому как до последнего верный пистолет под рукой был всегда.
В общем впечатлений выше крыши. Как только освоился - понеслось. А чем дальше, тем больше вылазят другие прекрасные и не очень особенности игры. Это многоуровневые и как бы нелинейные, но пускай и примитивные карты и задания. Здесь в ход вступает карта, на которую я даже не обращал внимание первых часов 5 игры. Но когда началась беготня назад по 10 раз, пришлось изучать и ее. Она очень мелкая, очень подробная и очень непонятная на первый взгляд. Чтобы определить где и что - надо не с одну минуту. Не привык я в шутерах заострять на такие вещи внимание. Да и все линии каждого коридора так путают, что очень и очень злило. Со временем освоился конечно.
Но, честно, в середине игры, когда приходилось бегать между уровнями, подсматривал в гайды куда все же бежать. Ибо эти одинаковые и бесконечные коридоры словно муравейник: даже зная по памяти куда бежать - потратишь уйму времени, чтобы обогнуть эти бесконечные повороты и углы.
Отдельное слово про гайды. Т.к. видеопрохождение было не всегда выход (я играл не очень прямолинейно, да и поиски некоторых вещей в каждом порядке отличаются), приходилось по старинке читать текстовые солюшены. А здесь еще отдельный квест получался. Первые попавшиеся в гугле солюшены (на русском, есно) пестрят такой безграмотностью (руссий язык, видимо, 15-16 лет назад вовсе был не в моде) и непонятное и запутанное описание (словно карта в игре) мест, названия которых пересекались с английскими оригинальными и самоназванными авторами прохождений. Приходилось минут по 5-10 (или искать другие солюшены) вчитываться, перечитывать текст выше, чтобы понять, про что говорится.
Механика и геймплей очень интуитивны и приятны. Управление очень хорошее, не смотря на свою замудренность по началу. Как удобно "юзать" на ПКМ! И как здорово, что это же дефолтное управление оставили и в новой альфе. Быстро привыкаешь и к "онлайн"-инвентарю. К тому же все ключевые предметы, вещи и оружие можно забиндить на привычные клавиши. Не знаю, как там с пси-способностями, потому как обходился без них.
Шутинг в игре примитивный. АИ вообще глуп и туп. Поначалу это даже удивило, ибо было очень просто с ними сражаться. Подбежал - ударил - отбежал. С теми, кто стреляет, так же: выстрелил - спрятался за угол - вылез - добил. По мере прохождение ровно ничего не меняется. Даже самые толстокожие дохнут быстро. Самые мерзкие и злопакостные оказались большие пауки: ни одно оружие в моем инвентаре не было столь эффективно против них, как против других врагов. К тому же их гадкий яд, который требовал постоянного присутствия антитоксина в инвентаре. В отличие от "антирада", этих тюбиков почему-то в закоулках попадалось не так много. А магазинами я никогда не любил пользоваться (в плане траты в них денег). Лишь под конец все сплавил в надежде, что пригодится.
Однако пригодилось бы как раз оружие под конец. Перед предпоследним боссом (простите, в какой-то анальной кишке с кучей сфинктеров) оружия в инвентаре было больше половины (сила на максимум + имплантанты), однако оно подлым образом либо сразу сломалось (техобслуживание, ремонт, модификацию не прокачивал практически), либо не было ни одного патрона, либо мое энерго-оружие было против них неэффективно. Приходилось включать джедая и вручную кромсать головастиков лайтсабом.
Понятно, что не на историю и сценарий основной упор был сделан создателями. Ибо она читается еще до начала игры и с появлением впервые женского голоса у тебя на MDF. Удивить здесь абсолютно нечем. Да и вообще поначалу такая камерная интрига (в то время, как везде гг спасают целые миры) на одном корабле и с одним (двумя) главгадами даже показалась очень примитивной. "Недочужой" с кучей отсылок. Но дальше как-то сильно не обращал внимание.
А вот звук в игре потрясающий. Играл с полным русификатором (спасибо, что прослушивать подобранные дневники можно по ходу игры). Но и эта неофициальная озвучка вполне себе хорошая. Разве что голос Шодан уж сильно искаженный и местами труднопонятный получился. Ну и техно композиции выше всяких похвал. 90-е в культуре вообще были классны своими музыкальными изысками. И в этой игре как нельзя лучше всего чувствуется киберпанк именно за счет музыки. Подобное припоминаю отлично и в последнем Deus Ex: HR.
В целом создатели очень и очень качественно и достойно потрудились в свое время. Столько деталей, мелочей - все проработано на 100%, чтобы передать дух и атмосферу своей игры. Им это полностью удалось. На каждый предмет подробное и длинное описание. В каждой комнате журналы, туалеты, цветочки и кружки с телевизорами. На то время это просто отпад.
Вроде все, что хотел главное сказать, сказал
Непременно хочется взяться и за первую часть. Однако, судя по тому, что она первая и еще ранняя, требует еще большего времени на прохождение и освоение, то навряд ли возьмусь сейчас сразу. Так что лучше и скорей всего возьмусь за Deus Ex, которых как раз сейчас на распродаже в стиме взял целой пачкой.