Дюнкерк / Dunkirk
2017
реж. Кристофер Нолан
Это просто жесткий депрессняк! Такое точно никому советовать смотреть не стану. Не в плане, что фильм плохой. А в плане полученных после его просмотра эмоций. Ни один трейлер "Оно" или "Ужаса Амитивилля", показываемый перед сеансом, не нагоняет таких впечатлений. И все благодаря звуку. Здесь потрясающий атмосферный звук. И это в обычном зале. Не представляю, что бы было со мной после какого-нибудь аймакса. Но у меня до сих пор мандраж после воспоминания звука приближающихся самолетов и последующей бомбежки. Такой работы со звуком я не припомню нигде. Этот фильм надо не смотреть, а слушать. Как видел в каком-то заголовке интервью со съемочной бригадой "В "Дюнкерке" много молчаливых сцен, но ни одной сцены в тишине". И эти постоянно тикающие часы на фоне. И каков контраст, когда они умолкают! Пожалуй, только в тот момент я вышел из оцепенения от того ужаса и кошмара, творящегося на экране.
Нолан чертовски крут. Если он пришел в большое кино как мастер сценария, то здесь он полностью доказывает, что он мастер визуала (и звука!) и без сюжета. Это, как правильно выше отметили, как Мэд Макс в Инспешне. Но мне больше сравнение такое: это как сцена высадки в Нормандии из "Райана" Спилберга, растянутая на полтора часа, и подается как "Мементо" в виде склеенных различных кусков с различных ракурсов. Кстати, именно эти временные резкие переходы меня и смущали порой, потому что вникнуть кто и где удается не сразу. А титровые подсказки в самом начале дошли до меня только после просмотра фильма. Т.е., что означали слова "неделя, день и час".
И к слову, фильм с детским рейтингом PG-13 для США, но 16+ в России. И я бы точно не рекомендовал смотреть такое детям. Если я сам в детском возрасте смотрел "Райна", который был с рейтингом R, то ужасов войны не так пугался, как вчера при просмотре "Дюнкерка". Хотя детская аудитория навряд ли проникнется подобным кином. Да и вообще сложно назвать это произведение классическим фильмом. Такое чувство, что это какая-то отложенная дипломная работа или просто работа, которую Нолан хотел сделать давно и сам, в виде эксперимента. И вот, если Ван доказал миру, что можно пугать ужастиками с детским рейтингом, благодаря грамотной атмосфере и работой со звуком (но это изначально ужастики!), то Нолан здесь пугает именно звуком.
Хотел было еще добавить про необязательную голливудскую лащенность в виде героев. Но впрочем, они не так портят впечатление во время просмотра. Ну и я заметил, что фильм практически без спецэффектов. Т.е. 400 тыс солдат на побережье я так и не увидел. Да и оператор на любителя. Понятное дело, что для пущей атмосферы камера "летает" вслед за пилотом штурмовика, вернее с видом из его кабины, но вот эти постоянные крены и пике вслед за самолетом порой укачивают.
Острове проклятых
Его ж Скорцезе снял.