City Interactive одно время пачками штамповала фекальные шутеры на движке Фира, но каким-то образом однажды умудрилась выпустить игру Sniper Ghost Warrior, которая к удивлению, была не так плоха, как все остальное творчество поляков. И видимо продажи у игры были заметно выше остальных, поэтому вторую часть делали с заметным усердием, шедевра не получилось, но опять же играть было можно. Третья часть вышла спустя пару месяцев после релиза единственного конкурента Sniper Elite 4, и вышла она странно – сразу с бесплатным сезонником. И еще почему-то дисковая версия так и не вышла в России, хотя там есть перевод, у нас выходили предыдущие части, да и какого только шлака у нас не продают.
SGW 1-2 были играми линейными, но в третьей части авторы пришли к «открытому» миру. В кавычки это слово я взял по двум причинам: во-первых мир тут условно открытый. Карта разбита на три региона, между которыми можно «телепортироваться», причем загрузка региона занимает несколько минут, а игравшие на старте говорили так о вообще пяти минутах реального времени. Но это меньшая беда, бОльшая заключается в том, что местный мирок мертв, и является по сути хабом, где ты перемещаешься от одной точки интереса до другой. После недавних игр в открытом мире, это очень сильно бросается в глаза. На дорогах вы не встретите машин или людей, в небе не будут летать вертолеты, не будет сражений между бандитами, сепаратистами и повстанцами, на подмогу аванпосту, на который вы нападете, никто не придет. В деревеньках ситуация ничуть не лучше, и вкупе с советскими пейзажами, всеобщей разрухой и отсталой графикой, создается впечатление, что играешь в мод для Сталкера. Хотя в Сталкере на порядок больше жизни.
Сюжет. Куда Польша без легкой русофобии, хотя здесь она нивелируется уровнем подачи, написано все как для идиотов. Это грустно, CI могли попытаться сделать что-то вроде Спек Опса, благо все предпосылки к этому были. По сюжету пророссийские сепаратисты захватывают власть в северо-восточном регионе Грузии, и дают смачного поджопника тренированным по стандартам НАТО грузинским войскам. На помощь был выслан отряд американцев, с которым была успешно потеряна связь. Поэтому следующую высадку решили сделать малыми силами, и помимо командования отправить на задание одного человека: вас. Вы это военный по имени Джон (или Джек?), который отправляется в Грузию больше по своим причинам: по слухам в этом регионе видели его брата Роберта, взятого в плен год назад.
И ведь могло получиться нестандартно, ведь сепаратизм не берется из ниоткуда. Но нет, историю сделали максимально однозначной, прямой и тупой.
Итак, в регионе победили сепаратисты, хотя в описании они значатся «представителями малочисленного русскоязычного населения», и совершенно не говорится, почему вообще возникли анти-грузинские настроения. Сепаратизм не берется из ниоткуда, обычно это или экономические причины, или религиозные, или недостаток прав большинства нетитульного населения в определенном регионе. Но зачем игроку забивать этим голову, вот взяли сепаратисты и просто по приколу захватили власть. И не говорят об их требованиях к властям, или о причинах восстания. Потому что если им дать причину, то может показаться что пророссийские сепаратисты имеют повод, и возможно даже они хорошие, а вот грузины плохие. Но плохие в игре только сепаратисты, которые все как на подбор убийцы, маньяки и садисты. И по полной прессуют освобожденное ими же население. Одно лишь радует, что в их рядах крепкий интернационал: судя по фамилиям тут и грузины, и русские, и азербайджанцы, и армяне, и сербы. А против них сражаются гордые грузины-копротивленцы, вместе с американцами и евреями. Такая вот хурма.
Подается все это с серьезной миной, и продолжается даже в тот момент, когда поворот сюжета превращает боевичок в стиле Рэмбо 3, в полуфантастическую ерунду с ТВ-3, спасибо что хоть мутантов не завезли.
Но вот сам геймплей здесь не так уж и плох. Все задания (что побочные, что основные) примерно похожи: на некоем объекте надо или что-то украсть, или кого-то устранить, тебе показывают место и дальше крутись как хочешь. Так как игра про снайпера, то самый верный путь это найти место повыше, обозначить врагов и начать их устранять. Главное не мазать, и убивать так, что бы трупы не находили. Встревоженные враги начнут прятаться и отстреливаться, причем народ на Кавказе горячий, поэтому после пары предупредительных выстрелов из АК спокойно жахнут по твоей позиции из миномета, а там один прилет и ты труп. Помимо простых патронов для снайперки у тебя есть выбор из отвлекающих, сканирующих, разрывных и усиленных. Если заниматься отстрелом не хочется, то почти всегда есть возможность подобраться к объекту окольными путями и тихонько всадить пулю из пистолета. Наконец если поднялась тревога, и отступать уже некуда, можно начать отстреливаться из второго оружия, автомата, дробовика или …лука. Но этот вариант на крайний случай, так как враги стреляют метко, а здоровье у Джона убывает мгновенно.
И вроде это все стандартно, но просто прикольно ощущать себя снайпером. Например, тут было такое задание: есть две стоящие друг напротив друга многоэтажки, в одной из которых находится цель. Я обошел вторую многоэтажку, залез сзади в окно, устранил охранника, забрался на один из этажей в середине, хорошо прицелился и устранил цель. В этот момент труп внизу нашли (я не стал его прятать), и поднялся шухер. Я залез на верхние этажи, на крышу, спустился по тросу вниз и спокойно ушел. Потом я был еще в этом районе, и увидел, что я мог поступить иначе: залезть по лестнице на первый дом, спустится с крыши на пару этажей ниже и так же спокойно убить противника.
Вообще в игре подкупает наличие большого числа разнообразных объектов, про которые даже думаешь: ну не может он просто так использоваться для такой мелочевки, как убийство командира из черного списка (а это побочные задания). Но нет, может. И при этом два сюжетных задания проходят в одном и том же месте, вот это было действительно непонятно.
Омрачают игру еще и глюки. Вышло 7 патчей, но глюки до сих пор встречаются в обилии, самый обидный был после часа игры, когда пропала возможность подбирать с трупов лут, вылечилось только после перемещения по сюжету в другой регион. Очень раздражают недоработки анимации: если вы стреляете в сидящего врага, то в замедленном полете пули он прямо перед ней вскакивает, держа в руках воображаемое оружие. И иногда камера после таких убийств еще и взлетает в небеса.
В общем игру спасает только специализация на снайперской тематике, в целом получилось грустно.