И снова здравствуйте! Сегодня мы подробнее рассмотрим сооружения и в частности методы производства. Они определяют функции сооружения, потребляемые и производимые товары, а также необходимые типы работников.
Многие игры, посвящённые управлению, позволяют улучшать сооружения, чтобы увеличить их эффективность или расширить функционал. В этих играх после инвестиций изменения остаются навсегда, и почти всегда новый вариант сооружения практически во всём превосходит старый. Но в Victoria 3 каждое действие рождает противодействие, а у инноваций есть свои побочные эффекты. Ожидаемо, что со временем производственные процессы будут совершенствоваться, но в некоторых случаях после улучшения для работы сооружения будут требоваться дефицитные товары, а в других случаях оно станет производить новый тип товара в ущерб старому. В результате сооружениям в Victoria 3 требуются более гибкие пути улучшения по сравнению с постоянными, линейными и очевидными улучшениями.
У всех сооружений есть несколько категорий методов производства, обычно от 2 до 5. В каждой категории одновременно может быть активен только один метод. Большинство категорий относятся к одному из следующих типов:
Базовый: определяет «уровень технологий» и эффективность сооружения в целом, производит товары, характерные для данного типа сооружений.
Обработка: снижает производство обычных товаров в угоду специализированным товарам или роскоши, иногда добавляя уникальные варианты производимых товаров.
Автоматизация: добавляет потребление промышленных товаров, снижая требования к неквалифицированной рабочей силе.
Владельцы: определяет владельцев сооружения, обычно зависит от законов.
С подходящими технологиями пищевая промышленность может производить продукты как из зерна (пекарни), так и из рыбы (консервные заводы). Кроме того, можно перегонять зерно и сахар в спирт (спиртовые заводы). С развитием технологий пищевую промышленность можно автоматизировать, значительно снизив потребность в неквалифицированной рабочей силе. Простой пищевой промышленностью управляют торговые гильдии (лавочники), а более развитая и выгодная находится в руках капиталистов, вкладывающих свои доходы в развитие промышленности.
Например, методы производства в железной шахте определяют, используют ли шахтёры только кирки и лопаты или же у них есть какой-либо насосный агрегат. Существует несколько уровней технологий, которые также определяют, какое топливо используется насосом. Чем совершеннее насос, тем проще добраться до залежей и тем быстрее можно добыть железо, но вместе с тем увеличивается расход угля или нефти. С появлением высокотехнологичных насосов возникает потребность в большем количестве инженеров и механиков для контроля за их работой. Это создаст больший спрос на квалифицированных рабочих, а также откроет ряд более высокооплачиваемых должностей для тех, кто соответствует требованиям.
Революция в химии, случившаяся в той эпохе, позволила использовать взрывчатые вещества в горнодобывающем деле, что является второй категорией методов производства, применимой только в шахтах. Как только будет изобретён нитроглицерин, его можно будет использовать в шахтах для увеличения добычи полезных ископаемых. Однако при росте произведённой химической промышленностью взрывчатки растет и количество несчастных случаев на производстве. Изучив менее летучий вариант динамита, можно добыть ещё больше полезных ископаемых за счет того, что возрастёт количество взрывчатых веществ и того, что гораздо меньше рабочих взорвётся на рабочем месте.
После изобретения портативных паровых машин их можно использовать на горнодобывающих предприятиях, чтобы значительно сократить объём ручного труда, необходимого для одной лишь перевозки. Оборудование будет стоить сооружению угля и двигателей, но уменьшит сумму, которую оно обязано выплачивать в качестве заработной платы. Но что более важно, это освободит рабочих для выполнения работы в других сооружениях, если в области не хватает рабочих рук. Но если заработная плата и так слишком занижена, то покупка дорогих промышленных товаров для увеличения дешевого неквалифицированного труда будет, возможно, не самой удачной идеей. Так что это будет непростым решением для игрока.
В большинстве стран в начале игры простыми шахтами владеют и управляют торговые гильдии. Это мелкие поставщики производимых товаров, представленные лавочниками. Как только шахты затронет индустриализация, в дело вступят капиталисты и перехватят владение шахтами. В большинстве случаев капиталистами станут лавочники в результате повышения на эти вновь созданные позиции, но часть может прийти из других групп населения в области или даже из других сооружений, не столь привлекательных, как шахты. Капиталистов меньше, чем лавочников, но они получают более высокую зарплату и, что более важно, инвестируют часть своего дохода в расширение промышленности страны в зависимости от того, сколько прибыли им приносит их рабочее место. С распространением идей в обществе у вас может появиться возможность открыть горнодобывающую промышленность для общественности в противовес частному владению, а потом, возможно, даже национализировать её и отдать под управление государственным бюрократам, либо преобразовать в кооперативы, где доход распределяется между рабочими.
Методы производства не ограничены производством и потреблением товаров. Правительственные администрации нанимают бюрократов и клерков, которые используют бумагу для производства бюрократии — одного из игровых лимитов, который позволяет вам править большим населением и расширять ему доступ к государственным услугам. Железные дороги потребляют двигатели и топливо, вроде угля, чтобы производить транспортировку и инфраструктуру — первая продаётся на рынке, а вторая позволяет области поддерживать больше сооружений без утраты доступа к рынку. Университеты нанимают академиков, которые позволяют области вести исследования и развивать новые технологии и идеи. Практически каждая валюта, модификатор или эффект может производиться с помощью методов производства в сооружениях, а затем применяться различными способами в стране, области или даже самом сооружении.
Базовая правительственная администрация потребляет 10 ед. бумаги и производит 50 ед. бюрократии за полностью укомплектованный уровень, но каждый последующий уровень кроме первого добавляет бонус +2% к производительности благодаря экономии в масштабе. Это повышает и потребление бумаги и производство бюрократии, извлекая больше выгоды из каждой группы населения, работающей в этом сооружении.
Естественно, это открывает широкий потенциал для модификаций с новыми сооружениями и методами производства! Посольства, которые повышают влияние, но которые также могут потреблять вино и мясо из запасов области, чтобы ускорять улучшение отношений? Трущобные святилища, которые можно строить только на побережье и которые потребляют рыбу и создают рабочие места для Глубоководных, которые в свою очередь повышают смертность в области и глобальный прирост параметра cthulhu_rising? Нам не терпится посмотреть на воплощение ваших самых безумных идей!
Если вам показалось, что настраивать несколько методов производства в нескольких категориях в каждом из сооружений игры — это сложновато, то вы правы! К счастью, мы создали ряд инструментов, которые с этим помогут. Первейший из них — панель сооружений, на которой можно посмотреть общие сведения обо всех сооружениях в стране, сгруппированных по основному и вторичному типу. Например, вы можете посмотреть общие сведения обо всех сельских сооружениях, всех мебельных фабриках или всех портах. Если у вас есть сооружения одного и того же типа в разных областях, можно будет углубиться в список и посмотреть каждое отдельное сооружение. На каждом уровне можно увидеть прибыльность сооружения и настроить методы производства. Можно даже разом настроить все методы производства для конкретного типа сооружений по всей стране.
На панели сооружений видно сразу всю промышленность в стране и как у неё дела в финансовом плане. Здесь можно изменять методы производства у отдельных сооружений или у всех сразу. При желании вы даже можете расширять сооружения прямо из этого окна, либо щёлкнуть по какому-нибудь из них и получить подробный обзор его балансового отчета и рабочей силы.
Чтобы уменьшить количество вычислений, которые игрокам придётся производить в уме, мы создали инструменты, предсказывающие последствия выбора метода производства, исходя из оценок будущей прибыльности на основе предполагаемых изменений производства и потребления, а также появляющихся и пропадающих рабочих мест. С первого взгляда кажется, что надо просто использовать методы производства, которые делают сооружения более эффективными, но здесь надо также учитывать влияние на общество — достаточно ли в регионе населения, квалифицированного для более продвинутых рабочих мест, необходимых для нового процесса? Будет ли зарплата на этих рабочих местах достаточной, чтобы люди захотели сменить место работы? Не создаст ли это новый класс обеспеченных механиков, у которых могут появиться идеи о профсоюзах? Или же увеличение прибыли не приведёт к повышению зарплат на рабочих местах сооружения, потому что они все уже заняты, а работники получают достаточно, и в этом случае излишки прибыли уйдут в дивиденды дольщиков, что в свою очередь увеличит потребление предметов роскоши? Выбор может зависеть от социальной мобильности, от политик, которых придерживаются в стране (восстание социалистов может быть, а может и не быть частью плана!), а также от того, сможете ли вы обеспечить страну предметами роскоши без обогащения соперника. Более прибыльная местная промышленность никогда не является плохой целью, но не должна быть единственной, когда вы заботитесь обо всём обществе.
Подсказки отображают предполагаемое влияние на баланс сооружения, складывающееся из изменений производства, потребления, требований по зарплатам, а также занятости, что может повлиять на долговременную политику страны. Если в регионе недостаточно квалифицированного населения, которое могло бы занять создаваемые рабочие места, то вы увидите соответствующее предупреждение, так как это может ограничить эффективность производства.
Это всё на сегодня. Позже мы подробнее поговорим об экономике, но в ближайшие недели обсудим внутреннюю политику — на следующей неделе Мартин покажет заинтересованные группы!