Об иерархии инстинктов.
Баскин Л.М. /Бегство козла/ (из книги "Олени против волков")
Точно описать поведение козла, убегающего от опасности, не так-то легко. район обитания условно делится на три части. Одну из них козёл вынужден сейчас покинуть, в другой его вчера преследовали охотники, и он вполне целесообразно выбирает третью часть и направляется туда. Это наиболее общий план его действий. Но существует ещё и подплан, который подчиняется главному. Козёл правильно выбирает путь спасения от опасности, он старается идти тем маршрутом, который позволит ему меньше быть на открытом месте или обойти возможные препятствия. Ведь он постоянно осматривается и, конечно, помнит, что где-то бродили с отарой пастухи, где-то стояла машина, и всё это он учитывает в своём поведении.
Однако и этот план ещё не является достаточным. Необходимо пересечь ущелье, где и спуститься-то можно далеко не везде. И козёл имеет ещё один подплан, подчиняющийся предыдущему. Зверь использует свой опыт - переходы через ущелье, даже камни, по которым нужно прыгать, он запоминает с детства. Часто можно видеть, как двух-трёхмесячные козлята, играя, прыгают с камешка на камешек, носятся друг за другом по неприступным для человека кручам. Так они постепенно запоминают особенности местности и в минуту опасности, уже не раздумывая, мчатся по камням, прыгают с карниза на карниз, выбирают наиболее удобную дорогу. В Копетдаге, где горы сложены из сравнительно мягкой породы, звери выбивают хорошо заметные тропы. Зарисовав их, можно получить план всевозможных переходов.
Представим себе, что охотник использовал новый приём маскировки. Выскочив из ущелья, козёл наткнулся на шалаш, искусно построенный возле арчи. Грянул выстрел. К счастью, охотник промахнулся, и мы можем продолжать свои наблюдения. Козёл опрометью бросился обратно вниз по ущелью. В этот момент он не разбирает дороги, спускается по отвесным скалам, целиком полагаясь на своё искусство скалолаза. Оказавшись на безопасной дистанции от врага, он остановился, оглядываясь вокруг и, как мы предполагаем, выбирает новый маршрут следования. Допустим, козлу удалось успешно обойти охотника. Но тут интересно другое. Встретившись с незнакомой опасностью, изменив своё поведение и получив подтверждение того, что такое изменение правильно, что оно принесло свой результат и что опасность миновала, козёл приобрел свой навык. Произошло обучение.
/.../
Козёл благополучно избежал опасности, ушёл за два километра от того места, с которого мы начали за ним наблюдать, и теперь, когда опасность миновала и животное убедилось в этом, осматриваясь вокруг, оно может заняться чем-то другим, полезным и необходимым для себя. Иными словами, козёл должен перейти к новой активности. Как мы договорились, в нашем списке активностей самца вслед за оборонительным поведением следует пищевое, а далее половое. Раз так, козёл должен отправиться на полянку, где имеется больше корма, и начать пастись. Если мы продолжим наблюдения, придётся описать новую, свойственную пищевому поведению козла модель стимулов внешней среды: образ травы, кустов, представления козла о местах, наиболее удобных для кормежки. Так же как и раеьше, козёл будет действовать в соответствии с иерархией планов. Он начнёт искать лучшее пастбище (общий план), на нём выбирать наиболее удобные участки для кормежки (средний план) и поедать наиболее вкусные, наиболее ценные кормовые растения. В точности так же он будет на ходу учиться, изменять своё поведение, совершенствовать его.
Баскин Л.М. Олени против волков. М.:Знание,1976. с.54-56.
Давайте будем исходить из того, что инстинкты не сами по себе, а служат удовлетворению потребностей. Несомненно, иерархия потребностей проявляется в смене одного инстинктивного поведения другим. Как раз об этом написал Л.М. Баскин в том фрагменте про козлов, который я сегодня цитировал. Сначала безопасность, потом пища, потом половое поведение.
Но не всё так однозначно. Если животное сильно голодное, оно начинает пренебрегать своей безопасностью, то есть ведёт себя необычным образом. Приманить на еду голодное животное неизмеримо проще, чем сытое. Значит, основную роль играет иерархия потребностей и в то же время сила их удовлетворенности. Если бы второго фактора не было, никогда не возникали бы брачные бои, которые порой заканчиваются и ранами, и смертью. Очевидно, что в какие-то моменты одна из потребностей становится доминирующей, и здесь срабатывает физиолоческий механизм.
Наблюдая такое поведение, мы и приходим к выводу о генетической детерминированности инстинктивного поведения. Но собака может есть, когда сильно голодна, и когда почти не голодна. Во втором случае инстинктивная основа слаборазличима. Значит, дело в иерархии потребностей и удовлетворённости в данный момент. Невыспавшийся человек может заснуть вопреки всему, даже при угрозе его жизни. Таким образом, структура и физиология организма оказываются тесно связанными с поведением. Поведение - не просто реагирование на среду или приспособление, но удовлетворение потребностей в первую очередь. Эмоции и желания обычно служат выражением потребностей, это и характеризует естественное поведение. Мотивация, ориентированная на слова, которая имеет место у человека, делает его поведение как бы неадекватным. Ведь неадекватность поведения может выступать как по отношению к среде, так и по отношению к своему телу (организму).