Рецензия на The Vale: Shadow of the Crown

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Канадская студия Falling Squirrel изначально преподносила The Vale: Shadow of the Crown как адвенчуру и даже RPG, подходящую для людей с нарушениями зрения. Концепция почти фантастическая: как можно наугад проходить 5-10-часовую игру, полагаясь лишь на шорохи и голоса? «Должно быть, это либо примитивно, либо скучно», — подумал я и с любопытством погрузился в экспериментальный проект.

Игра вслепую

Разработка: Falling Squirrel, Creative Bytes Studios
Издание: Falling Squirrel
Жанры: Adventure/2D
Похожие игры: A Blind Legend
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Раньше я считал, что игры для слабовидящих — это строго аудиокниги с очень ограниченным влиянием на историю или логические/головоломки (шахматы, судоку). Оказалось, доступных жанров больше.

Начнем с того, как вообще играют незрячие. Общение с компьютером/смартфоном им облегчают программы, озвучивающие интерфейс и прочий текст на дисплее. Например, на PC с Windows 10 это «Экранный диктор», а на телефоне с Android — TalkBack. Мышь по понятным причинам спросом не пользуется, все команды слабовидящие вводят с клавиатуры.

Одну из первых коммерческих игр для незрячих создал одиозный японский геймдизайнер Кэндзи Эно (D2, Enemy Zero) – Real Sound: Kaze no Regret. Она напоминала радиопостановку, востребованный в Японии вид продукции, и аудиокнигу. Естественно, с небольшим интерактивом, чтобы пользователь не заснул. Ввиду того, что Real Sound: Kaze no Regret высадилась лишь на Saturn и Dreamcast и не получила перевода на английский, на Западе ее проигнорировали.

Несколько более-менее заметных проектов для слабовидящих вышли в первой половине 2010-х. Papa Sangre, The Nightjar, A Blind Legend. Papa Sangre и The Nightjar — хорроры от британской Somethin’ Else: в первой вы крадетесь по загробному миру (о ее сиквеле мы упоминали в рубрике «Мобильные игры. Дайджест»), во второй — по космической станции, причем под комментарии Бенедикта Камбербэтча. A Blind Legend посвящена походу слепого рыцаря. Поводырем выступает его дочь. В этой фэнтезийной адвенчуре есть сражения, что роднит ее с The Vale. Да и продают ее не только на iOS, как творения Somethin’ Else, но и на PC/Mac.

Смотреть галерею скриншотов The Vale: Shadow of the Crown

И Papa Sangre, и The Nightjar, и A Blind Legend используют бинауральное аудио. Вы надеваете обычные наушники, однако четко различаете, откуда идет звук. Дело в том, что бинауральное аудио записывают при помощи двух микрофонов, имитирующих наши уши. Каждого из микрофонов звуки достигают с разной скоростью, в итоге получаем эффект объемного аудио. Яркий пример применения в громком проекте — Hellblade, где голоса бомбардируют Сеную с разных сторон.

Describe it for me

Бинауральное аудио лежит в основе и The Vale. Falling Squirrel также позаботилась о тактильной отдаче контроллера, чего я не оценил, поскольку играл на клавиатуре.

События The Vale происходят в королевстве, смахивающем на средневековое. Молодой король Тео занимает трон. Свою сестру Алекс, слепую от рождения, он отсылает управлять замком на дальней границе. В сценах-флэшбеках Тео мило разговаривает с Алекс, и до вас не сразу доходит, почему он так с ней поступил. Однако причина, поверьте, веская.

По дороге к крепости на караван с принцессой нападают варвары. Это первая волна армии вторженцев, скоро не поздоровится и Тео. Ну а пока в беде только Алекс. Ее спутников убивают, сама она убегает. Чудом выжившую принцессу находит человек, который представляется пастухом. Вместе они должны преодолеть путь в полтысячи миль до столицы.

Смотреть галерею скриншотов The Vale: Shadow of the Crown

Все меню в The Vale озвучены, управление ограничено клавиатурой. Вначале спартанский подход сбивает с толку, диктор бесит. Но стоит снизить громкость, как отрицательные эмоции затухают. Можно и глаза зажмурить для полного погружения, ведь на экране пусто. Роль графики исполняют искорки, застилающие кадр. Наглядно проступает разве что эффект дождя.

Повествование разбито на сцены, никакого открытого мира и свободы перемещения по карте в привычном смысле. Вот Алекс и пастух куда-то бредут и беседуют, вот прочесывают локацию в поисках важного предмета (передвижение — на WASD, развернуться/осмотреться — на «стрелках»), вот ходят по городку. В поселении обычно ждут кузнец, торговец, таверна с квестами. У каждого объекта/NPC свой отличительный звук: кузнец стучит молотом, в таверне пиликает музыка и т. п. Если звук нарастает, значит, идем верной тропой. В общем, The Vale представляет собой «линейное» приключение, хотя порой нас ставят перед выбором на развилке. Плюс побочные задания разрешают выполнять в произвольном порядке.

Среди основных и побочных заданий есть «стелс»-миссии. Допустим, Алекс крадется по вражескому лагерю или мимо волков, доедающих павших ратников. В редакторе Unity такая сцена выглядит как плоский уровень с видом сверху с точками-противниками и героиней. Вокруг точек — конусы. Когда ваш конус наедет на чужой, оппонент очнется и нападет, запустится боевой движок.

В схватке ноги Алекс приклеены к полу, ходить она не может. Враг нападает справа, слева или спереди. Определить направление звука несложно. Дальше поднимаете щит или рубите мечом. Чужие атаки типовые — «заряженный» замах, выстрел из лука, цепочка выпадов. «Комбо» необходимо переждать за блоком, а мощный удар следует прервать своим. Трудности возникают, когда противников много. Если они ударят синхронно, то урона не избежать. Еще расстраивает, особенно в дуэлях с «боссами», что нельзя узнать, сколько «здоровья» осталось у оппонента. «Подлечиться» в разгар драки не дают. Благо Falling Squirrel позволяет менять уровень сложности в любой момент. Система сохранений учитывает это и не заставляет по второму кругу прослушивать диалоги. Забота о пользователе радует.

Смотреть галерею скриншотов The Vale: Shadow of the Crown

Покупка экипировки и оружия с характеристиками повыше — один из редких RPG-элементов в The Vale. Тут тоже ощущается забота: старую вещь торговец автоматически выкупает, а у вас появляются недостающие медяки для приобретения новой. Параметры действительно влияют на ход поединка. К примеру, кто-то из противников хорошо блокирует атаки, нахрапом его не возьмешь. Или вот: у Алекс может быть клинок с высоким шансом критического удара. Полезная характеристика, когда варвары прут толпой.

Геймплей привлекает необычностью, но все-таки он рутинный. Двухкнопочные сражения быстро наскучат. Введение магии их не спасет, потому что оба заклинания — чисто опциональные, себя потешить. Авторы редко спохватываются и предлагают какой-нибудь аттракцион вроде драки на скаку в духе «рельсового шутера».

Ну а что же сюжет, столь важный элемент для адвенчуры? С одной стороны, канадская студия показала себя находчивой: если Алекс погибает, то не по-настоящему, дескать, это у нее видение случилось. С другой же – концовка наивная. К развязке ведут несколько часов пресноватых диалогов. Положение спасают актерская игра и обилие акцентов.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
The Vale доступна только на английском языке. Из-за специфики отсутствуют даже субтитры. Адаптируя проект для незрячих, разработчики забыли о других пользователях.

Чтобы блок не казался бессмысленным, давайте поговорим о звуке. Про акценты я уже упомянул — бормотание некоторых персонажей разобрать на слух проблематично. В целом же звуковой дорожке уделено больше внимания, чем в современных играх: героиня не упирается в стену/забор, а ударяется, что сразу понятно по звуку. Обычная и усиленная атака выбивают из оппонента разные вопли. От веса брони зависит, обнаружат ли вас в ходе «стелс»-вылазки. Естественно, есть оговорки, потому что перед нами «инди»-проект: скажем, точность стрельбы из лука на слух печальная, волки прыгают на деревянный щит с неестественным звуком, металлический щит падает на землю, словно крышка от кастрюли. Впрочем, мелочи не портят общей картины.

* * *

Falling Squirrel прекрасно знала, какими качествами должна обладать игра для слабовидящих. В The Vale порядок с позиционированием (легко ориентироваться по звукам) и управлением. В то же время нельзя закрывать глаза на недостатки — рутинные сражения, похожие городки. Это приключение на один раз, не более.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Intel Core i3
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
805 Мб на винчестере

Intel Core i5
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
805 Мб на винчестере
наушники

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Vale: Shadow of the Crown
Author Rating
41star1star1star1stargray