Рецензия на Tohu

Автор: АЛЕКСАНДР ОЛБУТ

У Amanita Design, ушедшей от добрых и тёплых квестов в сторону интеллектуальных головоломок и психоделического хоррора, мгновенно нашлись последователи в самых разных странах. В прошлом году Luna отправляла нас в волшебный мир, наполненный легендами китайского фольклора, а в этом – Tohu от польской студии Fireart Games предлагает приключение, максимально подражающее Samorost 3.

Nedorost

Разработка: Fireart Games
Издание: The Irregular Corporation
Жанры: Adventure (Point-and-click)/2D
Похожие игры: Luna: The Shadow Dust, Machinarium, Samorost (серия), Tsioque
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Сходства разработчики и не скрывают. Вселенная Tohu состоит из небольших металлических планет-рыб, населённых чудными обитателями, которые путешествуют между ними на таких же небольших космических кораблях. На одной из этих планет живёт Девочка (фиолетовое человекоподобное существо) и её альтер эго – крепкий стальной робот по имени Кубоголовый. Однажды из ниоткуда возникает безликий Незнакомец в чёрном плаще с капюшоном, разрушает священный двигатель, обеспечивающий жизнь на планете, и исчезает. Наша задача – найти инструменты, починить механизм и раскрыть тайну спрятанного за ним древнего обелиска.

Событий сюжета едва хватит на абзац, что, учитывая невероятно пошлую развязку, безусловный плюс. По ходу достаточно короткого приключения героиня летает с «рыбы» на «рыбу» за всякими артефактами: сначала за молотком и гаечным ключом, затем за частями обелиска. При помощи point-and-click управления она подбирает предметы и перемещается между экранами, но типичным квестом игра не является. В «инвентаре» не бывает много вещей, и мы их не комбинируем, а используем на окружающих объектах (ключ на замке и так далее). Как в Tsioque, самостоятельно ходить разрешают только в определённых местах, основное же наше действие – щёлкать мышкой, чтобы активировать головоломки, которых в Tohu изрядное количество.

К сожалению, оригинальных среди них нет. Водопроводчик, перекатывание шариков, сбор шестерёнок, мозаика, смешивание и нагревание жидкостей – набор до уныния стандартный. Есть и совсем нафталиновые экспонаты, вроде переливания воды из 2-литрового ведра в 4-литровое (чтобы набрать 3 литра, разумеется) и перевозки на лифте волка, козла и капусты. В повествование «пазлы» почти никак не вплетены, и зачастую мы понятия не имеем, зачем их решаем. Особых неудобств они не вызывают, лишь заставляют постоянно пожимать плечами. Гораздо больше досаждает необходимость тыкать в каждую летающую или ползающую тварь, которые иногда бывают важны для прохождения. Сразу оценить степень их важности нельзя. Впрочем, бродя по паре-тройке локаций, мы рано или поздно наткнёмся на все нужные объекты. В целом же адвенчура несложная, её запросто одолеют дети. На них она и рассчитана, иначе откуда бы тут взялись аркадные мини-игры: стрельба из рогатки, «ударь крота», запоминание символов в правильной последовательности, преодоление лабиринта на скорость и прочая банальщина.

Смотреть галерею скриншотов Tohu

Мало-мальски интересны разве что короткий эпизод со скачками во времени да способность превращаться в Кубоголового. Здоровяк поднимает и передвигает тяжести, ну а Девочка легко пролезает в узкие проходы и карабкается по уступам. Использование этих умений дуэтом вполне могло бы заменить добрую половину избитых головоломок, но воображение авторов, видимо, было слишком занято созданием картинки. Она в Tohu безусловно великолепна, однако у дизайна планет и их обитателей маловато индивидуальных черт. Насекомые-гайки, вилки и лампы, собака-плоскогубцы, многорукий торговец в ванне, улитка-оркестр – все они будто нарисованы по шаблону или взяты из базы данных «странных» картинок. В глянцевой и крайне поверхностной сюрреалистичности игры не заключён никакой художественный смысл, она не вызывает никакой эмоциональной реакции кроме дежурного умиления.

Уникальность стиля Samorost в том, что её персонажи были внешне небезупречными, а подчас и пугающими, в них была капля барочной безобразности. Чтобы оценить их красоту, игроку нужно было сделать усилие над собой, преодолев некоторую брезгливость и пересмотрев свои представления о прекрасном. У Luna совершенно иной почерк – диковинной сказки неведомой культуры, изобилующей собственными мифологическими образами. Tohu выглядит ярко и привлекательно, но ей не хватает визуальных средств, чтобы рассказать свою нехитрую историю – и разработчики прибегают к  закадровому голосу и субтитрам. Повествователь поясняет и без того очевидные события, а текстовые комментарии сопровождают сценки, в которых NPC, лопоча на непонятном диалекте, сообщают различные факты из своей жизни или прошлого своей планеты. Такие внедрения настоящего языка разрушают всю бутафорию игрового мира, обличая его кукольную сущность. Напомню, что и в Samorost, и в Luna даже меню бессловесны.

Смотреть галерею скриншотов Tohu

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Немногочисленные тексты переведены хорошо, имена собственные удачно адаптированы в русскоязычном варианте (например, Juncle стал Мехдедом). Голос рассказчика – на английском.

* * *

Tohu в равной степени поражает своей красотой и бессчётным множеством вторичных головоломок. Пожалуй, игру я посоветовал бы разве что родителям с детьми, хотя и они, дойдя до финала за 5-6 часов, столь же быстро о ней забудут.

Оценка Riot Pixels52%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Intel i3 3,3 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon R9 285
13 Гб на винчестере

Intel i3 3,3 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon R9 285
13 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Tohu
Author Rating
31star1star1stargraygray