Рецензия на The Last of Us

logo-the-last-of-us-review
Автор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Мировая катастрофа, заросшие зеленью мегаполисы, суровые люди с луками — популярное сочетание нынешнего сезона. В телевизоре — сериалы «Революция» и «Ходячие мертвецы» по одноимённому комиксу, в играх — Crysis 3 и The Last of Us. Причины катастрофы — разные, а образы на удивление схожие. Хотя миру TLoU оригинальности не занимать — человеческую расу подкосили грибы-паразиты.

Бостон, далее – везде

Разработка: Naughty Dog
Издание: Sony Computer Entertainment
Похожие игры: I Am Alive, Alone in the Dark (2008)
Мультиплеер: (8) online
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 3

Этот рассказ, как и любая увлекательная фантастическая история — отнюдь не про зомби, нановирусы или мутантов с мицелием вместо мозга, а про обычных людей, угодивших в тяжёлые обстоятельства. А ещё он — про островки угасающей цивилизации: карантинные зоны, коих с каждым годом всё меньше, коммуны ополченцев, лагери мародёров. Природа возвращает отнятые у неё земли, опутывая плющом небоскрёбы, прячет ржавые остовы некогда модных автомобилей под зелёными одеялами мха и травы. Эти виды брали за душу в S.T.A.L.K.E.R., Enslaved и «Метро 2033»; покоряют сердце они и здесь.

Постапокалиптические красоты затмевают лишь главные герои. Джоэль, прожжённый контрабандист, который доставляет всякие вещи из опасных районов в военный анклав Бостона, и 14-летняя девчушка Элли, родившаяся после пандемии и знающая о прошлом укладе по чужим словам и фотографиям. Подобно Элизабет из BioShock Infinite, впервые ступившей за пределы своей башни-темницы, она, попав за периметр, изумляется, казалось бы, обыденной ерунде. Но хрупким цветочком её не назвать — быт бостонской резервации закаляет характер с младых ногтей.

Впрочем, ни Элли, ни даже Джоэль не были готовы к приключению, которое обещало занять день, а растянулось на месяцы и сотни, если не тысячи километров пути. Да и к общению друг с другом — тоже. Он для неё — угрюмый мужик, лишнюю фразу силком не вытащишь. Она — живой груз, не в меру любознательная «посылка». А всего-то надо проводить строптивую обузу до центрального квартала, сдать отделению военной группировки «Цикады» и вернуться домой за наградой.

Но когда судьба подбросила трагический поворот, курьерское поручение стало чем-то иным. Жажда наживы отступила перед обещанием, а оно, в свою очередь, заронило в сердце робкие зерна надежды. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сразу понять, почему важна Элли — чай, не впервые в жанре такое (плюс, раскрывают интригу быстро). Куда интереснее наблюдать, как Джоэль постепенно оттаивает и вновь обретает цель — цель, ради которой он прольёт много крови.

Смотреть галерею скриншотов The Last of Us »

Тихая Земля

Эти метаморфозы характера напоминают о Натане Дрейке, влезающем в авантюры с мыслью о богатствах, но всякий раз получающем урок от жизни. И пусть создатели The Last of Us сознательно чурались голливудского пафоса и эпических сцен, наследием Uncharted тут пропитан каждый кадр. Проработанная до мелочей анимация, знакомая (и по-прежнему не самая удобная) механика укрытий, отлично поставленные ролики, заранее отрендеренные движком… Naughty Dog, как рачительная хозяйка, приспособила всю домашнюю утварь, будь то фирменное графическое ядро, отшлифованное до идеального блеска, сетевой код или лошади из Drake’s Deception.

Даром что полоска здоровья убывает шустро и регенерации нет, а повествование никуда не спешит, позволяя тщательно изучить уровни. TLoU великолепна в минуты затишья, когда мы бродим по пустым посёлкам и улицам мегаполисов, ищем припасы, слушаем беседы героев или просто взираем на потрясающие пейзажи, дивясь, как их утрамбовали в старое «железо» PlayStation 3. Музыка дважды «оскароносца» Густаво Сантаоллальи, сотканная из гитарных аккордов, старается не мешать — короткие треки редко играют за пределами роликов, уступая место разным шумам и звукам.

Некоторые текстуры, правда, «плывут», ну и шут с ними — все эти шейдеры, источники света, тени, сотни объектов сливаются в то, что не испортить горстью досадных огрехов, — ощущение мира. Или холодного страха, если вас занесло в подвал, где шляются с полдюжины «щелкунов», мигом разрывающих глотку.

Смотреть галерею скриншотов The Last of Us »

Три ипостаси кордицепса

Яркие образы заставляют забыть не только мутноватую кирпичную кладку, случайно оскорбившую глаз в каком-нибудь переулке. Художники тащат лямку за геймдизайнеров, не продумавших игровую вселенную. Понятно, что монстры — не главное, но трёх видов, причём не сильно разнящихся, маловато на кампанию длиной 12-15 часов. «Бегуны» ведут себя как буйные психи, слепые «щелкуны» улавливают любые звуки, а толстяки в панцирях отравляют воздух спорами. Есть среди врагов и просто мародёры, хотя после нескольких стычек однотипные ситуации начинают утомлять. Увы, внятной экосистемы из этих «кубиков» сотворить не удалось.

Скуку сдерживают произвольная расстановка противников при каждой загрузке карты и бодрый ИИ. Сказано, конечно, не про мутантов — они-то как раз бегут напролом, а вот обычные мужики с дубинками и «стволами» здорово треплют нервы. Головорезы наизусть знают местность, охотно бросают свои посты при первых подозрительных шорохах и если чуют, что перевес не на их стороне, драпают, чтобы спрятаться. Благо Naughty Dog сделала очень открытые карты, предлагающие ворох возможных маршрутов.

Потому, кстати, в большинстве случаев есть выбор: развязать перестрелку, рискуя потратить скудный боезапас, или включить «сонар» а-ля Splinter Cell: Conviction и тихонько прокрасться мимо. Жаль, авторы играют по-честному далеко не всегда и временами навязывают определённый подход. Так, выйдя на площадь в даунтауне Питтсбурга, волей-неволей придётся вступить в открытый конфликт, ведь на смену задушенным негодяям тут же «рисуют» новых. Хотя стоит устроить пальбу, и подкрепления прибывать перестанут.

В другом эпизоде, стремясь усилить напряжение, тварей присылают аккурат в тот момент, когда Джоэль пытается завести генератор. Мне, наверное, жутко не везло, но трижды я нарывался на «щелкуна», тотчас убивавшего героя скриптовой сценкой. Здравствуй, “чекпойнт”! Между прочим, после возрождения The Last of Us сохраняет столько патронов, сколько было при гибели.

Так что дорогу осилят терпеливые и методичные. Если вам претит искать запчасти для апгрейда оружия, пилюли, позволяющие улучшить здоровье и радиус слуха, а также подручный скарб для самодельных аптечек, гранат, заточек, дымовых шашек и «коктейлей Молотова», – не беритесь за прохождение. Без этого, равно как и без патронов, долго не протянуть (хорошо, что Элли, вслед за Элизабет из BioShock Infinite, тоже нет-нет да подбрасывает обойму).

Смотреть галерею скриншотов The Last of Us »

84 сетевых дня

На сборе ресурсов завязан и мультиплеер. Вместо аватара игрок получает целый клан — бандитов или «цикад», – которому предстоит продержаться 12 недель. Подключив свою учётную запись из Facebook, можно «населить» эту группу друзьями. Каждый матч означает один прожитый день. Победа приносит средства для дальнейшего выживания и пополняет ряды, неудача грозит уничтожением отряда.

Как и в основной кампании, мы модифицируем холодное и огнестрельное оружие, мастерим зажигательные смеси и прочие штуки, способные вытащить из переплёта. Иногда по ходу здешнего «сюжета» перед нами ставят дилеммы. Например, кого из двоих виртуальных компаньонов спасти в неравном бою с заражёнными, а кого бросить на произвол судьбы. Толком они ничего не решают — так, развлечение.

А в сетевых сражениях побеждают самые хитрые и осторожные. Помчались весёлой гурьбой — позорно сдохнете секунд через тридцать. Тем более что оба режима жёстко ограничивают количество «воскрешений» (автолечения и тут нет). Поэтому надо красться, оставлять метки для товарищей и вообще держать ухо востро.

Занятную концепцию портит, опять же, однообразие. И Survivor, и Supply Raid — не что иное, как типичный командный «дефматч», где и мутантов-то не бывает. Знать, задумки поинтереснее придерживают для будущих DLC…

Не последние

В «сезонный абонемент» входит и одно сюжетное дополнение. Продолжит ли оно недосказанную повесть о необычном дуэте или заполнит один из нескольких пробелов — не принципиально. Важнее, чтобы Naughty Dog хотя бы там исправила ошибки, мешающие сейчас получать удовольствие. Развить Uncharted в полновесный блокбастер студия смогла; верю, что она сумеет вырасти над собой ещё раз.

The Last of Us для PS4 — о, этот дивный старый мир
last-of-us-remastered-300x200

PS4-версию The Last of Us создавали по принципу «куй железо, пока горячо». Перенос программного кода с PS3 на PS4 дался разработчикам нелегко, зато у владельцев новой консоли Sony теперь есть достойное развлечение. В издание вошли все ранее выпущенные дополнения, включая сюжетное Left Behind. Оно, впрочем, не встроено в кампанию и по-прежнему запускается из главного меню.

Хотя, конечно, всех больше интересовали не DLC, а то, насколько авторы сумеют улучшить картинку на PS4, ведь в названии сверкает слово «Remastered». Получился в итоге не столько ремастер, сколько всё тот же оригинал с хорошей косметикой. Разрешение увеличено до 1080р, полноэкранное сглаживание, пусть плохонькое, но есть, текстуры многих объектов и персонажей стали заметно чётче, ролики перезаписаны в улучшенном качестве. По умолчанию движок выдаёт 60 кадров в секунду (пусть не во всех эпизодах), но в опциях можно «зарубить» скорость, сделав её такой же, как на PS3. Компенсацией за 30 fps станут более приятные тени, придающие сценам объём. А ещё исчезла неприятная задержка при управлении персонажами, свойственная многим графически сложным играм на PS3, — на новой приставке «тормозить» нечему.

Смотреть галерею скриншотов The Last of Us Remastered

С другой стороны, геометрия игрового мира ни на йоту не изменилась. Чёткие текстуры и увеличенное разрешение порой лишь подчёркивают угловатость многих объектов, прежде скрывавшуюся под слоем «мыла». К счастью, она не сильно режет глаз, да и некогда здесь разглядывать бутылки с восьмиугольными донышками — есть дела поважнее.

Если вас интересует детальный «разбор полётов» графики и производительности The Last of Us Remastered, рекомендую прочитать этот материал, опубликованный на сайте Eurogamer в рубрике Digital Foundry.

Оценка Riot Pixels78%

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Last of Us
Author Rating
41star1star1star1stargray