Рецензия на Tacoma

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Едва попав на заброшенную станцию «Такома», я уже знал, чем все это закончится. Точнее, закончилось, ведь выполняя свое основное задание по эвакуации ИИ, я узнавал о том, как разворачивалась другая история. Зачем сценарист раскрыл основную интригу в самом начале очень короткой игры – непонятно, но это характеризует ее лучше тысячи слов.

Операция «Консервы»

Разработка: The Fullbright Company
Издание: The Fullbright Company
Жанры: Adventure/1st Person/3D
Похожие игры: Gone Home, Everybody’s Gone to the Rapture, Firewatch, P.O.L.L.E.N
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

События разворачиваются в конце XXI столетия. Судя по книжкам, кроссвордам и личным данным космонавтов, в ближайшие 70 лет произойдет много интересного. Некто с фамилией Маск (видимо, тот самый) станет президентом ЮАР, с 2021 года человечество полностью откажется от химического оружия, а в государстве ЕСССР в 2048 году введут в обращение еврубль. И вот на таком фоне разработчики поставили себе цель: за 2-3 часа ввести нас в курс дела, рассказать о мире, в котором мы оказались, познакомить со множеством главных героев и несколькими статистами, раскрыть суть и подвести к развязке.

Задача героини по имени Эми проста: пройтись по пустующему объекту, собрать кое-какие данные и извлечь ИИ «ОДИН». Приятный бонус за вредность – возможность поковыряться в личных вещах и AR-записях обитателей «Такомы». Дело в том, что корпорация-работодатель использует технологии дополненной реальности не только для открывания жалюзи и активации файлов на (в буквальном смысле!) рабочих столах, но и для круглосуточной слежки за своими кадрами. Конкретно эта смена провела на «Такоме» много месяцев, однако вы сможете просмотреть лишь несколько минут из жизни сотрудников.

Смотреть галерею скриншотов Tacoma

В прошлой работе The Fullbright Company с декорациями все было намного проще. Стоит россиянину старше 30 лет услышать «я не халявщик, я – партнер», «голосуй, или проиграешь» и первые ноты заставки к «Санта-Барбаре», как он наверняка погрузится в воспоминания о далеких 90-х. Gone Home действовала по похожему принципу: создателям не нужно было выдумывать правдоподобное окружение, потому что на них работала фантазия игрока, заставшего те времена. Показали ему кассету с надписью «X-Files» – и дело в шляпе. С Tacoma такой фокус не сработал бы.

Понимая, что знакомыми образами тут не отделаешься, авторы спекулируют на популярных нынче темах. В Tacoma есть гей, две лесбиянки (кстати, ту, что поплотнее, зовут Роберта Уильямс), мусульманка, темнокожая пара, бездушная корпорация, кучка борцов за свободу ИИ… И ни намека на попытку разыграть интригующее представление.

Хуже того, грубые логические провалы просто не дают поверить в происходящее. Куда ни плюнь – всюду какой-то бред. Например, отсутствие аварийных капсул или шлюпок на висящей в вакууме станции. ИИ будущего способны самостоятельно обслуживать объекты, подобные «Такоме», вот только законодательство запрещает оставлять жестянки наедине со своими мыслями. А где один инженер – там целая команда. Без средств эвакуации.

Неправдоподобному миру вторят плоские, неприятные и невразумительные персонажи, которым осталось жить всего несколько часов. На станции произошла авария и заканчивается кислород – что делать в такой ситуации? На самом деле, какое-никакое решение работяги придумали, но вместо того, чтобы тратить каждую секунду на подготовку операции по спасению, они решают заняться сексом.

Смотреть галерею скриншотов Tacoma

Мы-то прекрасно знаем: если с космического корабля, орбитальной станции или завода на далекой планете убрать почти всех людей, что-то обязательно произойдет. Нас к подобному готовили не раз – и простенькие приключения в духе Adrift или P.O.L.L.E.N, и серьезные блокбастеры вроде Dead Space, Alien: Isolation, System Shock 2 и последней Prey. Проблема Tacoma в том, что любая из этих игр, даже оставшись без стрельбы и головоломок, вероятно, все равно будет намного интереснее.

Everybody’s Gone Home

Отлично понимая, что одними записками и банальными аудиодневниками в 2017 году никого не удивишь, Fullbright вынуждает нас внимательно изучать те самые AR-записи. Система, очевидно, слаба, поэтому портретного сходства не наблюдается: вместо людей мы видим упрощенные трехмерные модели. Они играют в бильярд, готовят угощения, занимаются спортом и читают личные сообщения, что позволяет и нам влезать в их частную жизнь.

Ничего любопытного там не происходит – обычные заботы ничем не примечательных людей. У одного кто-то умер, у другого сын школу заканчивает, этого терзают воспоминания о несчастном случае, а вон тот делает свою скучную работу. По традиции, заведенной в Gone Home, в руки можно брать почти любой предмет, оставленный персоналом «Такомы»: кружку (зачем?), карандаш (и что с ним делать?), книжку (на ней хотя бы что-то написано). Некоторые из них и правда чуть-чуть расскажут о владельцах, другие – нет. Забавно, к слову, что собственный характер Эми продемонстрирует лишь трижды за всю игру: в самом начале, в самом конце и еще когда вы найдете в спальне однополой пары некую подозрительную вещь.

Смотреть галерею скриншотов Tacoma

Для более детальной картины придется слушать все диалоги. Суть проста: есть отсек, а в нем – несколько минут записи, на которой зафиксировано все, что происходило в этом месте несколько месяцев, дней или часов назад в определенный временной промежуток. То есть, скажем, сначала все шесть человек могут вместе что-то обсуждать, потом они разбиваются на пары и расходятся по разным углам, затем кто-то к кому-то подходит и т. п. Короче, если вы хотите услышать каждую реплику, то запись нужно постоянно перематывать туда-сюда, бегая за силуэтами ораторов.

Изредка нам подсказывают какой-нибудь код – для двери или шкафчика в раздевалке. К сожалению, авторы били себя по рукам каждый раз, когда из Tacoma могло выйти настоящее приключение. Код для замка? Ну, ладно, пару-тройку раз поищем. Или нет. Там ведь вряд ли будет что-то полезное. Ключ от ящика? Хорошо, так и быть. Естественно, делать это никто не заставляет. Нас вообще старались по минимуму утруждать какими-либо обязательными манипуляциями, хотя, допустим, мы можем взять в руки кий и попробовать загнать все шары в лузы. Физика так себе, но бильярд уж точно занятнее бросания дротиков в фотографию или ударов по груше в «спортзале».

И поскольку мы с самого начала знаем почти всю концовку, создается впечатление, что в Fullbright кто-то намеренно саботировал производство игры, дабы она получилась максимально предсказуемой, ровной и без сюрпризов. Может, потому разработка и затянулась на столько лет. Чего уж там: Tacoma и завершиться-то нормально не способна. Так, рояль в кустах.

Смотреть галерею скриншотов Tacoma

Судьба «симуляторов ходьбы» незавидна: чаще всего сюжет в них сам по себе ничего не стоит. В The Stanley Parable интересно возвращаться ради постановки, в Everybody’s Gone to the Rapture – ради шикарных видов и музыки. И даже Firewatch манит своими пейзажами. В Tacoma нет ничего подобного. Для игры на Unity она достаточно аккуратна и опрятна. Впрочем, невыразительный дизайн интерьеров не откладывается в памяти, а некоторые лампы светят совсем уж неправильно. В какой-то момент я обратил на это внимание лишь потому, что мне стало невыносимо скучно.

* * *

Основная интрига Tacoma умирает в первые минуты игры, а все остальные ее «секреты» не стоят выеденного яйца. А покрутить в руках грязную кружку можно и у себя на кухне.

Оценка Riot Pixels51%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5 1,9 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
11 Гб на винчестере

Core i7 2,9 ГГц
8 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
11 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Tacoma
Author Rating
31star1star1stargraygray