Шведская студия Frictional Games снискала славу мастеров хоррора, выпустив в 2010 году Amnesia: The Dark Descent. Несмотря на спорные решения, для многих игра стала своего рода эталоном и повлияла на жанр в целом – как минимум, породив уйму разнокалиберных подражателей. Иногда кажется, что на нее равняется почти каждый начинающий творец “ужастиков”.
Продолжение, напротив, не полюбилось широкой публике. Пронзительная трагичная история и философские рассуждения слабо способствовали выделению адреналина и давили совсем на иные эмоции. Однако разработкой занималась другая команда, а от нового проекта Frictional Games поклонники ждали, конечно, возвращения к “истокам”. И получили сюрприз – SOMA ближе именно к A Machine for Pigs.
В омут
Разработка: Frictional Games
Издание: Frictional Games
Жанры: Adventure/Horror/1st Person/3D
Похожие игры: Amnesia: The Dark Descent, Amnesia: A Machine for Pigs, Penumbra (серия), Outlast, Alien: Isolation
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Второй удар не заставил себя ждать – сняв шлем для сканирования, герой обнаружил, что врач исчез, а он сам очутился в совершенно незнакомом месте. Кругом мрачные металлические коридоры, темнота, запустение, дышащее на ладан футуристичное оборудование, а сверху давит неимоверная толща воды.
Смотреть галерею скриншотов SOMA
Громадная исследовательская станция PATHOS-II расположилась на дне океана, на многометровой глубине. Скитаясь по заброшенным помещениям, читая чужие записи и изучая обстановку, поначалу с избытком получаешь новые вопросы вместо ответов. Что произошло на станции? Из-за чего нет связи с поверхностью? Кто издает странный, необъяснимый шум, периодически звучащий неподалеку? Как мы умудряемся “слышать” последние секунды жизни умерших, касаясь тел рукой? Почему еще функционирующие роботы ведут себя так, словно они живые люди? И главное – реальность все это или несусветный кошмарный сон?
Драматических моментов и глубоких раздумий в SOMA намного больше, чем непосредственно “пугалок”, повествование порой ставит перед крайне трудным выбором, а жуткое окружение навевает в основном отчаяние и безысходность. Мне очень хочется описать хоть малую часть неприятных дилемм и событий, с которыми Саймон столкнется в своем нелегком походе, но что бы я ни сказал, возгласов “спойлер!” не избежать. В первую очередь этот рассказ не о борьбе за жизнь – он о поисках смысла существования. И только нам решать, что именно делает человека человеком.
Смотреть галерею скриншотов SOMA
Under pressure
От закрученных головоломок в духе The Dark Descent разработчики отказались – большинство задач тривиальны, инвентаря нет, а вконец запутавшемуся игроку ненавязчиво и органично подсказывают выход из положения. Да, любители заковыристых пазлов будут разочарованы, зато тут всегда отчетливо видно, что Саймон воюет с жизненными обстоятельствами, а не с дурацкими условностями.
Вообще, Frictional Games создала поразительный, красивый и правдоподобный мир. Несмотря на раздражающую ерунду вроде текстур низкого разрешения, PATHOS-II и ее подводные окрестности великолепны. Покрытые ракушками и проржавевшие затонувшие корабли, покинутые отсеки и лаборатории, заваленные электроникой мастерские – здесь все настоящее, “живое”. Мириады мелких деталей, талант художников и прочная сюжетная основа образуют цельную и тягостную картину, от которой явственно ощущаешь холодный ком где-то внутри. А вот первобытному ужасу места толком не нашлось – SOMA предпочитает более тонкие и сложные эмоции.
Даже улепетывая со всех ног, едва разбирая дорогу сквозь заполняющие экран статические помехи (побочный эффект пребывания рядом с монстрами), чувствуешь почти неестественное спокойствие. В отличие от The Dark Descent или Outlast, всерьез заставить нас трястись от страха авторы не пытаются. К тому же чудовища лишь ранят и временно вырубают главного героя, после чего можно тихонько доползти до специальной штуковины и мгновенно прийти в себя. Несколько нападений подряд не пережить, но и “лечилок” полно, поэтому выжить нетрудно.
Смотреть галерею скриншотов SOMA
Однако постепенно вынужденная игра в прятки начинает утомлять. По сравнению с Alien: Isolation, замечательно показавшей, насколько интересным и вариативным может быть “стелс” в хорроре, скрытность тут выглядит неважно. SOMA способна похвастать разве что умением не загонять игрока в коридор. По многим локациям и правда разрешают свободно шастать туда-сюда, уклоняясь от неприятных встреч; вдобавок монстры отвлекаются на звук упавших предметов. Увы, это максимум предоставленных нам возможностей: абсолютно беззащитный Саймон не в состоянии даже залезть в шкаф, а просторные вентиляционные шахты использует только по велению сюжета.
Другая неприятная его черта – заторможенная «соображалка». Так уж получается, что истинный смысл происходящего постоянно доходит до нас заметно быстрее, чем до героя-тугодума, а потому разделять с ним недоумение и шок иногда проблематично. Но и это не портит удовольствия от истории – печальной, страшной и бесконечно жизнеутверждающей одновременно.
* * *
Незабываемое и депрессивное путешествие, лучшая работа Frictional Games.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core i3/AMD A6 2,4 ГГц |
Core i5/AMD FX 2,4 ГГц |