Рецензия на Shadowgate

logo-shadowgate-reviewАвтор: BAMBI

Shadowgate — приключение для отшельников-старообрядцев, практикующих суровую аскезу. Долой логичные загадки, запоминающихся героев, увлекательную интригу, многокадровую анимацию и прочие мирские удовольствия! Даёшь лабиринт смерти, где надо без конца ползать по безлюдным залам, вязнуть в дебрях неуклюжего интерфейса, решать скучные головоломки, не получая в награду ничего, кроме новой головной боли, гибнуть из-за допущенной сто ходов назад ошибки или просто из-за того, что истекло время, впадать в отчаяние и, стиснув зубы, начинать сначала…

Если вы сейчас испытали приступ лёгкой паники, не пугайтесь — это говорит лишь о том, что у вас всё в порядке с восприятием действительности. В отличие от разработчиков из Zojoi — вот тем явно невдомёк, что на календаре уже XXI век, а эпоха Игр, Которые Нас Ненавидят, давно закончилась.

Квест Юрского периода

Разработчик: Zojoi
Издатель: Reverb Triple XP
Жанры: Adventure/Point-and-click/1st Person/2D
Похожие игры: Companions of Xanth, Death Gate, Shadowgate, Ween: The Prophecy, Zork: Grand Inquisitor, Zork Nemesis: The Forbidden Lands
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Оригинальная Shadowgate, вышедшая на Macintosh в конце 80-х, пережила несколько реинкарнаций, но более всего она примечательна как одна из немногих чистокровных адвенчур, удостоивших визитом консоль NES. Путешествие по напичканной ловушками цитадели и само по себе было тяжким испытанием для смекалки и нервов, а черепашья медлительность, с которой двигался по экрану понукаемый «крестовиной» курсор, гарантировала, что одолеть силы зла смогут только самые несгибаемые авантюристы.

Этот дух страдальчества Zojoi бережно перенесла в ремейк, созданный при финансовой поддержке трёх с половиной тысяч ретроградов. Авторы предпочитают использовать термин «переосмысление», напирая на то, что замок разросся в размерах и прибавил в детализации, но не верьте лентяям: наплевав на плоды прогресса и эволюцию жанра, они просто «в лоб» скопировали игровую концепцию 25-летней давности со всеми её жуткими и нелепыми рудиментами.

Взять, к примеру, сюжет, который целиком умещается в такой диалог:

– Там злой колдун. Убей его.
– Угу.

…причём на самом деле даже без «Угу», ведь главный герой нем, как космодесантник из Doom, и его психологический портрет тоже исчерпывается словом «солдат». По мере погружения в тускло освещённые недра враждебной крепости юноша будет находить свитки и книги, содержащие тексты длиной в пару предложений, а ещё его ждёт пяток слайдовых заставок — монологов чародея, призвавшего вояку на благородную миссию по спасению мира. Пропустив эти обрывочные откровения, вы ничего не потеряете: такие истории оставляют на бумаге фантасты-«середнячки», когда расписывают перо.

Смотреть галерею скриншотов Shadowgate

Спустя четверть века ничуть не изменился и геймплей, что печалит: характеристика «Это как Zork, но с иллюстрациями и без «парсера»!» настолько же круто звучала в 1987-м, насколько уныло — сейчас. Игровой мир — набор скреплённых скотчем экранов. Вертеть головой нельзя. Несмотря на титул «живого замка», пресловутый Shadowgate выглядит пустым и мёртвым, да и фоны прорисованы как-то небрежно (все локации снабжены текстовыми описаниями — видимо, в качестве компенсации). Твердыня к тому же поражает шизофренической планировкой: в соседних комнатах можно увидеть водопад, склеп, озеро лавы, ледяную пещеру, логово огнедышащего дракона, берлогу гоблинов…

Стычки с врагами — лёгкий способ отправиться на тот свет, но, к счастью, в быстрой реакции нет нужды: притаившиеся в засаде монстры будут до посинения позировать с разинутой пастью, поскольку течение времени исчисляется щелчками мышью. Тем не менее, Shadowgate всячески даёт понять, что «тормозам» тут не место. Во-первых, нас предупреждают, что через N ходов злодей-колдун обретёт неслыханное могущество и станет непобедим. Во-вторых, надо успеть снять проклятье, постепенно умерщвляющее плоть героя. И самое противное — с каждым шагом пламя факела в наших руках меркнет. Остаться в темноте — это верная смерть, а количество горючего инвентаря, развешанного по стенам, ограничено, так что рано или поздно скелет с косой возьмёт своё.

Возня с горящими палками — такой ржавый, скрипучий, раздражающий «хардкор», что даже сами авторы после релиза спохватились и добавили патчем режим, в котором огонь не гаснет. Увы, ради возможности спокойно исследовать магические палаты придётся пожертвовать «мясом», ведь вечный свет доступен лишь на первом из четырёх уровней сложности. Хочется кусать локти от досады: Shadowgate развивает предложенную Monkey Island идею модульных головоломок (то, что на «Новичке» занимает один «клик», на «Мастере» выливается в целую драму), но ставит издевательские временные рамки — чем выше уровень, тем меньше запас факелов. Гипотезу о том, что Zojoi видит своей целевой аудиторией лютых мазохистов, подтверждает и Ironman Mode, где, я прошу внимания, НЕЛЬЗЯ СОХРАНЯТЬСЯ.

Смотреть галерею скриншотов Shadowgate

Будто мало у нас других проблем! На максимальной сложности герой не выбрасывает одноразовые ключи после применения, и под конец становится дюже трудно сообразить, какую из этих железок ты ещё не совал в замочную скважину, — а вещмешок-то и так трещит по швам от бесполезных находок! Вдобавок перечень доступных команд — «Взять-ударить-съесть…» — перестаёт быть контекстно-зависимым, и в условиях, когда каждое действие приближает тебя к провалу, чрезмерное обилие вариантов попросту парализует волю. Zojoi, кстати, не смогла определиться, какой метод управления наименее дискомфортен, поэтому предлагает на выбор и «колесо», и каноничный набор кнопок, и даже, смешно сказать, «горячие клавиши».

Впрочем, если уж вы полезете в меню настроек, советую поступить мудрее: перевести музыкальный тумблер в положение «ретро», отдохнуть пару минут, наслаждаясь мелодиями из NES-версии и вспоминая те далёкие времена, когда приключения и мучения были неотделимы друг от друга, а затем выйти в Windows, щёлкнуть по значку Uninstall и перелистнуть эту страницу игровой истории.

* * *

Классику надо уважать — но и себя тоже. Обновлённая Shadowgate фантастически близка к оригиналу, только это не достоинство: застилающая глаза пелена ностальгии помешала разработчикам увидеть, что они пытаются вернуть к жизни истлевшую мумию.

Оценка Riot Pixels45%

Добавьте свой отзыв на игру


Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Pentium 4/Athlon XP 2,4 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Shadowgate
Author Rating
31star1star1stargraygray