Рецензия на Q.U.B.E. 2

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Страшно сказать – в этом году Portal исполняется 11 лет. За прошедшие годы фраза «девушка с кубиком в закрытом помещении» перестала описывать одну конкретную игру и ныне характеризует целую плеяду подражателей хиту Valve. Q.U.B.E. 2 не отступает от общей схемы: девушка — есть, помещений — полно, кубиков – даже больше, чем нужно.

И повторится всё, как встарь

Разработка: Toxic Games
Издание: Toxic Games
Жанры: Adventure/Puzzle solving/Physics-based/1st Person/3D
Похожие игры: Q.U.B.E.: Director’s Cut, The Turing Test, The Talos Principle, Portal (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Доктор Амелия Кросс еще не успела толком прийти в себя, а ее уже заваливают информацией: она участвовала в операции по уничтожению какого-то куба (!), но потеряла память (!!) и теперь должна манипулировать другими кубами (!!!), используя возможности своего костюма, чтобы вернуться домой. Знакомые с «режиссерской» версией первой Q.U.B.E. наверняка быстро поймут, в чем подвох. Впрочем, полагаю, что и новичков Toxic Games не сможет долго водить за нос.

Смотреть галерею скриншотов Q.U.B.E. 2

Серьезная проблема повествования Q.U.B.E. 2 в том, что она не старается удивить бывалого игрока. Формула «комната с задачкой — коридор с пояснениями — комната с задачкой» была терпима 10 лет назад, но за последнее время конкуренты Portal достаточно осмелели и стали вносить заметные правки. Например, The Talos Principle отличалась и своеобразным дизайном мира, и важной ролью сюжета, а в позапрошлогодней The Turing Test иногда давали повертеть в руках какие-нибудь вещи — точно как в Gone Home и ей подобных, что худо-бедно способствовало лучшему погружению в атмосферу необычного приключения.

Q.U.B.E. 2 на подобные ухищрения не идет, предпочитая мучить нас с Амелией однообразными темными проходами с раздражающе неровными стенами. Внезапная смена «линейного» путешествия залами с несколькими дверями, ведущими к обязательным «пазлам», которые зачем-то можно решать в любом порядке, никакого облегчения не приносит, ведь и она начинает повторяться. А отсутствие бега лишь усиливает ощущение монотонности.

Сведения, сообщаемые традиционным Голосом За Кадром (их тут целых два), ненадежны, а из окружения трудно почерпнуть хоть что-нибудь ценное об окружающем мире. Оригинальные «сюжетные» объекты встречаются крайне редко, причем чаще всего они либо похожи на уже виденные «статуи», либо не несут серьезной смысловой нагрузки. Видно, что историю для Q.U.B.E. 2 мучительно высасывали из пальца (потому, наверное, что без нее было бы совсем некрасиво), но она не держит в напряжении, не интригует и даже раздражает. В этом смысле выбор концовки в финале пилюлю подсластить не может: он выглядит таким же искусственным, как и все «ухищрения» сценаристов до него. Хотя все это не было бы столь печально, если бы авторы смогли компенсировать очевидные недостатки.

Смотреть галерею скриншотов Q.U.B.E. 2

Still Alive

Смотря на официальные скриншоты Q.U.B.E. 2 в Steam, я с трудом узнаю ее. Дело не в том, что она уродлива – нет, Unreal Engine 4 сделал ее в меру опрятной. Просто яркие и разнообразные картинки плохо стыкуются с тем, чем наполнена добрая половина пятичасовой (в принципе, управиться можно и за 3-4 часа) игры. Стерильная однотипная «архитектура» практически без приятных глазу деталей — сомнительные декорации для увлекательного приключения.

Тем более что головоломки первое время тоже расстраивают. Наш костюм способен дистанционно управлять различными механизмами (например, подвижными платформами и магнитами) и размещать на белых «плитках» их цветные аналоги. Синие квадраты действуют подобно батутам, красные могут выдвигаться на солидное расстояние, а зеленые производят на свет кубики соответствующего размера. Этого нехитрого набора спецсредств хватает для простых задач.

Перевалив за экватор, Q.U.B.E. 2 заметно преображается — и визуально, и по сути. Появляются новые детали вроде машин, создающих шары, агрегатов, поливающих пространство перед собой чем-то вроде нефти, и горелок, способных поджечь все, что было пропитано горюче-смазочными материалами. Именно тут внезапно понимаешь, что игра толком не раскрывает все свои нюансы, поэтому многое нужно выяснять опытным путем. Скажем, долго ли может гореть какой-нибудь объект.

Смотреть галерею скриншотов Q.U.B.E. 2

Новые открытия дополняет долгожданное удовольствие от решения заковыристых проблем. И хотя я не назову их по-настоящему сложными, финишная прямая в плане разнообразия в разы интереснее вялого вступления. Скучная завязка как будто специально испытывает терпение игрока, хотя тем, кто ищет новые ощущения в знакомом геймплее, ни на что особенное надеяться не стоит: в лучшие свои моменты Q.U.B.E. 2 — это решение головоломок ради решения головоломок. И не более того.

* * *

Не самая плохая подражательница Portal, постепенно начинающая хорошеть буквально на глазах. Однако ждать этого волшебного преображения не обязательно: пройдя мимо этой игры, вы ровным счетом ничего не потеряете.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 2,5 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GTX 470/Radeon 6870 HD
4 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 780/AMD R9 290X
4 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Q.U.B.E. 2
Author Rating
31star1star1stargraygray