Рецензия на «Мор»

Автор: TOP

«Ничего не понял, но очень интересно» – абсолютно естественная мысль после первых часов «Мора». Безымянный уездный городок насквозь пропитан странностями, чудаковатые встречные говорят загадками и вворачивают непонятные выражения, главный герой постоянно видит вещи на грани и далеко за гранью галлюцинаций – любого, кто пропустил «Мор. Утопию» и ее HD-переиздание, такой подход приводит в легкое замешательство.

Я иду по улице словно чумачечий

Разработка: Ice-Pick Lodge
Издание: tinyBuild
Жанры: Adventure/Action (Shooter)/Survival/1st Person/3D
Похожие игры: “Мор. Утопия”, We Happy Few
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Двойка в английском названии (Pathologic 2) тоже немного сбивает с толку. Ведь Ice-Pick Lodge сделала не сиквел – она иными словами рассказала ту же историю, что и 14 лет назад. Вернее, фрагмент истории: Бакалавр Даниил Данковский и Самозванка Клара лишились самостоятельных эпизодов, и за ту троицу отдувается гаруспик Артемий Бурах.

Выбор героя неочевиден (даже учитывая то, что когда-то внешность ему подарил глава студии Николай Дыбовский). Пускай Артемий, влекомый странным письмом отца, прибывает в город после очень долгого отсутствия, он, в отличие от Данковского, все же не пришелец и стоит с нами на разных уровнях. Он понимает гораздо больше нас, уже водит давние знакомства, кое-как владеет местной лексикой и не чешет затылок при виде одонгов – крепких антропоморфных червей. В неведении нет ничего критичного, однако недаром в «Утопии» приключения Бураха шли второй опцией и предполагали хотя бы базовое знакомство с материалом.

Впрочем, блудного сына встречают отнюдь не хлебом с солью. Пройдя психоделическое обучение (редкая поблажка ремейка), он обнаруживает, что горожане слетели с катушек, пытаясь отловить мифическое чудовище, а его самого преследуют по обвинению в убийстве уважаемого лекаря – собственного папы. Отмыть честное имя, найти преступника – главное, что занимает Артемия…ровно до того, как начинается эпидемия.

Песчаная язва застает людей врасплох. Еще сегодня зеваки ковыряют таинственную сажу, расползшуюся по стенам некоторых домов, а завтра целые районы попадают в объятья опасной хвори, без лечения способной за считаные недели выкосить население. Проблема в том, что лекарства не существует, и развитие бациллы в организме можно лишь замедлить, но не остановить.

Как только смерть начинает жатву, и без того не лучшее место на Земле стремительно превращается в ад. По грязному воздуху инфицированных кварталов летают агрессивные сгустки черной пыли, безнадежно больные, обмотанные бинтами, нападают на прохожих, осмелевшие бандиты охотно пускают в ход кулаки и лезвия, повсюду пылают костры и лежат трупы. Неуютно и в «чистых» районах, где параноики уничтожают инфраструктуру, а цены скачками растут с каждым днем.

Смотреть галерею скриншотов “Мора”

Во многих проектах такой коллапс стал бы просто эффектной декорацией, но не здесь. Выживание в суровых условиях составляет костяк «Мора»: мы должны поить и кормить Артемия, укладывать спать, следить за его иммунитетом и, конечно, не допускать гибели.

Еда на деревьях не растет – обычно ее нужно покупать за драгоценные монеты или выменивать у горожан: дети предпочитают каштаны, пуговицы и прочую мелочевку, взрослым же подавай что-нибудь посолиднее. За водой (к счастью, она бесплатна и удобно разливается по собранным бутылкам) придется пройтись к колонке или деревянной бочке, и чем ближе к финалу, тем дольше их искать. Спать тоже посреди дороги не ляжешь, нужна подходящая кровать, а без отдыха герою становится дурно. Не стоит игнорировать и препараты для укрепления иммунной системы, поскольку понятие «сюжетной брони» песчанке незнакомо.

На то, что Бурах – живой (и прожорливый) человек, «Мор» напирает слишком рьяно. Часто вместо других важных дел мы вынуждены обшаривать урны в надежде найти хоть что-нибудь, что можно отдать усатому патрульному за сухарик, и столь жесткий менеджмент ресурсов скорее сердит, чем способствует погружению. Благо разработчики услышали жалобы и добавили патчем ползунки для тонкого регулирования сложности.

Смотреть галерею скриншотов “Мора”

Чумной доктор

А вот время не поддается никаким настройкам. Оно течет неумолимо, не останавливаясь и при открытии похорошевшего, но по-прежнему неудобного инвентаря. Левый SHIFT вечно утоплен до упора, глаза лихорадочно ищут кратчайший путь к цели по умышленно витиеватым улицам, сон откладывается до предела – ради того, чтобы успеть как можно больше до того момента, как часовая стрелка отсечет страницу календаря.

Но сделать все невозможно. Ни платный fast travel по реке, ни махинации с сохранениями, доступными исключительно возле стационарных часов, не позволят целиком изучить «Мор». Хватаясь за одно, непременно теряешь второе: оставляешь кого-то в беде, пропускаешь важный эпизод, губишь любопытный квест. Вместе со строгой survival-механикой это дарит редкое чувство бессилия перед обстоятельствами, подкрепленное удивительно вязкой атмосферой.

Хотя сам Артемий тоже не супергерой, готовый движением накачанной руки вершить судьбы народов. Он способен унести гораздо меньше предметов, чем хотелось бы, быстро изнашивает одежду, неуклюж в бою и часто получает «по шапке» даже от двух противников, медленно перезаряжает огнестрельное оружие (по правде говоря, его польза все равно сомнительна). Перепрыгнуть невысокую преграду, сэкономив несколько драгоценных минут, ему и то не по силам.

Смотреть галерею скриншотов “Мора”

Зато он талантливый врач. С одной стороны, за его плечами хорошее образование по специальности хирурга: провести операцию на раненом в поножовщине – пожалуйста, вырезать из трупа сердце или почки для опытов – легко (иногда в ущерб репутации, важной для торговли и мирного перемещения).

С другой стороны, Бурах-младший знаком с лечебными традициями степного народа и варит на отцовском оборудовании отличные тинктуры из местных трав. Настойки трех типов позволяют в специальной мини-игре локализовать инфекцию в организме больного и замедлить ее распространение правильно назначенными антибиотиками. Также отвары полезны для укрепления иммунитета перед путешествием в зараженный район – там, помимо прочего, можно безнаказанно мародерствовать или за отдельную награду от муниципалитета спасать маленьких детей от обезумевших чумных родственников.

Именно как от врача от Артемия зависит судьба города. Подрабатывая в импровизированной больнице, для профилактики и лечения раздавая ключевым NPC медпрепараты, экспериментируя в поисках панацеи, он подпитывает надежду на благоприятный исход. Вот только никаких гарантий от «Мора» не ждите – концовок больше одной.

Смотреть галерею скриншотов “Мора”

Культурное наследие

«Мор. Утопия» осталась в легендах прекрасно написанным проектом с явно литературными амбициями. Ее особой чертой была глубокая метафоричность, предполагавшая разные толкования и взгляды под диковинными углами. Разрабатывая ремейк, Ice-Pick Lodge не отказала в переосмыслении событий и себе.

Канва приключений Гаруспика сохранилась, однако изменились существенные детали и подача. Диалоги в значительной мере переписаны, местами ушел ненужный пафос, персонажи – включая ангелочков вроде Лары Равель – заметно помрачнели, сценарий наполнился свежими событиями.

Громче зазвучали и театральные нотки. Режиссер Марк Бессмертник, внушающий нам, что происходящее – постановка, охотнее колотит тростью в «четвертую стену» и накладывает перманентные штрафы на характеристики Артемия после каждой смерти, а многочисленные «суфлеры» облегчают нам адаптацию в городе и выкладывают информацию о ключевых фигурах.

Смотреть галерею скриншотов “Мора”

Что-нибудь непривычное мелькает почти везде: в архитектуре и дизайне зданий, ставших чуть более приземленными, в состоянии улиц, очищенных от крыс и собак, в планировке города, в конспектировании мыслей Бураха. При этом точечные правки никак не вредят «артхаусному» статусу игры и не коверкают изначальный замысел.

Самые радикальные перемены затронули, конечно, графику. Пересадка на движок Unity традиционно не прошла бесследно для производительности, но картинка по-настоящему симпатичная, особенно когда солнечный свет мягко заливает живописную природу. Критиковать московскую студию можно разве что за скудный комплект моделей NPC, хотя есть мнение, что и тут не обошлось без художественного замысла.

Увы, кое-чему создатели придали непростительно мало значения. Если бесконечная беготня туда-обратно и завязанность на нее львиной доли миссий огорчали вас в «Утопии», то в «Море» ничего принципиально не изменилось. Мы постоянно в пути, язык на плечо, – спешим выручать, вести красивые беседы, получать задания, вынужденно пропуская то, что за их рамками, и переключаясь разве что на добычу провизии. Своеобразная зашоренность начинает угнетать на шестой-седьмой из дюжины дней, выделенных для спасения города, а отсутствие быстрых сохранений заставляет иногда ерзать на стуле.

Смотреть галерею скриншотов “Мора”

Ведь стабильность – точно не про «Мор». Зашедший в тупик квест или вылеты из-за упорного нежелания ремейка дружить с популярным антивирусом идеально вписываются в общую страдальческую парадигму, но морального удовлетворения явно не приносят – лень переигрывать куски с монотонным бегом.

* * *

Спору нет, «Мор» унаследовала от предшественницы чемодан неприятных условностей, способных отпугнуть даже терпеливых людей. Однако пройдя многочасовой путь до прощального поклона, вникнув в механики, пропустив сквозь себя изящную историю то ли о взрослении, то ли о самопожертвовании, то ли о целом букете философских категорий, я ощутил желание еще немного погулять по атмосферному степному городку у черта на куличках.

Жаль, если это была последняя возможность.

Оценка Riot Pixels69%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Ryzen 5
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7870
25 Гб на винчестере

Core i7/Ryzen 7
16 Гб памяти
GeForce GTX 970/Radeon R9 390
25 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
"Мор"
Author Rating
41star1star1star1stargray